«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»
методическая разработка

Беззубцев Геннадий Петрович

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает мас­совость занятий борьбой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_0.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Первомайская детско-юношеская спортивная школа" Первомайского района Тамбовской области

  1. «Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»

                                 

                                  ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

МБУ ДО ДЮСШ Беззубцев Геннадий Петрович

П. Первомайский 2019 год

  1. ВВЕДЕНИЕ

Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает массовость занятий борьбой.

В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика отбора и ориентации, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности.

Традиционная практика технико-тактической подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу  и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов возможно это сделать. Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в спортивной борьбе, в частности.

Также необходимо уделить внимание проблемам отбора и ориентации на этапе начальной подготовки борцов. В спортивных видах борьбы к отбору и ориентации предъявляются особые требования, в которых в наибольшей степени проявляется конкуренция и экстремальность условий. Поэтому этой проблеме уделяется пристальное внимание многих спортивных специалистов, тренеров, педагогов, психологов, врачей и других.

Несмотря на сокращающийся приток желающих заняться борьбой, актуальность этой проблемы не снижается. Следственно необходим дальнейший поиск путей, средств и методов повышения качества подходов к проведению начального отбора. Однако все они предусматривают оценку пригодности детей в отрыве её специфики этого вида спорта.

Исходя из выше сказанного нами была предпринята попытка усовершенствовать методику начального отбора и экспериментальной проверки влияния игрового метода на формирование у юных борцов необходимого уровня технико-тактической подготовленности.

В результате проведённых исследований разработана комплексная методика отбора детей с применением игр-единоборств, внедрённые в учебно-тренировочный процесс ДЮСШ.      

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ

Растущая конкуренция в спорте высших достижений обуславливает необходимость повышения эффективности работы с юными спортсменами, требует расширить поиск новых, нетрадиционных средств и методов. Важность решения этой задачи очевидна, поскольку в детском возрасте создаётся основа будущих высоких и стабильных результатов.

При этом, проблема начального отбора и ориентации является одной из важнейших в системе подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного уровня.

Повышение эффективности начального отбора позволяет выявить степень одарённости и потенциальных возможностей каждого из занимающихся на ранних этапах, повысить качество всей многолетней подготовки.

В отборе спортсменов в процессе многолетней подготовки  выделяют четыре этапа:

1. Этап предварительного отбора.  На данном этапе  выявляется целесообразность  выбора ребенком вида спорта на основе учета его морфофункциональных и психических способностей;

2. Этап углублённой проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта;

3. Этап спортивной ориентации.

4.  Этап отбора в сборные  команды  обществ, республик, страны Т.е. спортивный отбор - это непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы дал возможность выделить основные положения прогноза:

1. Отбор должен быть  направлен  на выявление  "талантов"  в спорте,  т.е.  на выявление лиц, потенциальные возможности которых будут являться условием успешного обучения и тренировки.

2. Предметом  прогноза являются задатки и качества личности, определяющие способности к занятиям различными видами спорта.

3. Прогноз  будет  несостоятелен  без  знания  специфики вида спорта, требований, предъявляемых к личности спортсмена на уровне мастера международного класса.

В методике определения спортивной пригодности в каждом из видов спорта существуют свои различия, связанные со спецификой видов спорта, предъявляющей свои специфические требования к физическому развитию и способностям спортсменов.

В настоящее время показано, что ведущим принципом отбора и ориентации является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно. Анализ современной научно-методической литературы, касающейся проблемы оценки способностей позволил определить, что многие авторы решают одну задачу - выявление комплекса признаков; которые служили бы индикаторами будущих спортивных успехов в каком-либо виде спорта. Благодаря этим исследованиям спортивная наука накопила значительный объем знаний об основных факторах, определяющих спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих спортивные способности, о степени устойчивости индивидуальных различий юных спортсменов по ряду морфофункциональных признаков, о прогностичности педагогических, медико-биологических и психологических тестов для прогнозирования спортивных результатов.

