Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_
методическая разработка по физкультуре на тему

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно без рефлексии. Осуществлять рефлексию можно по-разному, это элементы рефлексии на отдельных этапах урока, рефлексия в конце каждого урока, темы или курса. Постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashov_p.v._refleksiya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Кондрашов П.В., учитель физической культуры

ГБОУ школа 58 Приморского района Санкт-Петербурга

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)

Приоритетной целью ФГОС стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока физической культуры является формирование у учащихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, готовности к успешному обучению культуре здоровья.

Ученик активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием для создания развивающей среды является этап рефлексии.

В структуре урока физической культуры, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения- способность взглянуть на себя со стороны.

Термин первоначально появился в философии. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержания. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится фактором регуляции поведения.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предполагается проводить этот этап в конце урока, при этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают учащиеся. Для чего нужна рефлексия? Если ребёнок понимает ради чего он выполняет физическое упражнение, как оно пригодится ему в будущем, какие цели должны быть достигнуты на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли адекватно оценивать свой труд и работу одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче, как для учащихся, так и для учителя.

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно без рефлексии. Осуществлять рефлексию можно по-разному, это элементы рефлексии на отдельных этапах урока, рефлексия в конце каждого урока, темы или курса. Постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию двух важных качеств, которые потребуются ученику в жизни: самостоятельность, конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности в своей деятельности. 

Конкурентоспособность. Умение делать что-то лучше других действует в любых ситуациях более эффективно. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается, но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Рефлексия помогает учителю контролировать класс на уроке физической культуры, уже в ходе урока видеть, что было понятно, а что осталось на доработку. Рефлексия - это то новое, к чему стремится педагогика: учить учиться. Рефлексия помогает ребёнку осознать не только пройденный путь, но и выстраивать логическую цепочку, систематизирующую полученный опыт.

Рефлексия на уроке физической культуры - это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентироваться на личность каждого ученика.

Существует несколько классификаций рефлексии.

По содержанию рефлексия может быть символической, устной и письменной. Символическая – когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов. Карточек, жетонов, жестов. 

Устная - предполагает умение ребёнка связано высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. 

Письменная - самая сложная и занимает более всего времени, она уместна на завершающем этапе целого раздела или большой темы.

По форме деятельности рефлексия может быть коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно в таком порядке нужно учить данному виду работы: сначала классом, потом в отдельных группах, затем индивидуально.

Выделяют разные виды рефлексии:  личностную – её цель познание свойств и специфики собственной личности, интеллектуальную – формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях и эмоциональную – познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы.

Категория времени также влияет на вид рефлексии. Различают ситуативную, ретроспективную, проспективную. 

При взаимодействии с учащимися учитель использует в зависимости от обстоятельств один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую: успел - не успел,

2) сенсорную – самочувствие: комфортно, дискомфортно,

3) интеллектуальную: что понял? что осознал? что не понял? какие трудности испытывал?

4) духовную: стал лучше, созидал и др.

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом рефлексия может:

1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности – интеллектуальная рефлексия.

2) отражать внутреннее состояние человека – сенсорная рефлексия.

3) быть средством самопознания.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и конце учебной деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления осознания содержания пройденного на уроке. Эффективен приём незаконченного предложения.

Формирование рефлексивных умений можно начинать с более легких приемов «полянка», «Дерево успеха», «графическая рефлексия», а потом прейти к более сложным «Аргумент», «точка зрения», «карта активности». 

Умение оценить результаты деятельности и определить насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становиться залогом успеха. 

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке физической культуры позволяет зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность на уроке. Устанавливать затруднения, как направление будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу производить анализ и оценку деятельности учащихся и своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в орган...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся с...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою ин...

Публикация "Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)"

            Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии...