Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами
статья по теме

Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_trenerskiy_podhod.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами»

        Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия.

        Что поможет ребенку расти здоровым? Конечно, физическая активность. Недаром о пользе физкультуры для детей говорят многие педиатры. Занятия физической культурой повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижают заболеваемость, в дальнейшем ускоряют процесс врабатываемости детей на учебных занятиях. Занимаясь физкультурой можно не только весело и подвижно провести время. Регулярная физическая активность в детском и подростковом возрасте повышает силу и выносливость, способствует формированию здоровых костей и мышц, помогает контролировать вес, снижает тревожность и стресс, улучшает кровяное давление и повышает свою самооценку за счет своего внешнего вида и физической формы. Спорт, обеспечивает отличные возможности для социального развития, поскольку многие социальные и моральные требования для участия в спортивных соревнованиях совпадают с тем, как люди должны взаимодействовать в законопослушном обществе. Кроме того, юные спортсмены в обычной жизни чаще всего применяют те же принципы самоотверженной и напряженной работы, что используют и на тренировках. Некоторые исследования доказали, что дети, демонстрирующие успехи в спорте, также преуспевают среди сверстников. Систематические упражнения фактически способствуют развитию конкретных видов психической деятельности, которые важны для решения проблем, возникающих как в учебной жизни, так и в повседневном общении с ровесниками. Тренировки помогут детям избежать многих проблем в дальнейшей жизни. Так, регулярные занятия физкультурой препятствуют возникновению у детей многих распространенных среди школьников заболеваний: сколиоза, плоскостопия, нарушения осанки, искривления ног, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т.д.

        Одним из физкультурно – оздоровительных направлений деятельности образовательного учреждения является дзюдо. "Дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю", - так писал основатель дзюдо Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания. Дзигаро Кано считал, что большинство видов спорта избирательно воздействуют на мышцы. Для дзюдо он разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. Причем обращал внимание молодых людей, занимающихся дзюдо, на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левую сторону.

        Важно знать, что дзюдо — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Дзюдоисты должны понимать, что в противоборстве соперник — не враг. Ты сам становишься сильнее, если соперник сильный. Всегда важно проявлять уважение к сопернику. В процессе занятий бывает всякое, бывают и поражения. Даже если проиграл, не надо отчаиваться. Это только стимул для дальнейшего развития. У многих людей, занимавшихся дзюдо, дружеские отношения с партнерами остаются на всю жизнь. Занимаясь спортом, мне удалось встретиться и соревноваться со спортсменами из разных городов, со многими из них я подружился.

        Я начал заниматься дзюдо с двенадцати лет. Этот вид спорта выбрали для меня родители. Тогда я был сильным и трудным ребенком. Мои родители знали воспитательное значение дзюдо и поэтому отдали меня  заниматься именно в эту секцию. На протяжении многих лет я занимался дзюдо и достиг немалых результатов и получил звание « Мастера спорта» по дзюдо. В глубине души я всегда хотел стать олимпийским призером, но не получилось, и теперь моё желание воплощается в детях. А карьера тренера состоялась в первую очередь благодаря моему тренеру Волобуеву Виталию Васильевичу, который в настоящее время тренирует и моего сына. Глядя на него, мне тоже захотелось стать тренером, поэтому после окончания школы поступил в Ставропольское училище олимпийского резерва по специальности «физическая культура» на квалификацию «педагог по физической культуре и спорту», а затем окончил «Северо-Кавказкий федеральный университет» по специальности «физическая культура».  

        Порой у людей складывается мнение, что в работе тренера нет ничего
сложного. Подбирай талантливых детей, регулярно занимайся с ними и все 
можешь ожидать высоких результатов, даже на олимпийских играх.
Однако это далеко не так, от мечты тренера – преподавателя до подготовки настоящего мастера надо пройти большой путь от изучения завязывания пояса кимоно до чемпионских медалей. К сожалению не всем ребятам он под силу. Для того чтобы окончательно определить спортивную пригодность ученика, требуется не один год, и большую роль здесь играют личные качества тренера.

              Моя цель как педагога, как тренера: - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.

              Очень важный момент в моей деятельности это формирование мотиваций для занятий дзюдо. Как решается эта проблема. Для этого я провожу тренировочные занятия в форме игры, соревнований. Привлекаю для тренировочных занятий старших, подготовленных ребят. Провожу открытые занятия, беседы для родителей, предлагаю участвовать в тренировке вместе со своим ребенком, т.к. заинтересованность родителей является важным фактором систематического посещения ребенком занятий.

