Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике
статья по физкультуре на тему

Шаранов Александр Афанасьевич
Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры, для осуществления педагогического анализа отдельных движений или двигательного действия в целом с целью исправления ошибок. Повышение эффективности управления информационными процессами в процессе обучения технике двигательных действий на занятиях по легкой атлетике положительно влияет на результаты обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике

 

Шаранов Александр Афанасьевич,

тренер отделения легкой

атлетики ДЮСШ г. Алдан

Процесс освоения учащимися рациональных форм движений отнимает немало учебного времени и сил у педагогов. Существенные трудности выполнения различных двигательных действий на тренировках часто возникают из-за несовершенной дифференцировки и «грубого» восприятия учащимися параметров собственных движений, что в свою очередь отражается на качестве усвоения движений и их точном выполнении. Решение подобной проблемы возможно с использованием в учебном процессе средства срочной информации – видеосъемки.

Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры (цифрового фотоаппарата) и впоследствии обработано при посредстве компьютерного программного обеспечения. Возможности  цифровой техники позволяют в процессе обучения технике двигательных действий на занятиях срочно (после выполнения двигательного действия) получать цифровые данные: о скорости бега на отдельных отрезках, о длительности движений, об угловых положениях частей тела и всего тела.

На основании полученной (с помощью цифровой техники) срочной информации представляется возможным непосредственно на уроке осуществлять педагогический анализ отдельных движений или двигательного действия в целом.

Для исправления ошибок в упражнениях при посредстве видеосъемки рекомендуется использовать следующий алгоритм действий: произведение видеосъемки двигательного действия; анализ полученных данных двигательного действия (рассчитывается скорость и длительность отдельных фаз двигательного действия, угловые положения частей тела); сопоставление полученных данных с эталонными значениями или рекомендациями; принятие решения о коррекции движений; сообщение учащемуся задания, двигательной установки для исправления ошибки в следующей попытке выполнения двигательного действия или выполнение учащимся специально подводящих упражнений.

Анализ и интерпретация педагогом совместно с учащимся полученных с помощью цифровой камеры данных двигательного действия позволяет: соотнести чувственный опыт учащегося с объективными параметрами его движений; практически реализовать в учебном процессе методические принципы физического воспитания «сознательности и активности», «наглядности обучения».

Реализация принципа «сознательности и активности» требует побуждения занимающихся на уроках к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий. Для этого необходимо в учебном процессе использовать возможности для развития у них способности анализировать удачные и неудачные выполнения упражнений; находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения.

Для формирования способностей к анализу собственных движений, занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения силы, скорости, времени и других параметров движения с оценкой, получаемой

от преподавателя при посредстве технических устройств. При предоставлении учащимся (после выполнения ими попытки) цифровых данных и видеозаписи двигательного действия становится возможным

эффективное формирование логических связей между характером выполнения движений и его результатами. При этом словесная коррекция педагога вносит обобщенные уточнения в выполнение движения (рано, поздно, меньше, больше). Эффект коррекции зависит от времени, затраченного на паузы между повторением движения. Чем короче пауза, тем выше эффект.

Реализация принципа «наглядности обучения» требует преимущественного использования на начальных этапах обучения форм опосредственной (демонстрация посредством технических средств) и непосредственной (показ тренером) наглядности при постепенном переходе впоследствии к так называемым формам: двигательно-перцептивной (предусматривает формирование представления о физическом упражнении за счет мышечных ощущений); смысловой (предусматривает формирование представления о физическом упражнении посредством формально-логических связей) наглядности.

Компьютерные технологии формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности и спортивно-тренировочного процесса, которые оказываются более психологически приемлемыми, комфортными, мобилизующими творческие возможности, интеллектуальный и физический потенциал учащихся.

Информационные технологии применяются: в качестве средства обучения, позволяющего совершенствовать процесс преподавания; в целях моделирования учебных и соревновательных ситуаций, тренировочного процесса и контроля за результатами обучения создаются возможности программно-методического обеспечения современных компьютеров; в качестве средства коррекции результатов учебно-тренировочной деятельности.

 Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры, для осуществления педагогического анализа отдельных движений или двигательного действия в целом с целью исправления ошибок.

 Повышение эффективности управления информационными процессами в процессе обучения технике двигательных действий на занятиях по легкой атлетике положительно влияет на результаты обучения.

Результаты  организации деятельности  обучающихся за 5 лет

Фамилия,  имя

Наименование соревнований

Ранг соревнований, год

Занятое место

1.

 Карина С.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре

2016, республиканский

1 место

Спартакиада школьников  Якутии

2015, республиканский

2 место, бег с барьерами

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

 2 место, бег с барьерами

Первенство ДФО

2015, федеральный

3 место

Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

2 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

 2 место

Летнее первенство РС (Я) на призы  Пинигина по легкой атлетике

2014, республиканский

2 место, 3 место

2.

Анастасия М.

