Главные вкладки

    Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Подольская Любовь Александровна

    Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_diagnostika.docx40.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад.

    Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мною разработана система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. В качестве ее содержательной и критериальной базы используются планируемые результаты освоения основной образовательной программы «Физическая культура». Оценка достижения планируемых результатов представлена в разделах «Оценка личностных результатов», «Оценка метапредметных результатов», «Оценка предметных результатов», согласно комплексному подходу к оцениванию результатов образования (предметных, метапредметных и личностных).

    Применяемая на уроках физической культуры система оценивания ставит перед собой решение таких приоритетных задач, как

    - отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований образовательного стандарта и в достижении планируемых результатов освоения учебной программы предмета «Физическая культура»;

    - обеспечение обратной связи: учитель, обучающиеся и родители;

    - отслеживание эффективности реализуемой учебной программы предмета «Физическая культура».

    Таким образом, система оценивания направлена на получение информации:

    - обучающимися о своих познавательных возможностях;

    - родителями о результативности обучения и развития ребенка;

    - учителями об успешности собственной педагогической деятельности.

    Успешность освоения образовательной программы по физической культуре в системно-деятельностном подходе отражается в способности обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач программы. В системе оценивания обязательно учитывается динамика образовательных достижений обучающихся. Для этой цели применяются:

    - уровневый подход к разработке планируемых результатов обучения физической культуре, инструментариев и их представлений;

    - также, накопительный характер оценивания (портфолио), отражающий динамику индивидуальных образовательных достижений;

    - и разнообразие, наряду со стандартизированными методами проверки, форм и методов оценивания результатов (проекты, доклады, тестовые работы, творческие работы, листы достижений, карты самоанализа и самооценки, дневники наблюдения и др.)

    Система оценивания образовательных результатов на уроках физической культуры.

    Объект оценивания

    Предметные, познавательные, регулятивные результаты

     Метапредметные, личностные результаты

    Форма оценки

    Персонифицированная количественная оценка

    Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

    Средства фиксирования результатов оценки

    Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

    Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога), карты самоанализа и самооценки.

    Характеристики обучающихся.

    Способы оценивания

    Контрольные срезы, зачеты, практическая работа, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

    Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

    Условия эффективности системы оценивания

    Систематичные, личностно-ориентированные, позитивные – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

    Мониторинг на уроках физической культуры

    Если предметные результаты обучения учебному курсу «Физическая культура» можно оценить с помощью заданий, решения различных учебных задач, посредством текущего и тематического контроля, то оценка метапредметных и личностных результатов вызывает сложности. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценивания, как предметных результатов, так и процесса формирования универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг. Это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Мониторинг помогают учителю корректировать учебный процесс в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся, создавать оптимальные условия для достижения обучающимися качественного образовательного результата.

    Примерные виды мониторинга на уроках физической культуры в первом классе.

    Сроки

    Ответствен.

    Вид отчёта

    1

    Результаты диагностики уровня сформированности двигательных умений и навыков у будущих первоклассников

    Апрель -май

    Учитель

    Таблица

    2

    Уровень адаптации первоклассника в игровой группе

    Первое полугодие

    Учитель, школьный психолог

    Таблица

    3

    Мониторинг уровня сформированности коммуникативных и навыков взаимодействия в игре

    В течение учебного года

    Учитель

    Диаграмма

    5

    Мониторинг сформированности УУД

    В течение учебного года

    Учитель, школьный психолог

    Таблицы, анализ

    6

    Мониторинг уровня самоконтроля

    Второе полугодие

    Учитель, школьный психолог

    Таблицы, анализ

    Мониторинг на уроках физической культуры может включать в себя такие формы и этапы работы, как:

    - разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки обучающихся;

    - стартовая (первичная) диагностика обучащихся;

    - повторная диагностика обучающихся;

    - сравнительный анализ результатов диагностики.

    Для наибольшей эффективности мониторинга следует соблюдать регулярность и систематичность его проведения с учетом планируемых результатов по предмету. Стартовая диагностика позволяет определить ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников. Стартовые работы проводятся в начале учебного года и служат материалом для составления программы повторения, как общей по классу, так и индивидуальной. Также, позволяют определить актуальный уровень универсальных учебных действий, необходимый для продолжения обучения, а, также, наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний. Результаты стартовой работы учитель фиксируют в протоколах, таблицах или, например, в «Карте – характеристике к началу школьного обучения»

    Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению курса «Физическая культура». Диагностирование частичного или полного отсутствия у ребенка отдельных умений, низкого уровня социального развития при этом указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с обучающимся. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса «Физическая культура» для выявления уровня готовности каждого обучающегося к усвоению нового материала.

    Для проведения педагогической диагностики стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе учителем физической культуры может быть использован следующий инструментарий:

    1. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003

    2. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

    3.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

    4. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

    5. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005

    Повторные мониторинги (текущее и итоговое оценивания) физического развития обучающихся начальных классов учитель физической культуры проводит в начале и конце учебного года по следующим нормативам: бег на 30 м с высокого старта и на 1000 м, прыжок в длину с места (мальчики и девочки): подтягивание на перекладине (мальчики); подъем туловища за 30 с (девочки).

    Также, учитель физической культуры организует тестирование по окончании каждой четверти. Тем самым, создавая возможность внесения оперативных корректив в процесс физического воспитания обучающихся.

    По итогам каждого мониторинга учитель физической культуры заполняет индивидуальный лист физического здоровья школьника. Интегральнаяоценка физической подготовленности младшего школьника рассчитывается на основании общей суммы баллов и также выставляется в его индивидуальный лист физического здоровья. Уровень физического развития класса определяется как среднее значение всех индивидуальных оценок.

    Мониторинг достижений предметных результатов

    по курсу «Физическая культура».

    Мониторинг достижений предметных результатов по курсу «Физическая культура» ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Т.к. достижение предметных результатов по физической культуре обеспечивается за счет овладения обучающимися основной образовательной программой, объектом оценивания предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы –система заданий различного уровня сложности по физической культуре.

    Предметные результаты освоения основной образовательной программы курса «Физическая культура» с учетом специфики содержания предметных областей должны отражать:

    - формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

    - овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

    - формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

    Итоговая оценка предметных результатов по физической культуреограничивается педагогическим контролем успешности овладения действиями с предметным содержанием, выполняемыми обучающимися, и отражает опорную систему знаний учебного предмета «Физическая культура».

    Предмет оценивания

    Уровень сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий); наличие системы опорных предметных знаний; наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний.

    Задачи предметного оценивания

    -определение достижений обучающихся, согласно опорной системы знаний по физической культуре;

    -определение достижений обучающихся по овладению метапредметными действиями, такими, как:

    организация учебных действий (постановка перед собой цели, планирование работы, действие по плану, оценивание результата);

    построение работы с информацией (самостоятельное нахождение, осмысливание и использование её, развитие разных качеств своей личности, оценивание своих и чужих поступков);

    коммуникации (сотрудничество с учителем и сверстниками, общение и взаимодействие с людьми)

    Субъекты оценочной деятельности

    Учитель, обучающиеся.

    Форма проведения процедуры оценивания

    Персонифицированные мониторинговые исследования в рамках:

    внутришкольного контроля (административные контрольные работы и срезы);

    тематического контроля по предмету физическая культура и текущей оценочной деятельности по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации.

    Самооценивание обучающихся через самоанализ результатов текущей успеваемости по итогам четверти, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; карты самооценки).

    Инструментарий

    Уровневые итоговые контрольные работы по физической культуре включающие проверку сформированности базового уровня (в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля)

    Контрольные срезы по физической культуре, позволяющие выявить планируемые результаты под условным названием «Выпускник получит возможность научиться».

    Методы оценивания

    Стандартизированные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

    Осуществление обратной связи

    Информированность обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрация материалов портфолио).

    Обеспечение мотивации в обучении, ориентирования на успех, поощрения обучающихся.