        На начальном этапе учебно-тренировочного процесса при работе с новичками я, как можно больше стараюсь узнать об учениках: особенности их характера, интересы, привычки, успехи в школе. Знакомлюсь с их родителями классным руководителем, учителем физкультуры в школе.  Хорошие отношения с учителем физкультуры в дальнейшем положительно повлияют на весь процесс подготовки юных спортсменов. Все это помогает мне проведению занятий, нахождению индивидуального подхода к каждому из воспитанников. У меня появляется возможность эффективно воздействовать на ребенка в нужном направлении. Для поддержания интереса юных спортсменов проводим с коллегами спортивные праздники с участием родителей, совместные выезды на природу (в лес, к водоёму) и т.п. На протяжении 6 лет традиционно организую совместно с родительским  комитетом выезд на учебно- тренировочные сборы в горы пос. Архыз КЧР, на море г. Анапа, где дети имеют возможность тренироваться, отдыхать, общаться. Такие поездки способствуют сплочению детского коллектива, сохранению контингента учащихся, а также в дальнейшем развивает у подростков такие качества как: товарищество, взаимопомощь и коллективизм. Создание дружного и крепкого коллектива, по – моему мнению, способствует более быстрому росту спортивного мастерства.  Поездки организуются по разновозрастному принципу, с целью преемственности между группами начальной подготовки, учебно – тренировочными группами, группами спортивного совершенствования.

        На тренировочных занятиях я обязательно стараюсь выбирать себе оптимальное место на татами для того, чтобы можно было видеть всю групп и контролировать выполнения заданий. А при необходимости, в любой момент мог помочь и подсказать занимающимся. 
        Учебный материал объясняю четко, кратко. При этом использую терминологию, которая уже известна ученикам. На занятиях устанавливаю строгую дисциплину.
        Обязательным условием проведения моих занятий в группах начального этапа подготовки – интересные и неоднообразные тренировки. Поэтому к каждой тренировке тщательно готовлюсь, чтобы занятия не становились однообразными и у детей не падал к ним интерес. Как правило, первыми уходят от «скучного» тренера перспективные ученики. В основе учебного процесса с юными дзюдоистами детьми у меня преобладает игровой метод. На занятиях всегда царит радостная атмосфера.

          Важным моментом в воспитании спортсмена является участие в соревнованиях, в которых ребенок имеет возможность оценить свои силы, применить свои знания и навыки, приобретенные на тренировках.

        Хорошо известно, с каким нетерпением юные спортсмены ждут первых соревнований! Для тех, кто их выиграет, это станет стимулом к дальнейшему росту и совершенствованию техники дзюдо. А для тех, кто проиграет? Если неудачи будут часто повторяться, ребенок может потерять веру в себя и перестать посещать тренировки. Поэтому  я особенно внимательно отношусь к тем ученикам, которые проиграли. Обязательно морально поддерживаю их, хвалю за те положительные моменты, что были в схватках, стараюсь убедить, что еще все впереди и обязательно будут и победы.

         Участие в соревнованиях является действенным средством повышения спортивного мастерства. Однако необходимо помнить, что частые старты утомляют нервную систему, у спортсмена пропадает желание состязаться. Поэтому планирую соревновательную подготовку в интересах всего тренировочного процесса с нацеливанием на основное соревнование сезона. Мне, как тренеру, участие в соревнованиях дает возможность определить уровень подготовленности спортсмена, способствует выбору правильного направления в применении средств специальной подготовки. Специальная подготовка в непосредственной методической связи с соревнованиями на определенных этапах становится соревновательной подготовкой. Она способствует лучшему решению задач тактической и морально – волевой подготовки занимающихся.  

        Работая с юными спортсменами, я понимаю, что их нравственный и моральный облик еще формируется, а физическое развитие продолжается. Все это накладывает на меня особую ответственность. Никогда не забываю, что личный пример тренера играет огромную роль в воспитании ребенка.
Юные дзюдоисты не могут предвидеть перспективы своего труда, поэтому я сам ставлю перед воспитанниками определенные задачи, которые они должны решать в короткие промежутки времени, профессионально подвожу их к достижению общей цели. Для того, чтобы учащиеся могли ощутить плоды своих усилий ставлю посильные для них задачи, так как чрезмерно трудные и невыполнимые задачи могут подорвать у юных дзюдоистов веру в свои силы.

        Стараюсь предвидеть результат от занятий с каждым учеником. А чтобы ошибок в его работе было меньше, я сам постоянно учусь и совершенствую свое педагогическое мастерство. Как говорил один выдающийся педагогов: «Учитель жив, пока он учится».

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мой тренерский подход к работе с детьми и молодежью

в данной работе решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств и тактических построений....

Мой тренерский подход к работе с детьми и молодёжью.

Сущность и специфика деятельности тренера, по моему мнению, заключаются в умении найти особый подход к каждому спортсмену; создать необходимые условия для его развития; вселить веру в воспитанника, во...

"Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"

Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....

Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

Выступление на августовской конференции в 2017г...

Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе

Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба явля...