                     

ОТБОР В СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Отбор спортсменов как раздел работы тренера по борьбе  подразделяется на три взаимообусловленные и в то же время относительно самостоятельные части:

  1. Спортивная ориентация (начальный отбор детей) с целью обнаружения их потенциальных способностей к определенным видам спорта (в частности, к конкретному виду единоборства);
  2. Комплектование сборных команд;
  3. Спортивный отбор (отбор кандидатов в сборные команды). Для  реализации задач отбора необходимо  решить частные проблемы:
  • Определить идеальный тип спортсмена (модель олимпийского чемпиона);
  • Сделать прогноз темпов роста спортивных достижений (основная задача);
  • Провести классификацию отбираемых спортсменов на более и менее одарённых спортсменов;
  • Выбрать форму организации процесса отбора.

Важнейшей задачей отбора является прогнозирование спортивных достижений. Реализация этой задачи возможна с помощью серии контрольных упражнений (тестов), которые позволили бы с высокой точностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спортивной борьбы.

Наиболее эффективный путь отбора – это изучение не феноменологических показателей (проявляющихся внешне, например, сила, быстрота и т.п.), а реальных морфологических, физиологических, биохимических, биофизических и прочих характеристик и механизмов, определяющих индивидуальные различия и двигательные возможности. Так ставятся две основные задачи:

  1. сколько детей следует просмотреть
  2. насколько подробно это следует сделать. При этом, существуют следующие исследовательские подходы к проведению  начального отбора детей в  секции  борьбы :
  • Изучение феноменологических (внешне проявляемых) показатели (сила, гибкость и др.).
  • Изучение  морфофункциональных  характеристик и механизмов, лимитирующих двигательную одаренность (строение  и функции  нервно-мышечного аппарата, особенности энергообеспечения и др.).
  • Изучение динамики превращения ребенка во взрослого  (время кубертатного скачка, акселерация, ретардация развития).    
  • Учет факторов, предопределяющих особенности роста спортивных  достижений на начальных и последующих этапах многолетней тренировки борцов.

Методика отбора в  группы начальной подготовки по греко-римской борьбе предусматривает  проведение  организационных  мероприятий, прием нормативов,  обсуждение результатов приемных испытаний и зачисление в группы. В организационные мероприятия включаются агитация среди учащихся школ и их родителей посредством радио,  телевидения,  газет, бесед, объявлений и т.д. Отбор должен носить соревновательный характер.  Также рекомендуется зачислять на отделения борьбы некоторых учащихся, не прошедших по конкурсу, но проявивших высокие волевые качества

В настоящее время сложилась система организационно-методических мероприятий по отбору  детей в секции спортивной борьбы (рис 1).

Опрос, проведенный мной показал, что  более половины тренеров при определении пригодности подростка руководствуются внешними признаками.  Около 60% опрошенных придают важное значение врожденным, природным, физическим качествам и способностям,  40% считают необходимым учитывать силу, 30%- быстроту, 40% - координационные способности, 30% - гибкость, 20% - умение сохранять равновесие. При этом многие тренеры убеждены, что становление спортсмена всегда зависит только от физического развития в подростковом возрасте. Около 30% тренеров отводят 1-2 месяца на укомплектование групп, 50% тренеров от 3 до 4 месяцев, а некоторые 20% - до двух лет. Кроме того с заключением о непригодности не следует торопиться, ибо способности ребёнка могут раскрыться в процессе занятий борьбой. С целью повышения эффективности отбора предлагается выявить наиболее способных борцов в течение первого года занятий. При повышении  его эффективности оценивать уровень развития физических и волевых качеств.

По мнению известного болгарского специалиста борьбы Р. Петрова, отбор должен проводиться как длительное и систематическое исследование, важнейшей частью которого является оценка способности юных борцов к обучению.                                              

Учитывая то, что все виды спортивной борьбы предъявляют повышенные требования к нервной системе занимающихся, рекомендую особое внимание при отборе уделять изучению свойств нервной системы (сила, динамичность, уравновешенность,), которые являются врожденными индивидуальными особенностями человека, мало-поддающимися коррекции. Т.О., надежность психики ее настойчивость к экстремальным условиям являются важным показателем при отборе и играют большую роль для дальнейшего совершенствования.

