Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)
статья по технологии

Арсентьева Наталья Владимировна

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арсентьева Н.В., учитель

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять насколько ученик овладел, осознал изучаемый материал. Для этой цели можно проводить входящее и подводящее итог анкетирование.

Анкетирование можно проводить на уроке, после урока, давать анкеты, чтобы ученик заполнил ее дома. Все будет зависеть от цели урока и возраста ученика.

Анкетирование учащихся позволяет учителю проанализировать на каком этапе, интеллектуальном уровне развития находится ученик, какие возникли у него трудности, что сумел уже достигнуть, его отношение к изучаемому произведению. Все зависит от задачи и цели анкетирования. Желательно иметь на каждого ученика портфолио, куда помещаются не только проанализированные данные анкетирования, но и другие его творческие работы, для того чтобы была возможность объективно выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика.

Для организации рефлексивного осмысления результатов урока, я использую некоторые приемы рефлексии:

Рефлексивный круг. Все участники урока/внеклассного мероприятия садятся вкруг. Учитель задает алгоритм рефлексии:

  • расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;
  • что нового вы узнали, чему научились;
  • каковы причины этого;
  • как вы оцениваете свое участие на уроке (внеклассном деле).

Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Лучше, если учитель своим высказыванием завершает рефлексивный круг. Лучше проводить «Рефлексивный круг», когда в классе уже создана коллаборативная среда, учащиеся умеют рефлексировать.

Синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2.  Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3.  Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Цветик- многоцветик.

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

Незаконченная фраза.
Меня поразило… Что думал?

Меня удивило… Что чувствовал?

Я узнал… Что меня удивило?

Своей работой я:

  • доволен;
  •  не совсем доволен;
  •  я недоволен, потому что...

Выбрал эти задания на уроке, потому что:

они мне нравятся больше остальных;

я чувствую, что справлюсь с ним пока хуже, чем с другими заданиями;

они легче остальных заданий;

затрудняюсь ответить.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Таким образом, рефлексия для педагога – это мощный инструмент психолого-педагогических исследований, средство, актуализирующее собственное личностное развитие. Большинство личностно-ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в орган...

Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою ин...

Публикация "Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)"

            Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии...