мой тренерский подход к работе с детьми и молодежью
методическая разработка по физкультуре по теме

в данной работе решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств и тактических построений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_trenerskiy_podhod.doc127.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Курганинск

МОЙ ТРЕНЕРСКИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

Работу  выполнил

учитель физической культуры

Матюнин Юрий Викторович

2013

Еще древние идеалисты и материалисты понимали историческое значение учебно-воспитательного процесса средствами физической культуры.

Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) одним из первых призывал познать себя и свои силы.

Материалиста Гиппократа (460-367 гг. до н.э.) называют отцом медицины. По его мнению, врач обязан помогать организму человека избегать болезней и преодолевать их. Он рекомендовал лечить больного физической культурой, диетической пищей, режимом дня.

Идею о единстве формы и содержания обосновал воспитатель Александра Македонского Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он говорил, что трем родам души человеческой - растительной, разумной и волевой - должны соответствовать физическое, умственное и нравственное воспитание. Вместе с другими выдающимися философами, врачами и писателями своего времени Аристотель считал, что излишние пища и питье вредны для здоровья, и высоко оценивал искусство развивать у детей ловкость тела и силу посредством физический упражнений.

Этические и эстетические взгляды древних римлян и греков были неоднозначны, но крылатое изречение римского поэта Ювенала «В здоровом теле - здоровый дух» известно и не потеряло остроты смысла и сегодня.

В наше время, главная цель занятий физкультурой и спортом - не победы на высоком уровне, а воспитание здорового поколения. Пусть из тысячи мальчишек и девчонок, ежедневно посещающих спортивные секции, лишь единицы станут профессионалами и добьются больших достижений, главное, чтобы потребность в занятиях спортом была заложена в детях с малых лет. Ведь спорт не только улучшает здоровье и отвлекает от наркотиков, алкоголя, сигарет, но еще объединяет, воспитывает и дисциплинирует.

Основа организации занятий в спортивных секциях - установление частных закономерностей управления обучением, развитием, воспитанием учащихся.

Цель занятий физической культурой и спортом в спортивных секциях - формирование у учащихся знаний и умений, определяющих их личностные качества и обеспечивающих успешность практической деятельности по физическому развитию и совершенствованию.

В настоящее время в литературе обсуждается широкий круг вопросов, связанных с такой проблемой: какое воздействие спорт может оказывать и реально оказывает на нравственного человека, его эстетические способности, на социальные отношения.

Особое значение приобретают проблемы, связанные со становлением личности учащихся, занимающихся физической культурой спортом. Большое значение придается изучению вопросов, связанных с организацией совместной деятельности учащихся спортивных секций - участников спортивных мероприятий в составе команд. Практическое осуществление развития всех форм восприятия и переработки информации, совершенствование работы памяти, воображения, мышления, внимания и речи, является важнейшим компонентом в учебном процессе методов обучения.

К специфическим методам физической культуры относятся:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • использование упражнений в игровой форме;
  • соревновательный метод.

В свой работе, с помощью этих методов, я решаю задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств и тактических построений.

На протяжении последних двенадцати лет мой воспитанницы являются бессменными чемпионками района, а также участницами краевых соревнований по баскетболу, и поэтому я хочу поделиться методами, которые я использую в своих тренировках для технической подготовки баскетболисток.


Техническая подготовка.

Техника нападения.

Хороший пас - основа успеха в нападении. Тренируя передачи, следует уделять внимание отвлекающим действиям, финтам, научиться видеть все поле и партнеров широким периферическим зрением. До ловли мяча следует решить, что делать с мячом дальше, и стремиться предугадать развитие событий, передвижения и действия партнеров, а главное-быть готовым к выполнению передачи в отрыв.

Упражнения для тренировки ловли и передачи мяча.

  1. Ловля отскочившего от щита мяча в прыжке на вытянутые вверх руки.
  1. Передачи у стены. Выполняются двумя или тремя мячами в течении 30-40 секунд. Упражнение проводится как соревнование: побеждает тот, кто за этот отрезок выполнит большее количество передач.
  2. Передача у стены двумя мячами с ударом о пол. Задается время или количество передач.
  3. Передачи из-за спины левой и правой рукой. Упражнение выполняется у стены или в парах, одним или двумя мячами.
  4. Передача мяча снизу после отскока от пола. Упражнение выполняется в парах или двумя мячами, поочередно левой и правой рукой.
  5. Передачи в парах двумя мячами. Первый игрок выполняет подброс над собой, второй игрок выполняет одновременно с этим передачу. Задача первого игрока - поймать и отдать «чужой» мяч и после этого поймать свой.
  1. То же, что и упражнение 6, но передачи выполняются в движении.

