Психотехнические игры и движения в работе с юными спортсменами
статья по физкультуре на тему

Пчеловодова Елена Егоровна

Статья о психотехнических играх в работе с юными спортсменами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihotehnicheskie_igry.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Статья

Психотехнические игры и движения в работе с юными спортсменами

Выполнила:

Пчеловодова Елена Егоровна

Учитель физической культуры

Санкт-Петербург

2018

Психотехнические игры и движения в работе с юными спортсменами

Сегодня проблемы психологической подготовки в спорте актуальны как никогда прежде. Над ними бьются и тренер, и методист, и психолог. Но проблемы еще не решены, поиски не прекращаются. Современный спорт широко заимствует методы психологического воздействия у психотерапии. Однако, будучи по природе своей лечебными, эти методы имеют ограниченную область применения. Они направлены преимущественно на подавление, нейтрализацию психологических помех, но не на развитие психических сил спортсмена.

О важности психологической подготовки спортсмена сказано немало слов. По психологии спорта написано большое количество книг. Однако сама психология проникает в спорт с большим трудом. Реальная психологическая работа ведется на узком фронте и небольшими силами. По всей видимости, одна из причин того, что современные системы практической психологии не нашли еще широкого применения в спорте, коренится в устоявшихся взглядах на то, что представляет собой спортсмен, как он побеждает и что ему нужно для победы.

Личность самого спортсмена остается при этом за кулисами. В лучшем случае спорт превращается в соревнование систем спортивной подготовки, в худшем — его развитие направляется по экстенсивному пути. Последнее находит свое выражение в весьма распространенной среди тренеров уверенности, что результат на соревнованиях всегда пропорционален труду на тренировках. Этот вывод напрашивается, если основной каркас системы подготовки к соревнованиям полагать в общих чертах завершенным. Сила, техника, тактика — точки приложения усилий — выявлены. Значит, дело лишь в величине этих усилий. Отсюда тенденция к наращиванию нагрузок и объемов; отсюда же ложное представление, будто основная функция тренера — заставить своего ученика работать. В спортсмене начинают видеть что-то вроде часового механизма: чем туже закручена пружина на тренировках, тем мощнее раскрутится она в решающий момент. А победит тот, кто “взведен” сильнее других. Так весь промежуток времени, в течение которого человек занимается спортом, включая и тренировки, превращается в сплошное соревнование, а само соревнование — в простую демонстрацию достигнутого уровня подготовки.

Каждый тренер ощущает необходимость ободрить своего воспитанника после неудачного выступления, или помочь ему справиться с «мандражем» перед стартом, или сказать что-нибудь отрезвляюще резкое, что позволило бы спортсмену собраться. За долгие месяцы и годы напряженной совместной работы тренер находит подход к каждому спортсмену. Изо дня в день, преодолевая сопротивление «человеческого материала», тренер становится все более проницательным и мудрым. Он до тонкостей постигает души и характеры учеников. Он знает, кому, когда и что надо сказать. Для проникновения во внутреннюю жизнь каждого он обзаводится целым набором психологических «ключей» и «отмычек».

В большинстве случаев тренер сам отлично решает все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. Решает их лучше, чем это сделал бы психолог с дипломом. Но, выступая в роли практического психолога, тренер часто даже не знает об этом.

Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание

В кульминационный момент соревнований, когда накал борьбы достигает наивысшей точки, спортсмены переступают какую-то грань, и обычный спокойный мир тренировочного зала остается по ту сторону. Все как бы смещается в новую, иную реальность, и становятся возможными любые сюрпризы. Здесь свободная игра творческих сил выносит человека за границы шаблонов и схем. Она возводит победителей на пьедестал, дает им радостные, ни с чем не сравнимые переживания. Она раздвигает границы возможного в спорте.

Умение выступать на соревнованиях — это умение импровизировать. Во многих случаях победить — значит отбросить все заранее рассчитанные варианты и выйти один на один с неизвестностью. В незнакомой обстановке действовать мгновенно, по наитию. Творить новое. Невозможно обучиться этому в том смысле, в каком мы учимся писать, читать или держать ложку. Результат всякого обучения — это твердое знание, четкий навык. Это всегда нечто определенное и конечное. Но вот требуется обратное: умение работать с неопределенностью, ориентироваться в бесконечном. Как же быть? Импровизации учиться не надо. Понаблюдайте за игрой трехлетних, ничего еще толком не умеющих детей, и это сразу станет очевидным. Для того чтобы обрести власть над неопределенностью, необходимо освободить себя от... благоприобретенных ограничений.

Что мешает неопытному спортсмену на соревнованиях? Страх перед новым. Скованность своим прежним опытом и неспособность действовать «здесь и теперь». Боязнь отступить от шаблона, сойти с накатанной колеи. Культ муштры и заблаговременного расчета, процветающий на тренировках, рождает страх перед неизвестностью и недоверие к себе. Спортсмен именно потому так часто бывает не готов к соревнованиям, что на тренировках тренер требует от него тщательного выполнения технических и тактических элементов, а на соревнованиях ставит задачу победить, хотя «искусству побеждать» на тренировках уделялось минимальное внимание.