(Рис 1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

При начальном отборе рекомендую, учитывать ведущие условия, обеспечивающие успешность  деятельности,  в борьбе:

  1. Наличие обостренного чувства чести и самолюбия. Только дети,  обладающие этими качествами, выдерживают трудности спортивной деятельности и способны постоянно ставить и решать все более трудные задачи.
  2. Близость расположения места жительства от основной  тренировочной  базы.  Это позволяет меньше тратить времени и энергии на переезды и соответственно чаще, продолжительнее и эффективнее тренироваться.
  3. Высокий уровень выносливости.  Для высоких спортивных достижений  необходима выносливость.  Это качество трудно тренируемо, так как во многом обусловлено наследственностью.  При наличии достаточной  выносливости экономичнее выполняются тренировочные задания, выдерживаются большие нагрузки, быстрее происходит восстановление. Все это способствует выполнению большого объема тренировочной работы и достижению высоких результатов в соревнованиях.
  4. Координационная  одаренность.  Борец в  схватке выполняет множество разнообразных движений в различных условиях опоры и различных плоскостях (фронтальной,  саггитальной,  латеральной).  Это требует хорошей координации.  Успешность  совершенствования  этого качества находится в зависимости от координационной одаренности.
  5. Принадлежность к спортивной семье. Немецкие и японские ученые установили,  что у 50% детей выдающихся спортсменов можно ожидать наличие выраженных способностей.  
  6. Кроме того, рекомендуется соблюдать следующие принципы отбора:
  1. Гласность;
  2. Обеспечение равных условий для всех претендентов;
  3. Стимуляция претендентов к достижению высоких результатов.

Отметим, что показатели физического развития не играют существенной роли, поэтому они не могут быть основными критериями отбора. При этом уточняется,  что для обучения технике борьбы  большое  значение  имеет уровень  развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей,  поэтому эти показатели являются достаточными при отборе.  Кроме  того,  рекомендуется с первых дней занятий внимательно присматриваться к занимающимся, чтобы с учетом индивидуальных особенностей формировать тот или иной  стиль борьбы.

В настоящее  время  существуют различные подходы к проведению начального отбора, но, как правило, применяются одни и те же контрольные упражнения,  такие как: бег, прыжки, отжимания, подтягивания, метания (табл.1).

Недостаток такого тестирования состоит в том, что посредством данных контрольных упражнений двигательные качества оцениваются  в отрыве от специфики греко-римской борьбы. В связи с этим, необходимо отметить, что наиболее перспективный путь отбора - это оценка двигательных способностей отбираемых в условиях ведения единоборства.

В этой связи интерес представляет работа В.М. Игуменов, в которой  отмечается,  что  при спортивной ориентации и отборе должны находить применение модели сильнейших спортсменов,  т.е. тесты отбора должны отражать основные временные,  количественные и качественные показатели (или их составные) модельных характеристик высоко квалифицированных спортсменов. При этом, высказана необходимость разрабатывать такие тесты с учетом специфики  деятельности спортсмена в конкретном виде спорта,  которая обуславливается:  

1. особенностью деятельности спортсмена;  

2. особенностью условий, в которых эта деятельность протекает.  

Поскольку спортивные единоборства характеризуются активным противодействием спортсменов,  в ходе которого  комплексно проявляются психические и физические качества каждого из них,  автор пришел к выводу,  заключавшемуся в том, что при отборе перспективных подростков в спортивных единоборствах необходимо использование тестов,  с помощью которых  возможна  комплексная оценка специальных качеств в условиях противодействия соперника.  

Спортивная борьба характеризуется как вид единоборства непосредственным контактом с противником, ограниченностью времени,  сложностью восприятия пространственно-временных параметров движений, необходимостью оперативно перерабатывать информацию, повышенным эмоциональным фоном деятельности, постоянной нацеленностью на решение различных тактических задача спецификой ситуации на ковре, связанной с быстрым переходом от атакующих действий к защитным и т.д. Поэтому рекомендуется при отборе в ДЮСШ по борьбе всегда иметь комплекс игровых тестов с элементами единоборств.

Таблица 1

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОТБОРА 10-12 ЛЕТНИХ БОРЦОВ

Нормативы

Возраст (лет)

Оценки

Отл.

