доклад
статья по физкультуре на тему

Душаева Нелли Викторовна

Подвижные игры как средство формирования УУД в условиях ФГОС НОО и ООО на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_podvizhnym_igram.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Подвижные игры как средство формирования УУД в условиях ФГОС НОО и ООО на уроках физической культуры

Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий». УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за  его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности  физической культуры в школе.

Важнейшей задачей современной системы образования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в школе является оптимизация личностного и познавательного развития детей на основе формирования универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих умение учиться и саморазвиваться. В этом отношении подвижные игры являются наиболее универсальным средством в решении этой задачи, так как они формируют потребность к систематическим занятиям физической культурой, создают мотивацию в приобретении знаний умений и навыков, развивают физические способности, воспитывают нравственные и волевые качества. Учитывая тот факт, что детям всегда присуще желание играть, при формировании УУД в учебном процессе необходимо чаще использовать не только традиционные рекомендуемые игры, но и другие новые близкие по содержанию и направленности, чтобы игровая деятельность не потеряла воспитательного значения. Поэтому после освоения базовой игры учащихся нужно знакомить с ее вариантами, ставить перед ними новые образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры, обогащать игру новыми действиями в достижении цели.

В своей педагогической практике на уроках физической культуры в младших исредних классах часто применяю игру, поскольку игра позволяет в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

-                   успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

-                   сохранение и совершенствование на протяжении всего начального — образования достижений дошкольного периода развития;

-                   развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

-                   сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения — развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Подвижные игры, это тот вид деятельности которому ребёнок научается и самостоятельно активно пользуется в повседневной жизни. Они имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности основываясь на требования ФГОС НОО и ООО.

Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость и т.д.  Моделировать технические действия в игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения. Развивать физические качества.

Метапредметные результаты.

Познавательные: Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.

Коммуникативные: Позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Объяснять ошибки при выполнении упражнений. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру.

Регулятивные: Организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения и т. д.

Личностные результаты: Сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. Сформированность и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.

В рамках запланированных задач урока помогающие их решению подвижные игры применялись в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного использования с общеразвивающими и специальными упражнениями. При планировании полезной для конкретного занятия подвижной игры учитывалась общая нагрузку урока и определялось её место среди других упражнений и учебных заданий.

Если на уроке решается задача развития силы, то в него включались вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним — перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, и т. д., различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде и т. п.

Для развития быстроты подбирались игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости использовались игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применялись игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Играя в планомерно подобранные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учились быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать командных состязаниях.

Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно.

 

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Они являются проверенным средством активизации двигательной деятельности  на уроке физической культуры,  за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является  возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.

Задачи по формированию личностных УУД.

Личностные универсальные учебные действия (УУД):

•        Самоопределение.

Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:

– сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки, умения ребёнка фиксировать свои изменения и понимать их (в личных тетрадях по предмету фиксация данных физического развития, уровня развития физических качеств; учить понимать значение результатов, анализировать динамику изменений, планировать, исходя из этого физкультурную деятельность)

– предоставление возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов (выбор технического способа выполнения учебного действия, выбор объёма заданий с обязательной аргументацией, выбор тактических аспектов совершения действия и т. д.)

– создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недалёком прошлом (в технических действиях - конкретизация критериев оценивания, выделения фаз движения, просмотр общей успешности движения; в контрольных упражнениях – анализируется уровень развития физических качеств, выявляются причины, ведущие к фактическому уровню, намечаются пути повышения физических кондиций и т. д.)

•        смыслообразование.

Создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации с помощью:

– постановки задачи, которую можно решить лишь при изучении темы,

– сомнение в достаточности материала, подтверждающего практическую значимость предлагаемой темы,

– использования исторического ракурса в решении данной проблемы в науке и т. д.

