"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
статья по теме

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

ТЕМА: "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".

Выступление социального педагога Ходящевой Н.С.

На внутришкольном учёте в нашей школе стоят 39 учащихся. Все подростки, без исключения, из неблагополучных семей. Семейное неблагополучие, в первую очередь, отражается на ребёнке, склонном к обострённому реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы. Около 57% родителей злоупотребляют алкоголем, и, следовательно, взаимоотношения их с подростками характеризуются выраженным непостоянством: от полного безразличия к делам ребёнка до отношений своеобразного панибратства; от эпизодических порывов родительской нежности до жестоких физических наказаний. Для них характерна низкая заинтересованность в делах и успехах своих детей. Они не придают большого значения неудачам детей, не способны на глубокое сочувствие. Повседневные взаимоотношения с подростком чаще строятся на фоне безразличия к его жизни, либо эмоционального отвержения в связи с тем, что образ жизни родителей вступает в противоречие с их родительскими обязанностями. Чаще всего эти  родители избегают контактов с педагогами, не посещают школу, не создают условия для правильного развития в семье.

Дома в этих семьях антисанитарные условия, нет места для занятий ребёнку, отсутствует игровой уголок, домашняя библиотека. Ребёнок предоставлен сам себе, отсутствует контроль со стороны родителей за его времяпровождением. А это, в свою очередь, ведёт к безнадзорности, хулиганству, безделью детей. Замедляет формирование социальных навыков.

Половина семей неполные, где воспитанием ребёнка занимается мать. 25% таких семей можно отнести к неблагополучным. Для них характерно невнимание к нуждам ребёнка. Резкость в обращении с ними, конфликтность во взаимоотношениях  семьи. Мать не осознаёт болезненного состояния своего ребёнка, обусловленного недостаточностью деятельности его центральной нервной системы, не стремится помочь ему. Наоборот – болезненные проявления, двигательная раздражительность часто вызывают негативную реакцию матери и других родственников. Они нередко наказывают ребёнка, подчёркивают его недостатки, ставят перед необходимостью выполнения непосильных для него требований. Ребёнок растёт, испытывая постоянный дефицит любви и ласки, которые ему необходимо получать именно от матери и родных ему людей. В этом случае подросток замыкается, ожесточается, начинает мстить родителям или же пытается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой, иногда наоборот – хулиганскими поступками). Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, взаимные упрёки и оскорбления, хамство, унижение друг друга ребёнок видит ежедневно, это становится нормой его жизни.

У детей не формируется нравственный стержень поведения при родительской непоследовательности в обучении детей правилам и нормам поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Неблагополучная семья, низкий авторитет родителей оказывает прямое воздействие, заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи. Подросток вынужден самостоятельно, чаще всего через цепь ошибок, вырабатывать своё отношение к жизненной  позиции.

Для формирования положительных качеств у подростков из группы риска необходима целенаправленная, систематическая, кропотливая и слаженная работа всех членов школьного коллектива.

Специально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися группы риска представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

Классный руководитель и воспитатель дают первичную информацию о ребёнке группы риска, т.е. составляет социальный паспорт класса: это 0 приемлемые (позитивные) качества личности:

- участие в общественной жизни класса;

- взаимоотношения со сверстниками;

-досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);

- каково влияние семьи;

-имеют ли место конфликты в классе и их причины;

- какая работа проводилась с подростком и насколько результативна.

Социальный педагог:

       - приводит все сведения в систему;

       - изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы;

       - проводит консультации, собеседования с подростком, семьёй, одноклассниками, учителями-предметниками;

      - ставит социальный диагноз.

        Первый этап работы классного руководителя, воспитателей и социального педагога – это выявление и постановка на учёт учащихся из группы риска. Это самый сложный и продолжительный этап. Именно они владеют информацией об учащихся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения. Задача классного руководителя и социального педагога решить вопрос о форме учёта (внутришкольный, внутриклассный). Затем ведётся совместное социально-педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация об учащемся.

Психолог:

            – изучает личность трудного подростка и коллектива класса;

            -  анализирует адаптацию его в среде;

            - изучает взаимоотношения таких подростков с взрослыми и сверстниками;

            - подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

           - проводит обследование подростка и, в случае необходимости, принимает решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующее учреждение. На втором этапе важно обеспечить взаимодействие социального педагога и педагога-психолога. Социальный педагог и психолог совместно ведут ребёнка из группы риска и его семью, выясняя проблемы в семейных коммуникациях; проводят совместный анализ круга общения ребёнка с использованием социальных и психологических методик.

Если же устанавливается односторонняя связь или каждый из специалистов осуществляет поддержку ребёнка в рамках своей компетенции, действует изолированно, ребёнок с осложнённым поведением остаётся без комплексной поддержки.

Заместитель директора по воспитательной работе в случае отсутствия положительного результата работы проведённой классным руководителем. Воспитателем, социальным педагогом и психологом организует педагогический консилиум. Это третий этап работы. На нём идёт обобщение всей собранной информации, выносится коллективное решение.

Директор школы осуществляет координацию усилий всех перечисленных участников взаимодействия и принимает решение:

- о приглашении подростка с родителями на заседание совета по профилактике;

- ходатайства перед ОДН о составлении  протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;

- направлении подростка на комиссию по делам несовершеннолетних;

- вынесение вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.

Организуя профилактическую работу, педагогический коллектив в работе с трудными детьми реализует следующие направления:

  1. Ранняя диагностика детей "группы риска".
  2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами, детьми группы риска.
  3. Активация воспитательных усилий среды, работа с конкретными группами подростка, в том числе с семьёй.
  4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезаптации, привлечения необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.
  5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
  6. Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды, объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребёнка, при которых он сможет осознать взаимосвязь своих потреблений, стремлений, конкретной работы над собой).
  7. Воспитание нравственно-правовой убеждённости.
  8. Формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе.
  9. Развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умение управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия.
  10. Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (неврозы, суицид, клептомания и т.д.).
  11. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата.
  12. Способствование заполнению пробелов в знаниях.

В течение 2013-2014 учебного года в школе были поставлены на внутришкольный учёт ещё трое подростков: Троценко С., Пьянов Р., Комов С.. Это совместная работа классных руководителей, воспитателей, социального педагога и психолога.

Положительной работой с подростками группы риска является:

  • Удалось вернуть в школу Бедарева А. (участвовали классный руководитель, воспитатели, психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор школы, медицинские работники школы, инспектора по защите прав детства, отдел по делам несовершеннолетних, КДН, председатель комиссии по безнадзорности, беспризорности и уклонению от учебных занятий при Управлении образования Дергунов В.Н.);
  • Сняты с внутришкольного учёта Дробышева В. – ни одного прогула, посещает воскресную школу, поведение, в целом, улучшилось;
  • Королёв Ж., Дягилев Н. перестали совершать побеги из школы;
  • Сократились прогулы у Гулюка А., Данилова А., Капралова Р., Виноградовой К., Будариной Н., Танаева М., Жесткова А. – это результат постоянной, совместной работы всех членов педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОО (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не толь...

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...