Оч. хор

Хорошо

Удовл

Плохо

Подтягивание

Отжимания

Прыжок в длину с места

Бег, 30м

10

11

12

10

11

12

10

11

12

10

11

12

5

6

9

12

15

16

140

150

160

6,7

6,7

6,6

4

5

7

10

12

14

130

140

150

6,8

6,7

6,8

3

4

6

8

10

12

120

130

140

6,9

6,8

6,8

2

3

4

5

6

10

110

120

130

7,0

6,9

6,9

2

3

4

5

6

10

110

120

130

7,0

6,9

6,9

Свободный захват

По оценке спортивного педагога

Специализированные подвижные игры в технико-тактической подготовке юных борцов греко-римского  стиля

Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта.

Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются необходимые ему физические качества. Потребность применения специализированных подвижных игр  вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, используя строго регламентированный метод .Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схватки.

Однако в схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементарных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры.

Используя эти игры, тренер может заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществляя последовательно обучение как технике, так и тактике борьбы.  

Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов

Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов греко-римского стиля происходит в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях.

Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей,

Подготовка к игре - этот этап направлен на формирование у борцов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий (2). Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе.

Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции.

Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) ход игры;

4) цель игры (кто будет назван победителем);

5) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня Игра на начальном этапе, в центре которой стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выполнение тактических действий, сменяется игрой, в центре которой - борец и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвижным играм.

В руководстве игрой и в развитии важное значение имеет темп, Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ее ход. В этот период, когда игра развертывается в сменяющих одно другим игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БОРЦА

А. ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И БЫСТРОТЫ

Бой петушков. Борцы, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.

Бой уток. Согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, борцы сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.

Переталкивание. Упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), борцы стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.

Перетягивание с вожжами. Соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошадки), борцы стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную границу.

Перетягивание с вожжами в партере. То же самое, что и в стойке, но при этом борцы упираются в ковер руками и ступнями.

Борьба за отрезок каната. Борцы пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.

Борьба за набивной мяч. Борцы в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются завладеть им.

Осаливание. Борцы стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них — наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.

Борьба на одной ноге. Один из борцов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ног партнера, захватывая при этом его плечо и запястье. Задача партнера — перевести первого борца в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполнения — 20—30 с.

Борьба за захват ноги. Задача обучающегося — в течение определенного времени захватить ногу партнера, применив любое разрешенное ТТД. Задача партнера — перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещается применять защиты (выход из зоны атаки, блокировку, сковывающие захваты).

Выход наверх в партере. Партнер сверху удерживает обучающегося в партере за туловище.

  1. Обучающийся осуществляет выход наверх в правую сторону, затем то же делает партнер в обе стороны. И так несколько раз.
  2. Обучающийся при выходе партнера наверх, прокручивая руку на себя, накрывает его ногой. Затем то же самое делает партнер. Упражнение выполняется в обе стороны
  3. Выполняется упр. 2, но при накрывании обучающийся захватывает встречно бедро партнера спереди-изнутри и переворачивает его через голову (см. рис. 3).

Отрыв от ковра. Из взаимного скрестного захвата борцы по сигналу пытаются оторвать друг друга от ковра.

Б. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫЩЦ-СГИБАТЕЛЕЙ БЕДРА И ЯГОДИЦ

1. И. п.: обучающийся, опираясь на руки, поднимает одну ногу, другая его нога выпрямлена. Партнер стоит сбоку, одну руку кладет на голеностопный сустав, а другую — на ягодицу обучающегося. Партнер нажимает на ногу обучающегося, заставляя опустить, а потом, уменьшая нагрузку, дает возможность вновь поднять ее. Это упражнение можно делать с партнером, сидящим на ноге, или с грузом.

2. И. п.: обучающийся стоит на коленях, туловище его выпрямлено, руки за головой. Партнер в упоре лежа на щиколотках обучающегося плотно прижимает его ноги к ковру. Обучающийся, слегка прогибая туловище, ложится на ковер, затем группируется и возвращается в и.п.

Упражнения для развития мышц, сгибающих бедро вперед (как для подсада). Обучающийся обхватывает сбоку партнера, который немного поднимает ближнюю ногу, и подсаживает его на бедро, откидываясь назад. Основная тяжесть должна ложиться на бедро, а не на руки и спину.

В. АКРОБАТИЧЕСКИЕ   УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ И ЛОВКОСТИ

Кульбит в парах. Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера и поднимает вверх прямые ноги. Борцы захватывают щиколотки друг друга. Партнер, отталкиваясь ногами, делает прыжок-кувырок. Обучающийся, держась за щиколотки, следует в кульбите за ним и в свою очередь делает прыжок-кувырок. Необходимо делать прыжок повыше и вслед за этим наклонять голову вперед.

Кувырок назад через партнера. Борцы стоят спиной к спине, руки их, вытянутые вверх, во взаимном захвате. Партнер, наклоняясь так, чтобы лопатки его оказались чуть ниже лопаток обучающегося, тянет последнего руками себе на спину. Обучающийся поднимает ноги и переворачивается через партнера. Окончив переворот, партнер выпрямляется и тянет руки обучающегося вверх. Затем борцы, не распуская захвата, поворачиваются спиной к спине, после чего меняются ролями.

Танец вприсядку.  Борцы лицом друг к другу, они захватывают друг друга за руки и приседают. Одновременно подпрыгивая, оба выпрямляют попеременно одноименные ноги.

Подкидное сальто. Это упражнение должно изучаться раньше, чем фляг и сальто назад. Исполняется оно так. Партнер, обхватывая большой палец большим и указательным пальцами, кладет их тыльной стороной на колено. Обучающийся делает вперед два шага. Слегка подпрыгивая на одной ноге, он ставит стопу на руки партнера так, чтобы голень стояла вертикально, а руки накладывает на его плечи. Быстро выпрямляя опорную ногу, обучающийся в заключение машет руками вверх-назад, откидывает голову, группируясь, переворачивается в воздухе и приземляется на ноги. В момент окончания толчка партнер подталкивает ногу обучающегося вверх.

Страховка осуществляется так. Обучающийся поднимает руку вверх, страхующий захватывает запястье спереди разноименной рукой. При этом его кисть должна быть обращена большим пальцем вниз.

Первое упражнение заключается в том, что обучающийся подходит к партнеру, ставит стопу на его руки и, выпрямляя опорную ногу, соскакивает назад на мат. После неоднократного выполнения этого упражнения обучающийся в момент отрыва делает сальто, страхующий поворачивается спиной к партнеру и пропускает свободную руку плечом под плечо захваченной руки. Плечо страхующего является осью, вокруг которой обучающийся поворачивается, если он испугался и не попытался перевернуться раньше. В крайнем случае он возвращается в и. п. После двухтрех попыток обучающийся начинает более или менее уверенно прокручиваться в воздухе. Страховка становится символической. Сначала обучающийся отпускается в заключительной фазе приземления, а потом и раньше. За два занятия подкидное сальто, как правило, осваивается.

Сальто вперед. Для начала на ковре устанавливается какое-либо препятствие (гимнастический конь или веревочка, натянутая между стойками). За препятствием укладываются два-три поролоновых мата.

Первое задание — выполнить прыжок-кувырок через препятствие, т. е., оттолкнувшись после разбега двумя ногами, приземлиться на руки и сделать кувырок.

Постепенно высота препятствия увеличивается, и борцы начинают прокручиваться не касаясь руками мата. Борцам следует предложить после толчка захватывать голени руками, тогда они станут приземляться на ноги.

При отработке сальто и фляга очень важно преодолеть страх и неуверенность. Для этого следует выполнять несколько упражнений.

Упр. 1. Падение назад. Обучающийся в основной стойке, голова его слегка откинута назад, туловище и ноги напряженны. Тренер стоит за ним на расстоянии 1 м (постепенно его увеличивают до 1,5 м), руки его соединены и обращены ладонями вверх (большой палец обхватывается большим и указательным). Обучающийся падает назад, тренер ловит его за шею и возвращает в и. п.

Упр. 2. Прыжок вверх. Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Приседая, он делает замах руками назад и прыгает как можно выше.

Упр. 3 (соединяет первые два). Обучающийся в основной стойке,     ноги  его на ширине плеч. Тренер сзади-сбоку накладывает руку ему на шею. Обучающийся начинает опрокидываться назад и в это время делает замах руками; приседая, он прыгает вверх-назад.

