Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья по теме

Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovsberegayushchie_tekhnologii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородская гимназия г. Ногинска

 «Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Автор: Кузьмина  Ольга Игоревна,

учитель географии МБОУ

Богородской гимназия г. Ногинска

Школа  – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды.

В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить учащимся возможность  сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьсберегающие технологии в своей профессиональной деятельности реализую в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Во время проведения урока чередую урока различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 5 - 11 классах не должна превышать  10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Соблюдаю гигиенические требования: регулярное проветривание классной комнаты, хорошая освещенность, чистота классной комнаты.

Технические средства обучения на уроках и классных часах также использую в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях":

- просмотр статических изображений: не более 20 минут для 6-7 классов, не более 25 минут для 8-11 классов;

- просмотр телепередач: не более 25 минут для 6-7 классов, не более 30 минут для 8-11 классов;

- просмотр динамических изображений: не более 25 минут для 6-7 классов; не более 30 минут для 8-11 классов;

- работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой: не более 20 минут для 6-7 классов; не более 25 минут для 8-11 классов;

- прослушивание аудиозаписи: не более 25 минут для 6-11 классов.

Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а, следовательно, и умственную работоспособность. Поэтому даже при очень объёмной теме урока в обязательном порядке провожу гимнастику для глаз физкультминутки, дыхательную гимнастику. Использую комплексы упражнений, рекомендованные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". При проведении гимнастики для глаз использую также комплексы упражнений по методикам В. Ф. Базарного, Э.С. Аветисова, В. А. Ковалева, Н. Исаевой. Данные методики являются известными способами снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма.

Дыхательную гимнастику провожу по методике А. Н. Стрельниковой. Официальная отечественная медицина признала дыхательную методику А. Н. Стрельниковой только в 70-е годы прошлого столетия. Именно тогда Александра Николаевна получила авторское свидетельство, выданное на разработку новой методики лечения различных болезней. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

Для снятия эмоционального напряжения учащихся использую игровые технологии. Провожу уроки в форме игры (ролевые игры, игры-путешествия), а также использую игровые моменты на разных этапах урока (викторины, загадки, «Угадай объект», «Пятый лишний»). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. В своей профессиональной деятельности использую электронные модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

В 2012-2013 учебном году я провела классный час на тему «Я и мои увлечения» в рамках научно-практического семинара руководителей образовательных учреждений Ногинского муниципального района Московской области «Школьная среда – путь самореализации личности». На классном часу была затронута тема здоровья. Учащиеся поделились, каким спортом они занимаются и каких успехов достигли в спортивной жизни. Ученик моего класса Жилинский Даниил продемонстрировал  на классном часу презентацию «Здоровый образ жизни в моем классе».

В сентябре и октябре 2013 года я провела классные часы на темы: «Здоровое питание» и «Вредные привычки». Учащиеся заранее подготовили проектно-исследовательские работы по тематике классных часов. Для собора информации ребята использовали разные методы: анализ литературных источников, анкетирование, интервью. Проекты завершились созданием памяток «Последствия применяя наркотиков», «О вреде курения», «О вреде алкоголизма», «Здоровое питание».

В марте 2014 года я планирую проведение классного часа «Компьютер в нашей жизни» к которому учащиеся также подготовят практико-ориентированный исследовательский проект.

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Список использованных источников

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

2. Земскова В.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс] // РОНО. URL: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=144&ELEMENT_ID=776 (дата обращения: 30.10.2013).

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках [Электронный ресурс] // Мир русского языка. URL: http://gornat.ru/index.php/zdorovesberegatelnye-tekhnologii-na-urokakh (дата обращения: 30.10.2013).

4. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - двенадцать упражнений [Электронный ресурс] // Honki.ru. URL:  http://www.honki.ru/2011/09/blog-post_15.html (дата обращения: 30.10.2013).

5. Методики развития и коррекции основных зрительных функций [Электронный ресурс] // ИРОСТ. URL: http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/ (дата обращения: 30.10.2013).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельнос...

Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Татьяна Валентиновна Дементьева ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (из опыта работы)

Татьяна  Валентиновна  ДементьеваГосударственное бюджетное образовательноеучреждение общеобразовательная школа№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга ЗДОРОВЬЕСБЕР...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...