Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ
учебно-методическое пособие по физкультуре

Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnd_4o_rp.doc113.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкально-игровая деятельность» для обучающихся 4 «О» класса  является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы № 439 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0-XI (XII) классы.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью

Задачи:

- развивать координацию;

- продолжать формировать правильную осанку;

 - формировать потребность к разным видам двигательной активности (основных движений и навыков, общеразвивающих умений, физическую и умственную работоспособность);

- приучать к процессам закаливания в разных видах двигательной активности;

 - учить фиксировать двигательный опыт в словесных высказываниях;

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Значимым достижением в двигательном развитии обучающихся 2 класса - являются зрительно-моторные комплексы и координации, повышающие социальную самостоятельность в быту и познавательный интерес к окружающей действительности, облегчающие процесс обучения и обеспечивающие его эффективность в доступной ученику форме.

Место курса в учебном процессе

        Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю).

Используемые технологии обучения

  1. Технология разноуровневого обучения
  2. Коррекционно-развивающие технологии
  3. Проектная деятельность
  4. Информационно-коммуникационные технологии
  5. Здоровьесберегающие технологии
  6. Игровые технологии

Формы обучения

Основной формой организации учебных занятий является урок.

- очная (классно-урочная)

- дистанционная

Методы и приемы обучения

- Игровой метод с частичным использованием словесного метода.

- Практический метод с частичным использованием словесного метода.

- Наглядный метод с частичным использованием словесного метода.

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности.

- Методы формирования интереса к учению.

- Создание ситуации занимательности, ситуаций успеха.

Виды деятельности учащихся на уроке

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- предметно-практическая деятельность.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения АООП ФГОС ОВЗ УО должны отражать:

- овладение доступными способами обучения (совместно, по подражанию, по инструкции),

 - появление практических способов действий в играх и манипуляциях с предметами (умений брать, держать, ловить, бросать, катить и т.д.).

Личностные результаты освоения АООП ФГОС ОВЗ УО должны отражать:

- положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к сотрудничеству;

 - положительное отношение к физическим упражнениям и оздоровительным мероприятиям,

 - проявление интереса и потребности к передвижению в пространстве.

Базовые учебные действия.

- проявление положительного отношения к социальному миру и к явлениям в социальной жизни людей,

- проявление положительного отношения к взаимодействию в доступной форме со сверстником и социальной активности в знакомых ситуациях (в процессе обучения, во время досуговой деятельности и др.),

 - проявление социального поведения в соответствии с конкретной ситуацией.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематическое планирование

раздела п\п

Темы

Содержание раздела

Упражнения на ориентировку в пространстве (22 часа)

Ориентировка в направлении движений.

Построения, перестроения.

Перестроение в круг.

Шаги вперед, назад.

Шаги вправо, влево.

Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг парами.

Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.

Ходьба и бег вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Бег с высоким подниманием колен.

Ходьба по ориентирам

Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка.

Лёгкий бег.

Повороты тела влево- вправо.

Движения с предметами.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами.

Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Лёгкий бег на полупальцах.

Подпрыгивание на двух ногах.

Бодрый, спокойный, топающий шаг.

Закрепление. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Гимнастические построения и перестроения

Шаги вперед, назад, в сторону.

Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков)

Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба за направляющим, с различным положением рук.

Медленный бег с сохранением осанки, бег в колонне за учителем. Упражнения и игры с музыкальным сопровождением, позволяющие развить пространственную ориентировку ребенка. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Ритмико-гимнастические упражнения (15 часов)

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Общеразвивающие упражнения с флажками и палками .

Общеразвивающие упражнения с флажками и палками .

Общеразвивающие упражнения мячами.

Общеразвивающие упражнения с мячами и обручами.

Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений.

Упражнения на координацию движений. Движения руками.

Упражнения на координацию движений. Движения руками и ногами.

Перекрёстные движения рук и ног.

Упражнения ритмической гимнастики. Хлопки.

Упражнения ритмической гимнастики. Топаем.

Упражнение на расслабление мышц.

Урок обобщения и коррекции умений учащихся.

Ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Игры с предметами и музыкальным сопровождением. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Подбрасывание мяча на разную высоту. Упражнения с массажными мячами. Игра «Прокати мяч».

Метание мяча в цель по звуковому сигналу.  Задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами (14 часов)

Ритмические упражнения с ложками.

Ритмические упражнения с бубном.

Ритмические упражнения на металлофоне.

Пальчиковые игры и самомассаж пальцев.

Выполнение имитационных упражнений и игр.

Выполнение имитационных упражнений и игр.

Музыкальные игры с предметами. Мяч.

Музыкальные игры с предметами. Флажок.

Музыкальные игры с предметами. Лента.

Игры с пением.

Шумовой оркестр.