Упр. 4 — фляг со страховкой. Обучающийся в том же положении. Тренер сзади-сбоку на одном колене. Для страховки за обучающимся надо положить поролоновый мат. Обучающийся делает фляг. Тренер подталкивает его под ягодицы рукой. Надо прыгать выше и при этом предельно прогибаться.

Каскад с участием трех человек. Два борца стоят на расстоянии 1 м в затылок один другому, а третий лицом к стоящему впереди.

Средний борец делает кувырок вперед под стоящего к нему лицом борца, последний прыгает через него (ноги врозь) и тут же делает кувырок под третьего борца, тот, в свою очередь, перепрыгивает через него (ноги врозь) и делает кувырок и т. д. Кувырок всегда делает стоящий в середине. Выполняя кувырок, следует группироваться. При выполнении каскада нельзя увеличивать дистанцию между борцами.

Вставание на ноги разгибом. Выполнить кувырок вперед с упором на руки, с самого начала ноги держать выпрямленными и в момент касания лопатками ковра посылать прямые ноги вверх как бы для того, чтобы сделать стойку на руках. Однако первоначальное вращение туловища вперед предопределяет дальнейший поворот. При этом ноги двигаются по дуге вперед, туловище прогибается, в последний момент руки, разгибаясь, помогают встать на ноги.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

        А. Игры с касаниями.

Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки маневрирования.

Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела соперника.

Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одного-двух метров. Тренер дает задание, находясь все время лицом друг к другу, коснуться заранее определенной части тела соперника.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию.  «После касания играющие занимают исходное положение»

Оценка. Побеждает тот, кто коснется обусловленной части соперника. При одновременном касании попытка не засчитывается и игра продолжается.

Б. Игры с атакующими захватами

Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защищаться и освобождаться от захвата.

Игровая задача: провести определенный захват части тела соперника.

Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание провести захват определенной части тела противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к другу» после проведения захвата игроки занимают исходное положение.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не защитываются.

Оценка. Побеждает тот, кто осуществит обусловленный захват соперника.

В. Игры с тиснениями

Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и статическое положение, выводить противника из состояния равновесия.

Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного квадрата или круга.

Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с помощью рук. При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.

Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанций. Запрещается наступать на ноги соперника. Если оба играющих одновременно заступают за черту, теснение не засчитывается.

Оценка. Побеждает тот, кто: вытеснит соперника за черту.

Г. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

Группа разбивается на приблизительно одинаковые пары по длине и весу тела. Тренер объясняет правила и ставит задачу. По свистку начинается игра. Тренер следит за правильным выполнением задания, придерживает очень отвлекшихся игрой борцов. По ходу игры меняет партнеров, если они не равны друг другу. Тренер следит, чтобы игроки не поворачивались боком и спиной друг к другу, чтобы не касались пола какой-либо частью, тела, кроме ступней. Игра длится от одной до трех минут. Игрок, набравший большее количество очков, объявляется победителем. Игры с касаниями, тиснениями и атакующими захватами можно проводить как на ковре, так и на полу.

Игры с элементарными формами борьбы направлены на формирование простейших навыков ведения единоборств в стандартных условиях с ограниченным числом разрешенных действий.

Мы проведем несколько вариантов игр с элементарными формами борьбы.

 "Третья точка"

Учебная задача: научить умениям выведения из равновесия.

Игровая задача: заставить коснуться ковра рукой или коленом.

Ход игры: игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой тела, кроме подошв, ковра.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника коснуться третьей точки ковра.

"Переверни цаплю".

Учебная задача: научить устойчиво стоять на одной ноге.

Игровая задача: захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.

Ход игры: игрок "А" стоит на одной ноге и дает свободно захватить другую ногу игроку "Б". По команде тренера игрок "Б" старается толкая, сваливая, сбивая, заставить коснуться рукой пола игрока "А". Игрок "А" старается сохранить равновесие и остаться в стойке.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия.

Нельзя проводить бросков, можно только, зацеплять ногой ногу противника. Нельзя ударять противника и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде учителя.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит коснуться ковра соперника.

«Оторви от пола»

Учебная задача: научить проводить начало броска

Игровая задача: оторвать партнера от пола.

Ход игры: противника стоят против друг друга и после вхождения в захват пытаются оторвать друг друга от ковра.

