Нравственное и физическое здоровье школьников
статья по физкультуре на тему

Жукова Татьяна Александровна

Статья о формировании нравственности и сохранении, укреплении здоровья школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Приобщение школьника к проблеме формирования и сохранения своего нравственного и физического здоровья это,  прежде всего, процесс социализации. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «Так принято, так надо!». Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.

 В хорошем физическом здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения, а формирование и сохранение так называемого нравственного здоровья вообще уходит на второй план. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

 Формирование  нравственно и физически здоровой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме - вот цель, которую  ставит  перед собой авторская программа «Нравственное и физическое здоровье», разработанная для ученического коллектива 8 А класса и успешно реализуемая с 2015 года в МБОУ лицей.

 Педагог, как инженер-проектировщик планирует и создает основу будущей жизни человека. Я - педагог. Я учу детей правильно разговаривать, строить правильные отношения с окружающими людьми, соблюдать правила гигиены, избирательно относиться к вещам материальным и духовным.  Каждое своё слово, каждый свой шаг я должна совершать во благо детей. Я создаю условия для самореализации ребёнка. Мне наиболее созвучна идея о базовой  физической и нравственной культуре личности как основе воспитанности и творческого самоопределения. Моё стремление в том, чтобы каждый воспитанник понял, что он сам творец себя, своей удивительной души и тела.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не столько социальная сколько  нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Моя задача: обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями через создание базовой культуры физически и нравственно здоровой  личности, сформировать ценностные ориентации, отвечающие интересам не только отдельного человека, но и общества.

Девиз моей программы: «Здоровому телу – здоровую душу!» Физическое здоровье – это лишь заявка на успешность и уверенность в своих силах. Не менее важно здоровое сознание личности. Без этого, даже если ребёнок вырастет физически здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека.

 Я верю, что школа (в частности мой класс) может создать в проекте такой тип общества, в котором нам хотелось бы существовать, что поколение, которое воспитываю я  и мои коллеги, построит новую процветающую Россию.  Педагоги нашей школы уверены, что через влияние на умы детей по всем направлениям, мы можем изменить характер взрослого общества.

Воспитание успешно, если оно системно и долговременно. Моя система воспитания - это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный период реализации. Программа «Нравственное и физическое здоровье» действует в тесном взаимодействии с учебными дисциплинами и учитывает межпредметные связи.  Это не только система школьных внеклассных мероприятий. Воспитание осуществляется постоянно в течение учебного дня, каникул, в момент, когда воспитуемый находится дома, на прогулке, выполняет домашнюю работу и т.д. В план программы входят «Дни здоровья»,  туристические походы и экскурсии, мероприятия по формированию здоровых привычек средствами художественной литературы в виде комплексов бесед и  классных часов по сохранению и укреплению здоровья школьников и их семей, разнообразная проектная и творческая работа и многое другое. В классе практически нет детей, которые не посещают спортивные или художественные кружки и секции в школе или вне её.

 Моим подопечным очень нравится проектная деятельность. Так в 2015 году наш детский коллектив разработал и приступил к осуществлению крупномасштабного социального проекта «Наши родители», суть которого заключается в воспитании толерантного отношения к людям, не принимающим современные, порой жестокие реалии современной жизни. Цель проекта - привлечение молодежи к проблемам людей старшего возраста. Задача проекта - сохранение семейных традиций, бережное отношение к историческим фактам, толерантность к  общественно-социальным явлениям в период переоценки морально-этических ценностей,   укрепление климата доверия  в эстафете межпоколенческих связей.  

Нравственно здоровый человек должен быть терпеливым и терпимым, уметь отсеивать ложь от истины, видеть не черное и белое, а различать полутона. Именно для того, чтобы дети с детства учились различать эти самые «полутона», мы и затеяли проект «Наши родители». Наши деды жили ради «светлого будущего», родители - ради нашего светлого общества справедливости – значит мы, молодёжь сегодняшнего дня, живём при «коммунизме»? Большинство СМИ снова «помогают» строить  некое идеальное общество потребления на фоне бесконечных репортажей о сладкой жизни олигархов и звёзд шоу-бизнеса, без устали твердя о повышении уровня жизни граждан, при этом порочно высмеивают достижения и положительные моменты обустройства общества прошлых лет, в котором собственно и закладывался фундамент наших дней. Наши воспитанники должны понять: Мы - не «старые русские» и «новые русские», не «совки» и «неформалы». Мы – один народ, одна нация, одна страна. У нас - одна память на всех: генетическая память поколений. Все последние годы СМИ оголтело разоблачают советское время. Получается, что наши отцы и деды прожили бессмысленную жизнь. Одни прожили её рабами, другие – палачами. Как будто не это поколение выиграло войну, подняло страну из руин. Даже на уровне государства, судя по пенсиям, стариков никто не уважает. Проект «Наши родители», который своевременно и политически грамотно задумал и осуществляет наш коллектив, способствует формированию терпимости и добра друг к другу. Мои дети понимают, что добро – также объективно, как закон притяжения. Проект поможет «отцам» поверить в добро именно в то время, когда действительность этому не способствует.

        Реальный «продукт» проекта- это серия публикаций в СМИ в виде фото-эссе, идея которых  направлена на укрепление солидарности поколений и участие в конкурсах различных уровней. Участники проекта готовят материалы под разными тематическими названиями: «Пионеры, октябрята – кто вы, дружные ребята?», «Письмо в будущее», «Герой вчерашних дней», «Строитель общества справедливости», «Семейная реликвия», «Война в истории моей семьи», «Я смотрю на фотокарточку» и др. К нашим общим достижениям можно отнести общественное признание некоторых работ, выполненных учащимися моего класса:

1.Диплом Общероссийского конкурса социальных проектов «История страны в семейном альбоме»

2.Диплом 1 степени и Диплом 3 степени районного конкурса «Я гляжу на фотокарточку»

3. Диплом 1 степени районного конкурса медиатворчества «Окно в мир»  в номинации «печатная продукция» и многое другое.

Детские потфолио полны разнообразными дипломами и грамотами за различную учебную и неучебную деятельность. Я веду также портфолио класса, где накопилось порядка 40 документов (грамот, благодарностей, дипломов), выданных детскому коллективу за участие в различного рода воспитательных и оздоровительных мероприятиях.

Мы любим путешествовать. Коллективные экскурсии помогают учиться дружить, расширяют кругозор, воспитывают чувство патриотизма. Недавняя поездка в Санкт-Петербург – яркое тому подтверждение. Коллективные субботники – тоже неплохой вклад в формирование и развитие физически и нравственно здоровой личности.

Программа «НФЗ» предусматривает профилактическую работу с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей и социальной адаптации подростков. Пропаганда здорового образа жизни ведется на родительских собраниях и индивидуальных беседах с родителями.

 Составлены карты семей. Регулярно производится систематизация результатов воспитательной работы, создан  инструментарий контроля  эффективности   и прогнозирование возможного сбоя реализации программы. Диагностика возможного сбоя воспитательного процесса осуществляется через анкетирование, тестирование и составление карты показателей уровня воспитанности учащихся.

 Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие результаты, показатели и взаимоотношения рождаются в процессе деятельности, поэтому моя программа включает мониторинги физического состояния  и  воспитанности, анкетирование и диагностику развития нравственного и физического здоровья личности. Составлен график посещений неблагополучных семей и библиография специальной литературы по воспитанию детей, рекомендуемой  для родителей.

Я четко представляю себе, чего хочу добиться от детей на каждом этапе реализации программы, какими хочу видеть моих воспитанников в конце нашего сотрудничества. Я знаю, что хочу и могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. Ежегодный анализ воспитательного процесса позволяет мне определить и корректировать задачи на новый временной отрезок. Медико-психологическая служба школы является моим незаменимым помощником.        

Конечный продукт моей воспитательной системы это самостоятельные и самодеятельные личности, которые осознают свою самоценность и в результате этого смогут самоопределиться, самореализоваться  и  самоутвердиться в жизни.

Список использованной литературы

  1. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи/ Н.Новгород  ГОУ ДПО НИРО 2010; с.3
  2. Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. Выпуск №2, Министерство образования Нижегородской области ГОУ ДПО НИРО/Лаборатория гражданского становления личности; Н.Новгород 2010; с.104-132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Нравственное и физическое воспитание школьников» МОУ СОШ №5 город Балтийск Калининградской обл.

Программа разработанна на период с 2009 по 2024 учебные годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы нравственного и физического воспитагия в школе....

Программа «Нравственное и физическое воспитание школьников» МОУ СОШ №5 город Балтийск Калининградской обл.

Программа разработанна на период с 2009 по 2024 учебные годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы нравственного и физического воспитагия в школе. Зам. директора по ...

"Физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре" Выступление на родительском собрании

физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Формирование нравственного и физического здоровья школьников на уроках иностранного языка

Основная цель, которую преследует современное воспитание, - воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровь...

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...