Игры с речевым сопровождением.

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Элементы русской пляски.

Сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Игра на дудочке, шарманке, колокольчике, треугольнике, металлофоне, ложках и т.д. Игра на музыкальных инструментах по команде под разную фоновую музыку, в разном темпе и ритме. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

«Игры на точность» (9 часов)

Точный бросок.

Броски в мишени.

Сходу - в цель.

Попади в корзинку.

Игра в кегли.

Набрасывание колец.

Игра в дартс.

Игры по выбору учащихся.

Точный бросок:

Для игры понадобятся 2 обруча и 2 мяча. Играют два человека. Учащиеся расходятся на 3-4 м лицом друг к другу. Между ними кладут обручи, и дают в руки один мяч.

Задача игроков — точно попасть в обруч мячом так, чтобы отскочивший мяч мог поймать противоположной игрок. Если мяч задел обруч или если его не смог поймать игрок, бросок повторяется, пока все не будет выполнено правильно.

Броски в мишени:

Для игры понадобится мел. В этой игре бросают в мишени теннисный или литой резиновый мяч. Ведущий заранее чертит на площадке 3 мишени. Первая смещена несколько вправо от линии броска, находится на расстоянии 10 м от стартовой линии. Вторая мишень расположена точно по линии броска, на расстоянии 20 м, третья смещена несколько влево, находится на расстоянии 15 м от стартовой линии. Мишени имеют по 5 концентрических окружностей, диаметр мишеней — от 1 до 1,5 м. Их размеры и дальность расположения зависят от возраста и уровня тренированности детей. Игроки выполняют по три броска. Попадание «в яблочко» любой мишени приносит игроку 10 очков, следующая полоса — 8 очков и т. д. Последняя полоса на мишени приносит участнику 2 очка. За каждый бросок дается по одному очку. После бросков всех игроков подсчитываются результаты. Самый меткий имеет наибольшее количество очков.

Сходу - в цель:

На площадке обозначается линия старта, на расстоянии 10 м от нее — линия броска, далее через 10 м устанавливается мишень размером 0,5-0,8 м. Участник игры бежит от стартовой линии до линии броска и с ходу бросает теннисный мяч в мишень. Все игроки выполняют броски по очереди.

Попади в корзинку:

Для игры понадобиться небольшая корзинка или детское пластиковое ведерко и веревка. Корзинку подвешивают так, чтобы она могла раскачиваться, как маятник. Двое играющих встают в нескольких метрах от корзинки, повернувшись лицом в одну сторону, и пытаются забросить в нее какие-нибудь мелкие предметы. У одного игрока

Игра заканчивается, когда корзинка перестает качаться. Из нее высыпают содержимое и подводят итоги игры. Выигрывает тот, чьих предметов в корзинке больше.

Игра в кегли:  Для игры понадобиться 10 кегель и мяч. Кегли ставятся на расстоянии 3-5м от игрока. Игроки выполняют по 2 броска. Цель сбить как можно больше кегель. Побеждает тот, кто собьет 50 кегель быстрее.

Набрасывание колец: Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки. На расстоянии 1,5-2 м от фигуры проводится черта - граница, с которой дети бросают кольца. Дети должны встать на расстоянии 1,5-2 м, попасть в цель, кто попал тот и победил.

«Танцевальные упражнения» (8 часов)

Танцевальные упражнения с платочком.

Движение парами: ходьба.

Движение парами: кружение на месте.

Хороводы в кругу. Парная пляска.

Русская хороводная пляска.

Пляски с притопами, кружением, хлопками. Гопак.

Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд

Хлопки. Полька.

Четкое и выразительное исполнение отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Знакомство с танцами (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).  Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Танцы и пляски Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то». Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской. Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия. Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы № 439

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.  Под редакцией Л.Б. Баряевой.

5. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.

6. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.: Теревинф, 2006 –56 с.– (Лечебно-педагогические программы).

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
  • звучащие   предметы   для   встряхивания;
  • предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);
  • игрушки разных размеров;
  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных и временных представлений);
  • мат;
  • мячи;
  • массажные мячи;
  • скакалки;
  • кегли;
  • кольца;
  • эспандер;
  • гимнастические палки.

Материально-техническое (информационное, методическое)

оснащение образовательного процесса:

  • http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
  • http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
  • www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
  • http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
  • http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология»;
  • http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
  • http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
  • http://daohappiness.ru/
  • http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
  • http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
  • http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
  • http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;

-     http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

Программа по  физической  культуре для  освобождённых...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры в 8 классе коррекционной школы по теме: «Обучение прыжкам на скакалке»

Технологическая карта урокаадаптивной физической культуры в 8 классе по теме:«Обучение прыжкам на скакалке»Цель: обучение технике прыжков на скакалке на месте.Задачи урока:Образовател...