Правила. Игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков, ударов и болевых захватов.

Оценка. Побеждает тот кто большее количество раз оторвал своего противника от ковра.

"Береги спину".

Учебная задача: научить оставаться в стойке при нападении противника сзади

Игровая задача: находясь сзади, заставить коснуться рукой или коленом ковра, Ход игры: игрок "А" в средней. Стойке, игрок "Б" проводит захват за пояс сзади. Игрок "Б", не отпуская захвата, должен заставить коснуться рукой или колено пола. Игрок "А" должен устоять или сорвать захват.

Правила. Начинать и заканчивать игру нужно по команде тренера. Можно толкать, сбивать и отрывать противника. Нельзя бросать и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде тренера.

Оценка. Побеждает тот, кто большее количество раз заставил коснуться ковра рукой или коленом. 

ВЫВОДЫ

1.Традиционные средства и организация тренировочного процесса в группах начальной подготовки вследствие неполной адекватности возрастным особенностям контингента не позволяют в полной мере оптимизировать    учебно-тренировочный    процесс.    Существенным недостатком традиционных методик является строгая регламентация процесса   обучения,   что   не   позволяет   в   достаточной   мере индивидуализировать техническое мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков.

2.Применение игровой методики в учебно-тренировочном процессе путем включения специализированных подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет:

а) разработать методику обучения технико-тактическим действиям с применением специализированных подвижных игр, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;

б) повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках.

3.В ныне действующей программе для ДЮСШ по вольной борьбе имеется существенный резерв для включения специализированных подвижных игр без ущерба для общего освоения программного материала. Более того, введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в' свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.

4.Общее количество времени, которое можно без ущерба, для освоения программы юными борцами выделить на специализированные подвижные игры, составляет 18 мин в каждом занятии. Для эффективного освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры четырех типов в сочетании с двумя играми комбинационной направленности.

5.Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности юного борца: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают "работать" непосредственно на результативность соревновательной деятельности.

6.Использование специализированных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает положительный эффект как в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение ближайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных  показателей соревновательной деятельности.

7.Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки, причем это достигается прежде всего за счет индивидуализации и вариативности действий, о чем свидетельствуют достоверно значимые различия по компоненту "вход" при исполнении приёмов-тестов.

8.В  настоящее  время накоплен  значительный  объем информации,  определяющий спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих спортивные способности,  о прогностичности  педагогических, медико-биологических и психологических тестов для прогнозирования спортивных результатов.  Показано,  что наиболее эффективный путь  начального отбора - изучение не феноменологических показателей,  а реальных морфологических, физиологических, биохимических и др.  характеристик и механизмов, определяющих индивидуальные различия и двигательные возможности.  

9.В настоящее  время существуют различные подходы и большое количество частных методик начального отбора, но  как правило, в них применяются одни и те же контрольные упражнения (бег,  прыжки, отжимания,  подтягивания, метаний) с помощью которых двигательные качества оцениваются в отрыве от специфики спортивной борьбы.  

10.На основе анализа и обобщения  данных  научно-методической литературы,  опроса и собственных наблюдений  разработан  комплекс контрольных испытаний, включающий в себя тесты для оценки спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения единоборства.

Список использованной литературы

  1. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба – М.: Просвещение, 1993.
  2. Кузнецова А.П. Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  3. Журнал. Спортивная борьба – М.: Физкультура и спорт, 1986.
  4. Туманян Г.С., Шиян В.В. функциональная подготовленность спортсменов – М.: Просвещение, 1999.
  5. Карпман В.Л. Дозирование физических нагрузок начинающих борцов – М.: Просвещение, 2002.
  6. Уткин В.Л. Арифметика здоровья – М.: Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных еди­ноборствах считается подготовка резерва национальных сбор­ных команд. Одаренные юные спортсмены становятся призе­рами европейских и мировых ...

применение игрового метода на уроках технологии

Перед современной школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные пер...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО

Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО

Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...

«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»

Содержание материала отражает,как правильно отбирать детей в младшем школьном возрасте, для занятий греко-римской борьбой в спортивных школах....

ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения  движениям или избирательного воздействия на отдельные с...

Реализация здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных спортсменов

Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки...