Главные вкладки

    "Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"
    учебно-методический материал по физкультуре по теме

    Сепертеладзе Шота Гуриевич

    Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл -doklady.docx22.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

    Сепертеладзе Ш. Г., тренер-преподаватель МОУ дополнительного образования детей

    «Детско-юношеская спортивная школа»

     

         Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленные научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости.

        Проблема воспитания личности сложна и многогранна. Её следует рассматривать как воспитательную работу тренера в совокупности педагогических воздействий, направленных на решение задач патриотического, нравственного, трудового, воспитания, а также самовоспитания и перевоспитания при учёте результатов этих видов педагогических воздействий и воспитания в целом.

       Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-педагог. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Педагог составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

       Цель всей воспитательной работы тренера - это обеспечение, в конечном счёте, формирования целостной, гармонически развитой личности спортсмена.

    Патриотическое воспитание

       Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.

       Поэтому большое внимание в работе я уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов,

       Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ.

    Нравственное воспитание

        Главной задачей является воспитание  нравственных качеств: сознательной дисциплины, товарищества, честности, морально-волевых качеств.

        Я считаю, что мало вырастить хорошего спортсмена. «В здоровом теле должен быть здоровый дух».

        В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста главным является работа с родителями. Я говорю: «Ребёнок должен чётко усвоить, что на первом месте – дом, на втором – школа, на третьем – секция, кружок. Вышел из этого треугольника – затянула улица». Что такое улица в наше время, объяснять никому не нужно (детская преступность, наркомании и т.д.).

        Родители, чьи дети стабильно занимаются в секции, говорят, что в их семье нет проблемы «улицы».

        Для ребят школьного возраста существуют требования по отношению к успеваемости в школе, дисциплине и посещаемости занятий (проверка дневников, связь с педагогами школ). Активно проводится агитационно-массовая работа по привлечению подростков к занятиям спорта. Спортсмены секции принимают участие в показательных выступлениях на городских и районных праздниках. Кубки и медали, завоеванные моими воспитанниками, занимают почётное место в комнате - музее нашего спортзала. Начинающие спортсмены стремятся к таким же высоким результатам.

    Самым лучшим показателем моей работы является преемственность поколений – мои бывшие воспитанники приводят в секцию футбола своих детей, которые показывают хорошие спортивные результаты.

         Спортсмены, которые добиваются высоких спортивных результатов, поступают в высшие учебные заведения физкультурной направленности, а также в вузы, имеющие спортивные кафедры с хорошей материальной базой, где мои бывшие воспитанники продолжают тренироваться и совершенствовать своё мастерство. Ребята, поступившие в колледжи и профессиональные училища, продолжают тренироваться в секции футбола и успешно выступают на соревнованиях.  Спорт становится частью жизни моих воспитанников, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность помогают им в учёбе и в жизни.

    В летний период работа с детьми не прерывается. Мы организуем детский оздоровительный лагерь на базе нашей школы, или  выездные лагеря на берегу Чёрного моря. Активный отдых с культурно-массовыми, спортивными мероприятиями и тренировками не пугает ребят. Они с большим удовольствием посещают эти лагеря. При планировании работы лагеря особое место уделяется воспитательной работе: мы организуем походы, вечера отдыха, праздники, конкурсы самодеятельности, выпускаем стенную газету. Именно за лето ребята добиваются наиболее хорошей спортивной формы, сплачивается спортивный коллектив.

         Ведь спортивный коллектив является центром нравственного воспитания молодёжи. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении.

        Одной из первостепенных задач в процессе занятий в спортивной школе  состоит в том, чтобы юные спортсмены освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является существенным фактором формирования общественной морали.

    Воспитание морально  качеств начинается с первых шагов в дзюдо. Я  воспитываю у юных спортсменов уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судье, к зрителям.

     Главное в  воспитании – сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта.

    Трудовое воспитание

       Учебно-тренировочный труд включает всю деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствовании элементов футбола, упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

        Задачи:

    - формирование самостоятельного отношения к труду,

    - приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека,

    - воспитание смекалки, сообразительности, логичности и гибкости мышления и других интеллектуальных качеств, имеющих  важное  значение в труде, спорте, учёбе, повседневной жизни.

         Учебно-тренировочный труд включает деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствованию элементов борьбы, упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

        Большое значение в трудовом воспитании является привлечение спортсменов к общественно-полезному труду. Ребята помогают мне в изготовлении спортивного инвентаря, конструировании тренажёров, оборудованию стендов, в проведении тренировок с младшими товарищами, участвуют в субботниках.

        Основными методами воспитания являются убеждение, приучение, приведение примеров, методы выполнения индивидуальных поручений.

    Самовоспитание

        Самовоспитание – это работа, направленная на самосовершенствование личности.

       Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте – победа над самим собой.

        Футбол любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, Но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное – появляется уверенность в себе.

        Одна из важнейших задач тренера – воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств ( целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).

    Перевоспитание

    Увлечение молодёжи курением, алкоголем, наркоманией, токсикоманией ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

    Направленное перевоспитание личности спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

    Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе).

    При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность.

    Результаты перевоспитания могут быть определены только по активной жизненной позиции, по тому, как они стали, относится к тренировке и учёбе, как они выполняют общественные поручения, насколько они дисциплинированны, как развито у них чувство товарищества и взаимопомощи.

    Основным средством воспитания юного спортсмена является коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении.

    Необходимо всемерно и повседневно способствовать реализации положительных стремлений юного спортсмена; бороться с проявлением отрицательных черт его характера.

    Действенным методом  воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность коллектива и педагога.

    Применяя метод поощрения, следует руководствоваться рядом правил:

    направлять поощрения на действие спортсмена, которые являются следствием больших усилий, не следует часто поощрять одних и тех же спортсменов, часто поощрять тех, кто страдает чувством неполноценности,

    поощряя, принимать во внимание не только поведение, но и мотив, которым руководствовался в данном случае юный спортсмен.

    Одним из методов воспитания является наказание.

    Виды наказания – порицание со стороны тренера, группы, выговор, отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности.

     При пользовании этим методом тренер должен соблюдать несколько правил:

    не наказывать по подозрению,

    не наказывать весь коллектив,

    не применять наказание трудом,

    наказание должно быть справедливым и осознаваться спортсменом как необходимая мера.

    Нельзя забывать, что занятия спортом, соперничество всегда чревато возникновением конфликтов. Очень важно выяснить мотивы конфликтной ситуации, остановить конфликт и выяснить причину возникновения. Необходимо указать на то, что  победа не главное в спортивном поединке, главное помериться силами в равноправной спортивной борьбе.

    Инициатива в реализации задач патриотического, нравственного, этического, трудового воспитания, а так же процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит тренеру.

    Успешность воспитания юного спортсмена во многом обусловлена способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, обеспечивая соответствие учебно-воспитательного процесса общей направленности воспитания.

    За время работы с детьми (35 лет тренерской работы) мной было подготовлено десятков перворазрядников(взрослые и юношеские). Ученики секции показывают хорошие спортивные результаты, неоднократно становились призёрами и победителями районных, краевых(победители «Кубка  Губернатора Краснодарского края-2010»), Всероссийских и Международных соревнований.

    Основная задача в моей работе это воспитание всесторонне развитой личности, формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции. И во многом от нас, от взрослых часто зависит, куда повернется в своем развитии душа маленького человека. Именно спорт развивает в ребёнке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Подготовка спортсменов-разрядников(чемпионов) это результат моей упорной, кропотливой работы по воспитанию гражданина своей Родины-России.

     

     

    Список литературы

    1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980

    1. Система подготовки спортивного резерва. Под ред. Никитушкина В.Г., М.: 1993

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

    В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

    Особенности воспитательной работы в медико-биологическом классе

    В статье рассмотрены особенности медико-биологического класса в сравнении с другими профильными классами гимназии. Кратко описаны принципы работы классного руководителя с учетом этих особенностей....

    Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

    Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами

    Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района...

    Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

    Выступление на августовской конференции в 2017г...

    Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе

    Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба явля...

    Психотехнические игры и движения в работе с юными спортсменами

    Статья о психотехнических играх в работе с юными спортсменами....