Реализация здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных спортсменов
статья по физкультуре (5 класс) на тему
Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юных спортсменов уже в младшем школьном возрасте могут стать причиной ухудшения их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
На современном этапе в системе дополнительного образования происходит отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию. Педагогические коллективы спортивных школ имеют право выбора собственных путей реализации здоровьесберегающих технологий, внедрения дифференцированного подхода в учебно-тренировочный процесс, необходимых в условиях подготовки спортсменов с различным уровнем физической подготовленности.
К сожалению, многие тренеры работают с детьми по унифицированным программам, где для всех занимающихся даётся одинаковая нагрузка, для одних являющаяся оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой. В итоге первые работают с хорошим тренировочным эффектом, вторые работают в поддерживающем режиме, третьи реагируют на нагрузку снижением результатов, ухудшением самочувствия.
В последние годы отмечается тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности школьников: перегруженность школьных программ, несбалансированное питание, злоупотребление информационными технологиями, малоподвижный образ жизни детей и другие факторы риска приводят к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, избыточной массе тела и другим заболеваниям. Предусмотренный школьной программой учебный план, включающий два урока физической культуры в неделю, не удовлетворяет потребность детей в двигательной активности.
Чрезмерная двигательная активность вредна не менее чем гиподинамия. Отмечено, что мышечная деятельность младших школьников длительностью 2-4 часа в день угнетает функционирование организма: угнетается иммунобиологическая реактивность и повышается заболеваемость, регистрируются дистрофические изменения в миокарде, повышение артериального давления, нарушаются функции почек, отмечаются деформации опорно-двигательного аппарата. При чрезмерных физических нагрузках в условиях занятий спортом и ранней спортивной специализации у школьников может возникнуть обратное состояние – гипердинамия. Оно проявляется, если функциональная активность не обеспечивается полноценными восстановительными мероприятиями [3].
Установлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юных спортсменов уже в младшем школьном возрасте могут стать причиной ухудшения их здоровья [1], а физиологически необоснованные нагрузки в тренировочном процессе являются причиной перенапряжения организма и сердечно-сосудистых патологий.
Планирование тренировочной нагрузки на «среднего» ученика может привести к нежелательным последствиям, когда у более слабых в физическом отношении обучающихся формируется хроническое отставание в освоении основного программного материала. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим физическим развитием утрачивают интерес к занятиям.
Неадекватный подбор и дозировка упражнений для спортсменов обусловливает потерю перспективных подростков и юношей на этапах многолетней подготовки. К числу распространённых нарушений методических принципов относят несоответствие тренировочных нагрузок и методов проведения занятий возрастным особенностям и уровню подготовленности занимающихся. Можно отметить также форсирование базовой тренировки путём выбора узкой специализации, применение ограниченного диапазона средств и методов общефизической, технической и специальной подготовки, отсутствие учёта индивидуальных особенностей и восстановительных мероприятий, участие в соревнованиях в болезненном состоянии или сразу после болезни и многое другое.
Таким образом, дети и подростки нуждаются в оптимальной двигательной активности. Она должна, во-первых, удовлетворять биологическую потребность растущего организма в движениях и, во-вторых, способствовать физическому развитию, высокой работоспособности, формированию разнообразных двигательных навыков и двигательных качеств. Требуются большие усилия для преодоления гиподинамии современных школьников и предотвращение гипердинамии для тех школьников, которые занимаются спортивным совершенствованием без достаточно квалифицированного руководства и врачебного контроля. Обе эти крайности оказывают неблагоприятное влияние на здоровье школьников и снижают их потенциальные возможности в зрелом возрасте.
Анализ научно-методических публикаций свидетельствует о том, что проблема дифференцированного подхода в физкультурном воспитании и спорте привлекает внимание многих авторов [1, 2, 4]. Однако большинство проведенных исследований посвящено разработке методики дифференцированного применения средств и методов на уроках физической культуры и в процессе внеурочных занятий школьников [2, 4].
Применение дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе спортсменов требует более подробного рассмотрения и обобщения, так как тренировочные нагрузки на спортивных занятиях значительно превышают нагрузки на уроках физической культуры в школе.
В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).
В теории и методике физического воспитания и спорта отмечены признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента [2]. Однако в спортивной практике дифференцированный подход основывается только на интуиции, на педагогическом опыте и чаще всего ограничивается единовременным эпизодическим воздействием на учеников и не представляет собой целостной системы работы с различными группами обучающихся.
При реализации дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать степень биологического развития организма детей. К группе «отстающих» относят детей с замедленными темпами развития: у них отмечается более низкий уровень развития двигательных качеств, невысокий уровень работоспособности при выполнении физической нагрузки, слабая мотивация. Дети с ускоренными темпами роста и развития встречаются всё реже, что является тенденцией нашего времени.
Необходимость применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов особенно актуальна по причинам организационно-методического характера (большая наполняемость учебных групп, условия для занятий и др.)
Групповая дифференциация при необходимости может сочетается с персональной: групповые планы в этом случае конкретизируются для каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Работу в этом направлении следует начинать в младшем школьном возрасте: в этот период происходит становление двигательных способностей, формируется фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма.
Анализ научно-методических публикаций [1, 2, 4] позволил выявить значительное количество признаков, отражающих особенности организма юных спортсменов: морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости, развития двигательных качеств, личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы соревновательной деятельности. Следует отметить, что реальные возможности управления их подготовкой связаны с учётом не всех, а лишь некоторых наиболее значимых для этапа начальной подготовки признаков.
Некоторые исследователи [2, 4] считают наиболее целесообразной возможность дифференциации процесса обучения и тренировки в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. В начале учебного года на основе медицинского осмотра и контрольного тестирования физической подготовленности детей распределяют на группы с высоким, средним и низким уровнем подготовленности.
Анализ научных исследований и опыта работы специалистов в области физического воспитания показывает, что при осуществлении дифференцированного подхода с успехом применяются различные методы комплектования групп учащихся. Мы считаем, что в основу комплектования дифференцированных групп необходимо положить прежде всего учёт показателей физической, технической и специальной подготовленности, как главных признаков, поддающихся объективному учёту и педагогическому управлению со стороны тренера-преподавателя.
Список литературы
1. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003.
2. Короткова Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников. Монография. Тюмень: ТюмГУ, 2000.
3. Куашева Д.А. Особенности морфо-функционального развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста в условиях применения новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий: дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2000.
4. Лимаренко О.В. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.
ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...
Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-428681-1397059546.jpg)
«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»
Содержание материала отражает,как правильно отбирать детей в младшем школьном возрасте, для занятий греко-римской борьбой в спортивных школах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/06/picture-548449-1667747024.jpg)
Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. Это должен осо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1115103-1549804692.jpg)
«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»
ВВЕДЕНИЕСпортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1128673-1553088896.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основы построения тренировочного процесса юных спортсменов
Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать осн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150580-1353680030.jpg)
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...