Атакующие действия центрового.

Хороший игрок отличается от плохого прежде всего тем, что он знает, когда можно и нужно бросать по кольцу, а когда нет.

Отрабатывть нужно главным образом те броски, которые игрок будет применять в ходе матчей, приближая тренировки к игровым ситуациям.

Вера в свой бросок основывается на стабильной технике исполнения, на отличной физической подготовленности. Уверенность в своих силах рождается не сама по себе, она вырабатывается кропотливым трудом. Надо помнить также о своевременности броска, расслабленности при его выполнении и умении отвлечься от помех, создаваемых противником и зрителями.

Атакующие действия центрового можно подразделить на ситуации, когда он нападает, находясь спиной к кольцу, и когда он располагается лицом к корзине.

Упражнения для тренировки элементов атаки лицом к кольцу.

  1. Ловля мяча и крюк правой рукой с шагом правой ногой.
  2. Ловля мяча и полукрюк правой рукой без поворота к кольцу.
  3. Ловля мяча и крюк левой рукой с шагом левой ногой и поворот к кольцу.
  4. То же, что и упражнение 2, но полукрюк левой рукой.
  5. Ловля мяча и крюк правой рукой, после финта влево на бросок.
  6. То же, что и упражнение, но крюк левой рукой после финта вправо.

Упражнения для тренировки элементов атаки лицом к кольцу.

  1. Броски по кольцу с трех-четырех излюбленных точек, дистанция - 3-4-5 м.
  2. Финт на бросок с любой из излюбленных точек и проход к кольцу с двумя-тремя ударами в пол.
  3. Проход к щиту с поворотом (пивотом) в левую или правую сторону.
  4. Подбор мяча, отскочившего от щита в нападении. Движение к щиту с поднятыми вверх руками, опережая защитника, с применением финтов и без них.

Передачи мяча.

Передача мяча - один из важнейших и технически сложных элементов баскетбола. Каждому баскетболисту необходимо знать и применять следующие основные правила передачи мяча:

1.        Не уверен, не отдавай. Игрок, передающий мяч партнеру, отвечает за то, чтобы
передача дошла до адресата. Другими словами, в 95% случаев в потери мяча виноват
пасующий.

2.        Как при выполнении передачи, так и при приеме мяча необходим полный обзор поля и
осмысление игровой ситуации.

  1. Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников.
  2. Передачи тренируются вместе с ловлей мяча и работой над цепкостью. Небрежность при тренировке передач недопустима.

Начинающим баскетболистам полезно работать над передачами до 30 минут на каждой тренировке.

Упражнения для тренировки передачи мяча.

  1. Передачи мяча двумя руками максимально вверх из положения сидя. Пока мяч находится в полете, нужно успеть встать на ноги без помощи рук и поймать мяч уже стоя.
  2. Передачи мяча в стену после имитации финта.
  3. Передачи мяча на точность с расстояния 6-8 м. в круг диаметром 1 м., 60 см., 30 см.
  4. Передача и ловля двух мячей в ребристую стенку (жонглирование).
  5. Передачи в углу зала в две стены двумя мячами с расстояния 4-5 м.
  6. Передача мяча в парах сидя, лежа, стоя на коленях.
  7. Передача мяча в стену с сопротивлением. На стене мишень. Защитник мешает выполнению передачи. Расстояние до стены 5-6 метров.
  8. ловля очень сильной передачи (передачу выполняет тренер) и передача мяча двигающемуся партнеру.
  9. «Салки» в передачах. Пара водящих передает мяч, все остальные игроки с мячами выполняют самое разнообразное ведение. Задача водящих - «осалить» игрока, не выпуская мяч из рук. «Осаленный» игрок выбрасывает свой мяч и присоединяется к водящим.
  10. 10. Передачи мяча в квадрате с сопротивлением. Выполняется как соревнование между командами 3x3, 4x4. Передающей команде можно двигаться только по линиям квадрата. Команда, которая забирает мяч, находится внутри квадрата.

Ведение мяча.

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй после передачи, - способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент стабильного контроля за ним.

Упражнения для отработки ведения мяча.

  1. Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высока отскока - около 10 см. от пола.
  2. Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса.
  3. Стоя на месте. Ведение между ногами.
  4. Стоя на месте. Разновысокое ведение.
  5. Стоя на месте. Ведение двух мячей с одновременными и поочередными ударами в пол.
  6. Бег с высоким подниманием бедра и ведением мяча.
  7. Бег с захлестом голени и ведением мяча.
  1. Непрерывное ведение мяча с одновременным выполнением команд тренера: «Сесть!», «Встать!», «Лечь!».

  1. Челночный бег с ведением мяча на время. В каждой точке разворота фиксируется остановка прыжком на обе ноги.
  2. Игра «Выбивной». Одна команда в кругу выполняет ведение баскетбольными мячами, вторая команда за кругом с одним волейбольным мячом. Игра проводится как соревнование между двумя командами на время.

Броски по кольцу.

Броски по кольцу - важнейший технический элемент игры, конечеая цель всех действий на площадке. Броски различают по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком; по расстоянию от кольца: близкие (0-3 метра), средние (3-5 метров) и дальние (трехочковые броски).

Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, Европы, России.

Упражнения для тренировки бросков.

  1. Броски с 1,5-2 метров. Направлять мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. Упражнение вырабатывает чувство кольца.
  2. Броски из-под кольца с частичным сопротивлением. Цель упражнения - обучение нападающих управления мяча корпусом и выполнению прохода при контакте с защитником и мелких фолах с его стороны. Защитник дает нападающему возможность получить мяч, входит с ним в контакт, стараясь выбить мяч из рук, может слегка его подталкивать. Нападающий должен укрыть мяч корпусом, не выпустить его из рук и забить в кольцо. Ему разрешен короткий дриблинг 9не более 2-3 ударов), два шага и бросок.

Смена мест происходит по кругу.

  1. «Упражнение снайпера» с трех точек в радиусе 180 см. от кольца. Каждый игрок выполняет по десять бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо не коснувшись дужки.
  2. То же, что и упражнение 3, но с пяти точек в радиусе 320 см. от кольца.
  3. Игра 1x1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного удара в пол. Выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток.
  4. «25+10». Выполняется в парах. В радиусе 4,5-5,5 метров. От кольца размечается пять точек. Игрок совершает пять бросков с каждой точки и после каждой серии пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.
  5. Средние и дальние броски в парах или тройках. Соревнование между парами (тройками): кто быстрее наберет 21,31,51 попадание.
  6. Игра в баскетбол 3x3 или 4x4 по всей площадке. Быстрый прорыв разрешается завершать броском из под кольца, а позиционное нападение - только средним или дальним броском.
  7. Бросок с дистанции 3-4 метров после кувырка вперед с мячом в руках.
  8. Бросок по кольцу с дистанции 3-4 метров после кувырка назад.

Упражнения для тренировки штрафных бросков.

При выполнении штрафного броска следует соблюдать следующие правила;

  • расслабить тело (особенно руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели;
  • принять правильную стойку;
  • почувствовать мяч, покрутить его в руках, 2-3 раза ударить в пол, взять его в руки так, чтобы последние фаланги пальцев бросковой руки оказались на черной полоске мяча;
  • сконцентрировать внимание на дужке кольца, мысленно представить, как мяч проскакивает сквозь нее, сделать глубокий вдох, выдохнуть - и только после этого бросать.

  1. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок к центру площадки и обратно и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.
  2. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен превзойти или повторить его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.
  3. Тренировка штрафных бросков тремя мячами. Выполняется в четверках. Один игрок бросает, трое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий за 1 - 1,5 минуты.
  4. Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая, щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.
  5. Искусственное повышение значения штрафных бросков на тренировке: за каждое нарушение правил во время игры пробивать не 2, а 4 штрафных.
  6. Штрафные броски в состоянии утомления. В конце тренировки 3-4 штрафных попаданий подряд.

А методы воспитания рассматриваю, как способы взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение воспитательных целей.

Я считаю, что творчество тренера выражается не только в его высоких профессиональных качествах, но и прежде всего в умении самостоятельно решать нетипичные задачи, находить пути развития нестандартных ситуаций, критически воспринимать аксиомы и догмы, сколь бы авторитетны ни были источники. Извлекать из лучших образцов передового опыта не готовые рецепты, а трансформировать их к конкретным условиям данной команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой тренерский подход к работе с детьми и молодёжью.

Сущность и специфика деятельности тренера, по моему мнению, заключаются в умении найти особый подход к каждому спортсмену; создать необходимые условия для его развития; вселить веру в воспитанника, во...

Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами

Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района...

Фото: награждение учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, представителей спортивных клубов, общественности по работе с детьми и молодежью.

С4 по 9 мая 2017 года в Мурманской области проходила региональная акция "Олимпийские легенды - детям и молодежи Мурманской области" в рамках благотворительной программы Олимпийские легенды - детям и м...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...