Игровые комбинации втроём в футболе
методическая разработка по физкультуре на тему

Буданов Егор Александрович

Для каждого футболиста очень важный, определяющий его деятельность фактор — игровое пространство. Если игрок овладевает мячом в свободной зоне, то получает гарантированную возможность лучше им распорядиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_kombinatsii_vtroyom_v_futbole.docx263.32 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые комбинации в тройках

Для каждого футболиста очень важный, определяющий его деятельность фактор — игровое пространство. Если игрок овладевает мячом в свободной зоне, то получает гарантированную возможность лучше им распорядиться.

Нередко раздается критика в адрес нападающих за нерасторопность в штрафной площади соперников или на подступах к ней. Однако в большинстве случаев нападающие выглядят нерасторопными оттого, что защитники — начеку! Ведь тактика в обороне направлена прежде всего на то, чтобы лишить атакующих преимущества в игровом пространстве.

Защитники имеют очень четкое представление о сравнительной важности этого пространства на разных участках поля. Вот почему нападающим необходимо уметь выбирать позиции, выгодные как во времени, так и в пространстве. К сожалению, нередко игроки допускают ошибки не в выполнении приема, а именно в подготовке к выбору свободной позиции. Определения «постоянно находился в игре», «до конца сыграл матч» означают, что футболист все время перемещался, взаимодействовал с партнерами, творчески решал те или иные задачи. Защитники, играющие в персональном плане, т. е. выполняющие обычно задание «игрок против игрока», сдерживают и преследуют таких подопечных, перемещаются вместе с ними. В результате в обороне образуются- пустые зоны, проходы, коридоры. Значит, в момент, когда кто-нибудь из атакующих владеет мячом, любой из партнеров, оторвавшись от опекуна, может выйти в свободную зону для получения передачи и остро атаковать. Даже теперь, когда одним из основных препятствий для нападающих стал «либеро» — свободный защитник, охраняющий центральную зону на подступах к штрафной площади, к тому же страхующий партнеров по обороне, атакующие могут образовать брешь на подступах к воротам за счет скоростных маневров с флангов, подкрепленных усилиями игроков средней линии.

Умение нападающих создавать игровое пространство, а владеющего мячом — искать партнера, выходящего на ударную позицию, — нелегкое дело, но необходимое. Это можно сделать несколькими путями, но прежде, чем решать, кого из футболистов послать вперед, надо учесть степень риска и выбрать способ передачи мяча партнеру, выходящему в свободную зону.
http://www.offsport.ru/football/kombinacii/img/football-combination-014.jpg
Рассмотрим прием такого типа на рис. 14. Как только нападающий (10) начинает перемещаться по диагонали направо, уводя за собой своего опекуна, правого центрального защитника (3), центрфорвард (9) устремляется в свободную зону (заштрихована) и получает там мяч из глубины поля от полузащитника (8). В этой игровой ситуации очень важна четкость взаимодействия, которая позволяет центральному нападающему (9) набрать максимальную скорость, оторваться от опекающего его левого центрального защитника (5) и вовремя овладеть мячом, не оказавшись в положении «вне игры». Комбинация ставит перед центрфорвардом (9) несколько задач. Мгновенно оценив создавшееся положение, он должен:
стремительно продвигаться в свободную зону, не меняя основного направления;
внимательно следить за перемещениями партнеров, а также защитников соперника;
в случае необходимости переадресовать мяч партнеру по атаке.

При проведении такого приема с участием трех футболистов внезапность, момент синхронности маневров и передачи мяча должны быть основными факторами, поскольку персональная опека любого игрока нападения обороняющимся на своей половине поля — и особенно на подступах к штрафной площади — очень жестка и достаточно надежна.

http://www.offsport.ru/football/kombinacii/img/football-combination-015.jpg
На рис. 15 представлен розыгрыш в исполнении трех игроков с выходом одного из них в свободную зону также через центр.

Центральный нападающий (9) внезапно покидает позицию перед штрафной площадью соперников и устремляется на правый фланг, уводя за собой своего сторожа, левого центрального защитника (5). Одновременно полузащитник (8) атакующей команды направляет мяч по диагонали влево выдвинувшемуся вперед полузащитнику (6), а сам делает рывок в свободную зону (заштрихована). В создавшейся игровой ситуации свободный защитник (3) обязательно предпримет попытку отобрать мяч у атакующего. В этом случае хавбек (6) сразу же адресует мяч резаным ударом полузащитнику (8), который получает возможность завершить комбинацию.

Такой маневр ставит перед свободным защитником («либеро») (3) двоякую задачу: либо атаковать «визави», либо прикрывать зону перед воротами. Но какую бы задачу он Ни принялся выполнять, его, как правило, ожидают неприятности.

В первом случае полузащитник (6), не дав приблизиться к себе обороняющемуся, переадресует мяч хавбеку (8), как показано на рис. 15, или отдаст пас другому партнеру, оказавшемуся в более выгодной позиции. Если же свободный защитник (3) откажется от необходимости атаковать полузащитника (6), предпочитая прикрывать зону на главном ударном направлении, то тот с мячом ворвется в штрафную площадь и сам поразит цель. Такой метод наступления, как показывает практика, чувствительно дезорганизует игру «либеро» и его напарников.

Обратите внимание, в обоих розыгрышах (см. рис. 14 и 15) один из трех взаимодействующих игроков не владеет мячом, а лишь с помощью отвлекающего маневра уводит защитника из зоны перед воротами, создавая возможность партнеру войти в нее и получить передачу.

Постоянные осмысленные передвижения футболистов вынуждают обороняющихся все время перестраиваться, быть в напряжении, часто ошибаться. Тактика перемещений игроков из одной линии в другую «по скользящему графику» служит важным средством для звеньев при выполнении острых наступательных действий. В зависимости от складывающейся обстановки она позволяет увеличивать число нападающих по всему фронту атаки, в том числе создавать свободные зоны и на флангах.
http://www.offsport.ru/football/kombinacii/img/football-combination-016.jpg
Взгляните на рис. 16. В предлагаемом для рассмотрения варианте комбинации звено игроков складывается так: полузащитник (8) — нападающий (10) — центральный форвард (9).

Полузащитник (8) отдает пас низом по диагонали нападающему (10), а сам перемещается вперед. Избрав плотную опеку, центральный защитник (5) обязательно покинет свое место в обороне, чтобы вступить в борьбу с форвардом (10). Таким образом освобождается участок на левом фланге в пределах ранее непробиваемой защиты. В создавшейся игровой ситуации нападающий (10) несколько задерживает мяч у себя, а затем делает продольную передачу центральному нападающему (9), занявшему позицию в свободной зоне (заштрихована). Тот овладевает мячом и получает реальную возможность забить гол в ворота соперника.

Теперь допустим, что центральный защитник (5) не станет вступать в борьбу с нападающим (10), а останется в линии обороны на своей основной позиции.

В этом случае форвард (10), применив дриблинг, может сам обыграть обороняющегося и выйти на ударную позицию. Если же он будет встречен либо правым (2), либо свободным защитником (3) при условии, что они оставят своих подопечных и выйдут наперерез атакующему, то для центрфорварда (9) и левого крайнего нападающего (11) представляется реальная возможность освободиться от опекунов, выйти на более выгодные позиции и получить мяч.

Многолетние наблюдения за играми команд мастеров и международными матчами показывают, что чаще всего футболисты применяют диагональные передачи. Причем короткий или средний пас, верхом или низом, пласированный или резаный оказывается более рациональным (особенно когда мяч дается на свободное место). Применение таких передач заставляет обороняющихся более широко рассредоточивать внимание, поскольку нападающие меняют часто направление атаки и к ней могут подключаться игроки из глубины поля. Например, выбегающие на передачи в свободные зоны (заштрихованные) центральный нападающий (9) и форвард (10) не рискуют оказаться в положении «вне игры», успевая к мячу и после удара полузащитника (6). Нет опасения и в том, что они раскроют защитникам свои намерения, поскольку действуют одновременно.

В то же время обороняющиеся лишены преимущества, не знают замыслов атакующих, опаздывают со стартом и не могут воспрепятствовать их действиям. Даже если в команде есть свободный защитник, то и он, сместившись влево, не сможет перехватить мяч и прервать начатую комбинацию (рис. 17).
http://www.offsport.ru/football/kombinacii/img/football-combination-017.jpg
Не менее опасны и диагональные передачи на ход партнеру, т. е. только вперед. Пример такого розыгрыша с использованием короткого паса зафиксирован на рис. 18.
http://www.offsport.ru/football/kombinacii/img/football-combination-018.jpg
Его осуществляет звено в составе: полузащитника (8), правого крайнего нападающего (7), а также центрфорварда (9).

Полузащитник (8) направляет мяч низом по диагонали выбегающему вперед правому крайнему нападающему (7), а сам  перемещается  к штрафной  площади  соперников вместе со своим опекуном, левым полузащитником (6). Форвард (7) сразу же в одно касание дает диагональный пас выходящему на выгодную позицию центральному нападающему (9) и, резко оторвавшись от левого защитника (4), делает рывок к площади ворот. Овладев мячом, центрфорвард (9), не меняя направления движения, проходит до угла штрафной площади, а затем неожиданно делает передачу влево в свободную зону. В нее врывается крайний нападающий (7) и производит удар по воротам соперника.

В создавшейся ситуации левому центральному защитнику (5) трудно разгадать замысел центрфорварда (9), так как вперед устремляются одновременно два партнера — хавбек (8) и крайний нападающий (7). Любому из них может быть направлен мяч.

В то же время, если центральный нападающий (9) задержит передачу, то левый центральный защитник (5) сможет отобрать мяч и начать контратаку либо отбить его в поле.

Четкости действий партнеров всегда способствует умелый выбор места на поле. Чтобы научиться всегда в нужном месте и вовремя выходить на позиции, удобные для приема мяча или обстрела ворот, игрок должен постоянно развивать способность хорошо видеть все, что происходит на поле (это в равной степени относится и к владеющему мячом и ко всем его партнерам, участвующим в розыгрыше).

