Технология групповой деятельности на уроках по физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Маризин Алексей Алексеевич

Технология групповой деятельности на уроках по физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katt_3_tehnologiya_gruppovoy_deyatelnosti.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

        И.А. Пестрякова 

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К.Д. Ушинский

Групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том,  что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры дают возможности повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, развить стремление к соперничеству,  способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.

  Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более  действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.      

На уроках физической культуры групповая деятельность может применяться на всех этапах. Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма учащихся под влиянием физических нагрузок. В подготовительной части урока чаще всего проводится разминка в группах, где учащиеся отслеживают друг друга, т.е. у них формируются универсальные учебные действия:

- организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;

- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общей цели.

- правильно эстетично  выполнять упражнения,.

Важно отметить, что учащиеся должны выполнять подводящие подготовительные упражнения, направленные на решение задач основной части урока.

Работа учителя в подготовительной части урока заключается в контроле - за правильностью  эстетического выполнения и дозировки упражнений.

 Цель основной части урока – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние на развитие физических качеств учащихся. Для поддержания эмоционального тонуса и выполнения предметного результата основная часть завершается подвижными или спортивными играми ( групповая деятельность) с заданиями и упражнениями, разученными на уроке для закрепления пройденного материала.

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной у обучающихся, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределения ролей, очередности выступления; поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, , пионербол, снайпер, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии способствуют к выработке у обучающихся острого желания действовать результативно.

В результате групповой деятельности формируются  следующие личностные умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Формируются:

-Регулятивные универсальные учебные действия:

-самостоятельно в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

- организовать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований безопасности;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

-технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности.

-Познавательные универсальные учебные действия:

- давать себе объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях;

- находить выход из критического положения.

 -Коммуникативные универсальные учебные действия:

- анализировать и находить ошибки, эффективно их исполнять;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- оказывать товарищескую поддержку;

- добиваться достижения общей цели.

 Групповые технологии помогают  восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

Целью заключительной части урока является постепенное снижение функциональной активности организма учащихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этим групповая деятельность в заключительной части урока  решает ряд методических задач:

релаксационную:

- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

- регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, групповые задания, упражнения на внимание)

Подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности учащихся.

Результатом широкого применения групповых технологий на уроках физкультуры в нашей школе стало изменение отношения к предмету.  Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и  подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...

Технологии групповой деятельности

Теоретическое описание образовательной технологии....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Технологии групповой деятельности на уроках физической культуры

Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) на уроках физической культуры....

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...

Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ

Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре....

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...