Досадная неожиданность расстраивает планы спортсмена. Он растерян, разочарован. «Все пропало!» — говорит он себе и сам отворачивается от своей удачи. Быть может, немало утечет «золота», прежде чем к спортсмену придет смелость поступком обогнать мысль и действовать за пределами предусмотренного. Немало сил уйдет впустую, прежде чем по крупицам, от соревнования к соревнованию, собранный опыт спортивной борьбы выкристаллизуется в свойство, отличающее характер зрелого мастера, — открытость новому.

Этот опыт нельзя приобрести на тренировках, если тренироваться по старинке. А если тренироваться по-новому? Думается, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования. Решению именно этой задачи послужат игры и упражнения, описанные в главах 3—6.

В чем-то почти каждая из психотехнических игр — миниатюрная модель соревнования. Невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться. Нет единственно правильного решения — всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз — заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству «отвечать без подготовки», позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов, счастье быть постоянно застигнутым врасплох.

Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, и в руках опытного тренера или психолога эти игры могут стать действенным средством сплочения спортивной команды. Упражнения построены так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всего коллектива. Совместно решая конкретную задачу, участники психотехнической игры постоянно стремятся к взаимопониманию и согласованию действий. Нащупав принципы объединения усилий, они начинают что-то создавать, придумывать. Живое и полноценное участие в коллективном творчестве всегда связано с радостными переживаниями. Оно сближает и раскрепощает, дает психологический комфорт и свободу в общении. Захваченные игрой, члены психотехнической группы полнее раскрывают себя и больше узнают друг о друге. Более глубоким становится взаимное доверие. Более живым — взаимный интерес.

Кроме того, участие в играх обогащает общую психологическую культуру членов группы, позволяет им развить некоторые ценные для спортсменов качества и способности. Система включенных в книгу упражнений нацелена на осознание скрытых психических феноменов и укрощение «непроизвольных» проявлений человеческой психики. Все это необходимо спортсмену для того, чтобы лучше ориентироваться в своих собственных возможностях и лучше управлять ими. Более чутко улавливать те незримые изгибы и повороты внутренних течений своего «я», от которых зависит уровень спортивной формы. Не теряться в экстремальных ситуациях и полнее впитывать бесценный опыт крупных соревнований.

Не менее важно и то, что, внося в отношения к другим и к самому себе дух исследования, психотехнические игры стимулируют творческий поиск скрытых в человеке резервов и освоения новых способов «проживания» соревнований и тренировок.

Внимание спортсмена воспитывается и нуждается в систематической тренировке.

Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха.

Теннисист полностью теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них.

Концентрация, приобретенная игроками высокого класса, связана с большой подготовительной работой и важно, чтобы она начиналась с самого детства.

В связи с этим изучалась возможность использования психотехнических игр как средства воспитания внимания юных теннисистов.

Этот метод разработан известным отечественным психологом Н.В. Цзеном, ранее он был апробирован и получил положительную оценку в фехтовании, современном пятиборье.

Психотехнические игры, как метод предполагают творчество, общение, самопознание.

В чем-то почти каждая из психотехнических игр - миниатюрная модель соревнования. Нет единственно правильного решения - всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз- заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству "отвечать без подготовки", позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов.

Работа с психотехническими упражнениями - хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию.

Все участники занятий, не смотря на свой возраст (10-11 лет), уже столкнулись с проблемой отсутствия необходимого уровня внимания при игре на счет и в тренировке. Много раз слышали от старших, да и сами уже понимают: "Нет внимания - нет результата".

Оптимальное количество членов группы 6 -10 человек, как показал опыт, именно в этом диапозоне эффект групповых занятий может проявляться особенно ярко. Продолжительность занятий около 30 минут.

В ходе исследования выделены игры, давшие наибольший эффект:

Игры "Пальцы", "Муха", "Фокусировка", "Селектор", "Лентяй и труженик", "Дыхание", "Инфракрасные лучи", "Сверхвнимание", "Карусель" повысят уровень концентрации, устойчивости и распределения внимания, научат произвольно управлять им, заложат фундамент для овладения техникой саморегуляции и самообладания, помогут не только сосредотачиваться, но и расслабляться, уметь внушать и противостоять чужому внушению.

Этот комплекс может быть рекомендован в практику работы детских спортивных школ и клубов. Его использование подготовит детей к соревновательной деятельности, повысит уровень внимания и создаст условия для более плодотворной деятельности тренеров, работающих с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"

Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами

Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района...

Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

Выступление на августовской конференции в 2017г...

Исследовательская работа по теме: «Физиологические особенности организма юных спортсменов»

Исследовательская работа по теме: «Физиологические особенности организма юных спортсменов»...

Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе

Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба явля...