Оборона сегодняшних команд (даже при наличии двух центральных защитников) с успехом может бороться с нападающими только до тех пор, пока те не меняют своих мест. Но как только они начинают перемещаться и уводят за собой опекунов, так наиболее опасные зоны перед штрафной площадью становятся свободными. А если к тому же нападающие хорошо взаимодействуют с игроками других линий, умело используют фактор внезапности, исключающий стереотип при маневрировании и смене мест, то возможности взломать самую, казалось бы, надежную оборону намного повышаются. Это видно на фрагменте, показанном на рис. 19.

http://www.offsport.ru/football/kombinacii/img/football-combination-019.jpg
Полузащитник (8) с мячом пересекает среднюю линию поля, но как только его начинает атаковать левый полузащитник (6) обороняющейся команды, незамедлительно дает диагональный пас центральному нападающему (9), а сам устремляется к штрафной площади соперников. Одновременно левый крайний нападающий (11) быстро перемещается вперед-вправо. В этой ситуации форвард (9), которого плотно опекает левый центральный защитник (5), делает диагональную передачу атакующему полузащитнику (8), успевшему переместиться на другую позицию. Но рядом с ним располагается (после стремительного рывка) свободный защитник (3). Какие же действия следует предпринять, чтобы завершить комбинацию? Обводить обороняющегося — значит, рисковать, отдавать пас назад — некому. Поэтому полузащитник (8) адресует мяч низом по диагонали левому крайнему нападающему (11), который отрывается от своего сторожа, входит в свободную зону (заштрихована), откуда может угрожать воротам соперника.

Приведенные примеры взаимодействий в тройках совсем не означают, что во всех случаях надо применять только диагональные передачи.

Напротив: необходимо широко использовать и постоянно совершенствовать продольные и поперечные передачи во всем их многообразии.

Без паса игра невыразительна и нема. Тем более современная, предельно интенсивная, ведущая счет по особым меркам, на мгновения. Она требует дорожить мячом, неоправданных потерь не прощает, но и не удовлетворяется простым держанием мяча, перепасовками без движения, без развития, без выигрыша времени и пространства.

Пас только тогда хорош, когда предвосхищает дальнейшее развитие атаки, учитывает маневры партнеров, не владеющих мячом, направляется вперед, на ход, вразрез, в свободную зону, за спину защитнику, в наиболее уязвимую точку.

Грамотная передача мяча партнеру — основа эффективной комбинационной игры звеньями. Однако в матчах, когда атакующих преследуют обороняющиеся и преграждают им путь, когда борьба происходит в непосредственном соприкосновении с соперником, не всегда удается направить мяч своему игроку точно и вовремя. Ошибки рождают неуверенность. Неуверенность же — боязнь потерять мяч. Мы множество раз были очевидцами, что как только возрастали скорости матчей, так тут же резко повышался брак в передачах. Причина может быть только одна. В современном футболе нет больше первичных и вторичных факторов — все едино и все одинаково важно. Упустишь физическую подготовку — быть в проигрыше, ослабишь внимание к техническому совершенствованию или к тактическому образованию — итог будет таким же.

В практике различают тактически неверные передачи и передачи, связанные с неточностью их исполнения.

Тактически неверно исполненные передачи, свидетельствующие о низкой игровой культуре, встречаются довольно часто. Типичный пример — пас устремившемуся вперед партнеру, когда на его пути оказывается защитник (я тебе передал, а ты «выкручивайся»). Но ведь у обороняющегося намного больше возможностей овладеть мячом, так как он идет наперехват встречным курсом. К тому же его задача более проста — всего лишь дотянуться до мяча и выбить из-под ног атакующего, т. е. разрушить комбинацию. В результате мяч проигрывается и возникает опасная контратака. Другой пример: нападающий бежит наперегонки с защитником, а ему все-таки следует передача, которая легко нейтрализуется. Досадно, что от одного плохого паса часто исчезает эффект неожиданности, атака (иногда голевая) захлебывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План игрового урока по футболу «Футбольный мяч - МОЙ лучший друг».

Цель урока: развитие ловкости,зрительно-моторной координации, игрового мышления и совершенствования технических приемов в игровых ситуациях.Задачи: отработка индивидуальных, групповых и командных дейс...

Методическое пособие по теме:«Развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся 5 - 6 классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся в спортивных играх на базе футбола....

План-конспект урока по физической культуре в 7 классе. Раздел: Мини-футбол Тема: Техника перемещений, остановок и ударов в футболе (комбинации из освоенных элементов техники передвижений и ударов по мячу)

Урок носит комплексный характер. Метод организации учащихся на уроке: индивидуальный, групповой и фронтальный. Урок актуален тем, что сейчас идёт внедрение мини-футбола в школу...

Использование разновидностей технических приемов и тактических действий в игровых комбинациях в баскетболе

План-конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-го класса Тема урока: «Использование разновидностей технических приемов и тактических действий в  игровых комбинациях  в баске...

Использование игровых технологий на занятиях по футболу группы начальной подготовки

  Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет проводится при помощи упражнение доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимально темпе,...

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....

Дополнительная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта "Футбол"

Дополнительная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта "Футбол"...