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

3 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

3 место

Первенство  республики по легкой атлетике

2016, республиканский

2 место

Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

4 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

 2 место

3.

Ангелина К.

Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

1 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

 2 место

Летнее первенство РС (Я) на призы  Пинигина по легкой атлетике

2014, республиканский

2 место, 3 место

Спартакиада школьников  Якутии

2015, республиканский

1 место

Спартакиада школьников ДФО

2015, федеральный

2 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

 1 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

1 место

Первенство  республики по легкой атлетике с. Намцы

2016, республиканский

1 место

4.

Никита С.

Первенство ДФО «Шиповка юных»

2015, федеральный

2 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

2 место

Первенство  республики по легкой атлетике с. Намцы

2016, республиканский

1 место

Международные игры «Дети Азии»

2016, международный

7  место, прыжки в высоту,

14 место, прыжки в высоту.

Первенство ДФО по легкой атлетике в помещении Старты надежд», г. Хабаровск

2017, федеральный

1 место  в двоеборье

Первенство республики по легкой атлетике «Предновогодние старты»

2017, республиканский

1 место, прыжки в высоту,     2 место, прыжки в длину

Чемпионат республики по легкой атлетике среди взрослых

2018, республиканский

1 место, прыжки в высоту

Первенство республики  по легкой атлетике

2018, республиканский

2 место, прыжки в высоту, 3 место, прыжки в длину

5.

Валерий П.

Первенство ДФО

2015, федеральный

1  место

Первенство ДФО  по легкой атлетике  

2016, федеральный

1 место  прыжки в длину

3 место  60м

Первенство РС(Якутия)  по легкой атлетике среди учащихся 2005-2006 г. На призы Президента РООФЛА М.Ю Плетнера

2015, республиканский

1 место в эстафете 4*200

1 место  60м

1 место  200 м

1 место прыжки в длину

Первенство ДФО по легкой атлетике в помещении «Старты надежд», г. Хабаровск

2017, федеральный

1 место  в двоеборье

 Первенство ДФО  по легкой атлетике

2017, федеральный

1 место, прыжки в высоту, 2 место, прыжки в длину

Первенство РС(Якутия)  по легкой атлетике среди учащихся 2005-2006 г. На призы Президента РООФЛА М.Ю Плетнера

2018, республиканский

1 место, прыжки в высоту, 2 место, прыжки в длину

6.

Арсений К.

Первенство ДФО по легкой атлетике «Старты надежд», г. Хабаровск

2015, федеральный

3 место – двоеборье

1 место – эстафета 4*200

 Первенство ДФО  по легкой атлетике

2016, федеральный

1 место в двоеборье

1 место  200м

 1 место  60м

Первенство РС (Якутия)  по легкой атлетике среди учащихся 2005-2006 г. На призы Президента РООФЛА М.Ю. Плетнера

2016, республиканский

1 место в эстафете 4*200

2 место  200м

2 место  60 м

2 место прыжки в длину

Первенство ДФО по легкой атлетике «Старты надежд», г. Хабаровск

2017, федеральный

3 место – двоеборье

1 место – эстафета 4*200

Первенство РС(Якутия)  по легкой атлетике среди учащихся 2005-2006 г. На призы Президента РООФЛА М.Ю Плетнера

2018, республиканский

2 место, 200 м.

2 место,

60 м.

1 место в эстафете

7

Юлия Ш.

Первенство ДФО по легкой атлетике «Старты надежд», г. Хабаровск

2016, федеральный

2 место двоеборье

Первенство ДФО по легкой атлетике «Старты надежд», г. Хабаровск

2018, федеральный

3 место, толкание ядра

8.

Екатерина М.

Первенство РС (Якутия)  по легкой атлетике

2018, республиканский

2 место, прыжки в высоту

9.

Александра Л.

Первенство РС(Якутия)  по легкой атлетике среди учащихся 2005-2006 г. На призы Президента РООФЛА М.Ю Плетнера

2018, республиканский

1 место, 600 м,

1 место, 300 м.

2 место, прыжок в длину,

1 место в эстафете

Первенство республики  по легкой атлетике

2018, республиканский

3 место, 400 м.

10.

Анастасия Ж.

Первенство республики по легкой атлетике «Предновогодние старты»

2017, республиканский

 2 место, 60 м.

11.

Александра П.

  Всероссийские соревнования «Первенство ДФО по легкой атлетике в помещении Старты надежд»

2017, федеральный

3 место   толкание ядра

Первенство ДФО по легкой атлетике

2017, федеральный

1 место, двоеборье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Использование информационных технологий в формировании ключевых и профессиональных компетентностей обучаемых

Обобщен опыт применения информациооных технологий на занятиях естесственного цикла...

техника упражнений по легкой атлетике

подробно техника упражнений по легкой атлетике....

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии...

Методическая разработка мастер-класса «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”»

Мастер-класс «Эффективное использование информационных технологий в педаго­гической практике. Проект “Великие малые открытия”» открывает цикл мастер-классов «Проектна...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....