На операционально-познавательном этапе поддержание и создание мотивации к учебной деятельности. Учить:

– пониманию информации лично для себя,

– осознанию связей между целью и задачами урока, основными задачами и частными,

– самостоятельной постановке целей,

– организации деятельности по достижению цели,

– адекватно оценивать свои трудности и собственные возможности

 

Задание: Игра «Белые медведи»

Цель: формирование личностной самоопределения, направленной на осознание учащимися своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и оценивание уровня сформированности; уважать иное мнение.

Классы: 5.

Форма выполнения задания: групповая обучающихся под руководством педагога.

Материалы: спортивная форма.

Описание задания: Выбирается водящий, задача которого – осалить остальных игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Осаленных игроков можно спасать, для этого один из неосаленных игроков должен подбежать к специальному месту, где сидят все осаленные и спасти их. После этого спасенный входит в игру. Каждый игрок может спасти только одного игрока и только раз. Задача водящего – как можно быстрее поймать всех игроков, а задача игроков – продержаться как можно дольше .

Учитель задает вопросы: Кто из водящих лучше и быстрее всех справился с задачей? Кого чаще приходилось спасать? Что мешало водящему поймать игроков?

Дети сравнивают свои ответы, проводится групповое обсуждение.

Личностные УУД направлены на развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Задания этого раздела позволяют сформировать у учащихся рефлексии на основе использования критериальной системы оценки, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающим.

Задание: Встречная эстафета «Бег раков»

Цель: развитие скоростно-силовых физических качеств, способность активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Классы: 5, 6.

Форма выполнения задания: групповая обучающихся под руководством педагога.

Материалы: спортивная форма, разделительный конус.

Описание задания: Участники строятся для встречной эстафет. Расстояние между командами 15-18 м. направляющие колонн первой группы садятся на пол за линией старта, опираясь о пол руками сзади. По сигналу они устремляются вперед, перебирая руками и ногами. Направляющий встречной колонны стартует лишь тогда, когда его партнер пересечет линию старта. Задача игроков – все игроки в колоннах быстрее, чем противники поменяются местами.

Учитель задает вопросы: Для чего нужно следить за правильностью передачи эстафеты? Кто не справился с поставленной задачей? Что могло этому помешать? Как можно исправить ошибки?

Дети сравнивают свои результаты, проводится групповое обсуждение.

 Личностные УУД направлены на развитие целеполагания и самооценки, доведения работы до конца, стремление к завершенности учебных действий, преодоление препятствий, концентрации и сосредоточении на работе и преодолению трудностей, оценивание учебной деятельности других сверстников.

Задачи по формированию регулятивных УУД.

Формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура, пожалуй, как никакой другой нацелен на познание человека во всей его целостности. Рассмотрение содержания предмета в контексте становления физической культуры личности, инициирует формирование регулятивных УУД. Умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности, устраняют «двигательное натаскивание», «дрессировку» в учебном процессе по физической культуре.

Задание: Игра «Вышибалы»

Цель: формирование умений, планирование своих действий в игре, нахождение оптимальных вариантов достижения цели, ее влияние на результат, действовать согласно принятым правилам, научится предугадывать действия соперника, оценивать результат действия.

Классы: 5, 6.

Форма выполнения задания: групповая.

Материалы: мяч, свисток.

Описание задания: каждую игру через определенное время (например, 3 минут) водящие применяют новый способ: выбивать можно только от пола; бросать мяч одной рукой от плеча; катить мяч и т. д. Выбывшие участники игры делают прогноз результата. По окончании игры ребята обсуждают нарушениях правил и ошибки, допущенные игроками .

Дети следят за правилами игры, проводится групповое обсуждение выявленных нарушений, делаются выводы по совершенным ошибкам. Игра повторяется снова.

Учитель задает вопросы: Для чего нужны правила, судья? Кто из ребят быстрее справился с поставленной задачей и почему?

Регулятивные УУД направлены на развитие планирования и последовательности действий, прогнозирования, контроль и коррекция заданной цели, оценка и элементы волевого усилия – определения препятствий .

Задание: Игра «Один в поле воин» («Воин»)

Командная подвижная игра для мальчиков и девочек 4-6х классов. Состав команд 8 и более игроков.

Цель игры: на своей стороне выбить игроков соперника.

рис.1BD21306_

BD21306_BD14866_

BD14866_BD14866_BD14866_BD14866_

BD21306_BD21306_BD21306_BD21306_

BD21306_

BD14866_

Подготовка и размещение. Игра проводится с использованием разметки волейбольной площадки и волейбольного мяча.BD21306_BD14866_

Перед игрой 3 игрока (боковые) становятся на своей площадке по одному с 3х сторон. Пять игроков переходят на сторону соперника, где четверо игроков (резервные) располагаются между центральной и 3х м. линиями и один (воин) – между лицевой и 3х м. линиями (рис. 1).BD14866_

Содержание. После спорного броска боковые, овладев мячом, стремятся от своих линий попасть мячом в воина соперника, который старается увернуться от мяча, а овладев им, не сходя с места выполнить передачу своим резервным игрокам. Резервные игроки, в свою очередь, при противодействии соперника в центре также пытаются выполнить бросок или передачу боковым для продолжения атаки и т. д. При попадании мячом выбитый воин становится боковым, продолжая играть на стороне своей команды, а его место занимает игрок из резерва, и т. д. Когда за боковой линией окажется 2 игрока, то один переходит в резерв, если выбьет воина соперника.

Игра прекращается, когда после выбивания воина в игре остается один резервный игрок. После начисления очков и смены боковых, игра начинается с начала спорным броском.

Примечание. 1. Количество резервных игроков может быть увеличено. 2. В игру можно играть 2-3 мячами, когда хорошо освоены правила игры с одним мячом.

Педагогическое значение. Игра способствует совершенствованию навыков передач, броска, ловли мяча; развитию координационных способностей и быстроты реакции; воспитанию коллективизма.

Задание: Игра «Переходные уголки»

Командная подвижная игра для мальчиков и девочек 5-7х классов. Состав команд 5 и более игроков.

Цель игры: пройти по тылу соперника и вернуться к своей команде.

Подготовка и размещение. Игра проводится с использованием

разметки волейбольной площадки и волейбольного мяча.

2

рис. 2

1

4

BD21306_

3

BD14866_BD14866_BD14866_BD14866_BD14866_

BD21306_BD21306_BD21306_BD21306_

3

4

1

2

Перед игрой полевые игроки 2х команд располагаются в своем лагере между центральной и лицевой линиями (рис. 2). На каждой стороне в углах размечаются станции.

2

рис. 3

1BD21306_

4BD14866_

рис. 4

3

BD14866_BD14866_

BD21306_BD21306_BD21306_BD21306_

3

4

1BD14866_

2BD14866_

Содержание. После спорного броска команда, овладевшая мячом, от центральной линии пытается попасть в соперника. Игроки противоположной команды стараются увернуться от мяча, а овладев им, выполнить ответный бросок. Игрок, в которого попали мячом, продолжает играть на своем месте, а выполнивший точный бросок или ловлю мяча переходит в тыл соперника. Заняв угол № 1, игрок становится передовым. Передовой за свой точный бросок переходит играть в угол № 2 и т. д. (рис. 3). В случае, если занятый угол должен занять очередной передовой игрок, все др. передовые обязаны выполнить переход в следующий свободный угол (рис. 4). Если брошенный мяч передовым игроком будет пойман соперником, то он возвращается в свой лагерь. Когда передовой пройдет все станции и, вернется на свою сторону, его команде начисляется 1 очко.

Примечание. 1. В игру можно играть 2 мячами. 2. Количество станций может быть увеличено. 3. Вместо линий разметки, обозначающих сектора, можно использовать обручи.

Педагогическое значение. Игра способствует закреплению меткости бросков, передач и ловли мяча; развитию тактического мышления и быстроты реакции; воспитанию коллективизма.

Задачи по формированию познавательных УУД.

Общеучебные УУД:

1) Самостоятельное выделение и формулировка учебной цели: происходит с обязательным соблюдением условий, обозначенных для действий смыслообразования.

2) Поиск и выделение необходимой информации: постоянный показ того, что теория физической культуры находится на стыке многих наук, что создаёт предпосылки к целостному рассмотрению человека в его физкультурной деятельности, но создаёт определённые трудности в отборе, поиске необходимой информации.

3) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания: мысленное и вслух проговаривание своих действий в процессе физкультурной деятельности (начиная от простейших названий исходных положений, заканчивая сложными физическими упражнениями, с разделением их на фазы).

4) Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Учить:

– пониманию сути двигательного действия;

– учитывать личностные характеристики и показатели (от физиологических до психологических, личностных характеристик);

– находить наиболее эффективные способы решения двигательной задачи здесь и сейчас.

5) Рефлексия способов, условий, результатов деятельности.

Учить:

– что на уроке физической культуры, требуется рефлексия во всём.

Логические УУД:

1) Анализ объектов с целью выделения признаков:

– обучение технике двигательного действия по частям;

– развитие физических качеств с выделением отдельных компонентов (простая двигательная реакция, быстрота, реакция на движущийся объект, реакция выбора);

– обучение тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным; в нападении, в защите, на приёме, на страховке и т. д.);

2) Синтез (составление целого из частей):

– увидеть и составить целое, начиная от объединения разноплановых упражнений в комплекс и заканчивая составлением программы личных предпочтений в области физической культуры;

– учить – не потерять ядро целого, «не распылиться на частности».

3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации:

– учить сравнивать физические упражнения по критериям эффективности для решения различных задач;

– учить сравнивать различия техники одного и того же упражнения, находить оптимальные для себя варианты;

– учить сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия.

4) установление причинно-следственных связей:

– строить всю физкультурную деятельность так, чтобы установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование и т. п. не были чуждыми непонятными действиями в учебном процессе по физической культуре;

– отменить вреднейший лозунг «на урок физической школьники пришли двигаться, а не рассуждать»;

– стимулировать и поощрять вопросы учащихся .

 Задание: Игра «Невод»

Цель: значимость ровного позвоночника для организма человека, формирование умений правильно держать осанку, освоение движений при сопротивлении воды.

Классы: 5.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая под руководством учителя.

Материалы: купальный костюм, плакаты о правильной осанке, позвоночнике, музыкальное сопровождение.

Описание задания: выполняется в неглубокой части бассейна. Двое водящих держаться за руки, изображая невод и, бегут за рыбками. Догнав одну из них, они окружают ее и, сцепив свободные руки, заключают в круг. Пойманная рыбка присоединяется к неводу. Рыбкам разрешается подныривать под невод, пока не сомкнуты руки. Игра длится, пока не будут пойманы все рыбки . После проведения игры ученикам предлагается выбрать из нескольких фотографий, фотографии с нарушенной осанкой. Происходит обсуждение.

Учитель задает вопросы: Для чего нужно иметь здоровый позвоночник? Что способствует формированию правильной осанки? Какие упражнения можно провести для формирования правильной осанки в воде бассейна?

Познавательные УУД направлены на развитие рефлексии мыслительного процесса, достижения высокого уровня понимания решения, обеспечение эмоционального благополучия детей, удовлетворение потребности в межличностном общении.

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Ищем сокровище», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное».

Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.

Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Задачи по формированию коммуникативных УУД.

Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности:

– комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами:

– учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.

– учить аргументировать свою позицию.

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

– создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему;

– учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов.

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

– учить работе в группах, парах, соперничающих командах;

– создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы.

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:

– создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности;

– построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные аспекты соревновательной деятельности.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности:

– проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний;

– поощрение попыток делать обобщения и выводы;

– стимулирование к вскрытию причинно-следственных связей, построению доказательств .

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Игра «Клубок».

Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.

Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

Игровая деятельность наилучшим образом создает предпосылки для развития личности ребенка. Это обусловлено разнообразием способов достижения двигательной цели в ходе игры, необходимостью взаимодействия занимающихся друг с другом, использованием различных предметов.

          Включение подвижных игр в процесс обучения способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Участие учащихся в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...