    При оценивании учебных достижений обучающихся основной физкультурной группы за показатель учебного двигательного действия(норматива) учитель берет уровень учебных достижений (низкий, средний, достаточный, высокий). А, затем, по техническим показателям выполнения двигательного действия и теоретическим знаниям обучающихся,выставляет оценку в баллах.

    По выполнению учебного норматива выставляются баллы при условии:

    «5» баллов - двигательное действие норматива выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко, по времени, на результат «отлично».

    «4» балла - двигательное действие норматива выполнено правильно, но на результат «хорошо».

    «3» балла - двигательное действие норматива выполнено в основном правильно, но на результат «удовлетворительно».

    «2» балла - двигательное действие норматива не выполнено.

    По определению уровня сформированности техники владения двигательными действиями (умениями, навыками) выставляются баллы при условии:

    «5» баллов - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

    «4» балла - двигательное действие выполнено правильно, но

    недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

    «3» балла - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

    «2» балла - двигательное действие не выполнено.

    По диагностированию уровня сформированности теоретических знаний в области физической культуры выставляются баллы при условии:

    «5» баллов выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично излагает его, используя примеры из практики, своего опыта.

    «4» балла ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

    «3» балла получает за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

    «2» балла получает за незнание материала, отсутствует логическая последовательность.

    По выявлению уровня сформированности учебно-универсальных действийвыставляются баллы при условии:

    «5» баллов выставляется за сформированные УУД

    «4» балла ставится за УУД, в которых содержатся небольшие неточности и незначительные погрешности.

    «3» балла получает за УУД, в которых имеются пробелы, нет умения использовать их в своем опыте.

    «2» балла выставляется за отсутствие каких - либо метапредметных результатов.

    Основываясь на отмеченных показателях, учитель физической культуры применяет разнообразные системы начисления «бонусных» баллов (+1): за личные достижения обучающихся, активную работу на уроках физической культуры, привлечение обучающихся к занятиям физической культурой во внеурочное время, участие в соревнованиях всех уровней.

    При построение учебного процесса, в особенности оценивания обучающихся, учитель, в силу специфики своего предмета, руководствуется следующими правилами:

    -необходимость применения гибкости и лояльного подхода при оценивании, в противовес жестким рамкам нормативов, для формированияположительной мотивации и желания заниматься физкультурой вообще.

    -возможность четкого выставления оценки, соответствующей нормативам,только на уроках легкой атлетики (бег на различные дистанции, прыжки в дину с места, с разбега, метания и др.)

    -прослеживание индивидуальной динамики роста результатов обучающего, и учет ее при оценивании: положительная динамика дает основание для высокой оценки.

    -формирование оценки по физкультуре из знаний теории и практических навыков. Если ребенок получил «2» или «3» за практику, то у него есть возможность набрать баллы за теорию. Средняя оценка и будет выставлена.

    -отсутствие приоритетного значения оценки за сдачу нормативов при общем оценивании. То есть, у обучающегося, имеющего невысокие результаты нормативов, всегда есть шанс получить за другие виды деятельности отличную оценку.

    -осуществление во время оценивания индивидуального подхода, то естьсоздание для обучающегося условий, которые отвечают особенностям егоразвития, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья.

    Мониторинг личностных результатов.

    Объектом оценивания личностных результатов обучающихся по предмету «Физическая культура» является уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий, составляющих три основных блока:

    Блок «Самоопределение» , включает в себя личностную позицию обучающегося: принятие и освоение им новой социальной роли «школьника»; гражданской идентичности личности ; становление патриотической позиции, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; адекватное оценивание себя и своих достижений;

    Блок «Смыслоообразование», включает в себя установление личностной устойчивой мотивации в системы учебно-познавательных и социальных взаимоотношений, понимание границ «изведанного» и «неизведанного» и стремление к преодолению разрыва между «ним»;

    Блок «Морально-этическая ориентация»включает в себя осознаниеосновных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

    Основное содержание оценки личностных результатов при изучении курса «Физическая культура» складывается из составляющих:

    - сформированность личностной позиции обучающегося, выражающаяся в эмоционально-положительном отношении обучающегося к занятиям физической культуры и спортом в целом;

    - ориентация обучающегося на содержательные моменты образовательного процесса, выражающаяся в овладении универсальными умениями и новыми компетенциями, способами учебного спортивного сотрудничества с одноклассниками и учебного взаимодействия с учителем-тренером;

    -сформированность основ гражданской идентичности, выражающиеся в осознании своей национальности, уважении к спортивной культуре и традициям страны, гордости за спортивные достижения соотечественников, понимании и сопереживании чувствам окружающих;

    -сформированность самооценки, включая: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки; уважать себя и верить в успех;

    -сформированность мотивации спортивно-направленной учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к достижению результата и совершенствованию своих способностей.

    Мониторинг личностных результатов на уроках физической культуры осуществляется методом оценки личностного прогресса обучающегося посредствам «Дневника наблюдений», «Карты самоанализа и самооценки», «Характеристики обучающихся» и др. форм, а, также, с помощью портфолио, способствующего формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

    Мониторинг сформированности отдельных личностных результатов обучающихся при изучении курса «Физическая культура»

    Предмет оценивания

    Сформированность отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений)

    Задача оценивания личностных результатов

    Оптимизация личностного развития обучающихся в процессе обучения на уроках физической культуры

    Субъекты оценочной деятельности

    Учитель, обучающиеся

    Форма проведения процедуры

    Персонифицированные мониторинговые педагогические исследования проводит в рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса.

    Инструментарий

    Типовые задания по оценке личностных результатов

    «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение,2008.

    Тестовые задания, разработанные учителем физической культуры.

    Методы оценивания

    Фронтальная практическая работа, письменное тестирование, индивидуальная беседа, опрос и др.

    Осуществление обратной связи

    Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе личностного оценивания фиксируются в виде оценочных листов учителя физической культуры.

    Осуществление обратной связи через:

    1. Информирование обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрация материалов портфолио).

    2 Обеспечение мотивации в обучении, ориентирование на успех.

    Примерное отражение личностных результатов обучения курсу «Физическая культура» в «Дневнике наблюдения».

    (Уровни оцениваются по шкале: Высокий, средний, низкий)

    1)Уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности, общественных ценностей.

    2) Уровень сформированности уважительного отношения к иному мнению, чувствам напарника, членов команды.

    3) Уровень овладения начальными навыками адаптации в игровой группе детей, временной спортивной группе.

    4) Уровень освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов к занятию физической культурой и формирование личностного смысла в этой деятельности.

    5) Уровень сформированности самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

    6) Уровень сформированности этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в отношении с одноклассниками.

    7) Уровень сформированности навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке, во время самостоятельной и групповой работы.

    8) Уровень сформированности установки на здоровый образ жизни, положительную мотивацию к спортивным занятиям, результативность работы, бережное отношение к собственному здоровью и духовным ценностям.

    Мониторинг метапредметных результатов обучения физической культуре.

    Оценка метапредметных результатов предполагает оценивание универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных образовательных компонентов урока физической культуры, представленных в обязательной части образовательной программы. Оценивание метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

    При планировании итоговых проверочных работ по физической культуре учитель предусматривает формы работы для определения уровня сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а, также, опосредованное оценивание сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы оценивается учителем физической культуры в ходе метапредметного оценивания, фиксируемого в портфеле достижений, в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя.

    Предмет оценивания

    Сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

    Задача оценивания

    Определение уровня присвоения учащимися определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и управления своей познавательной деятельностью.

    Субъекты оценочной деятельности

    Учитель, обучающиеся

    Форма проведения процедуры

    Персонифицированные мониторинговые педагогические исследования в рамках:

    - внутришкольного контроля (административные контрольные работы и срезы);

    - тематического контроля по предмету физическая культура и текущей оценочной деятельности;

    - контроля по итогам четверти, полугодия.

    Самооценивание обучающихся через самоанализ результатов деятельности на уроке, внеурочной деятельности с фиксацией результатов в оценочных листа.

    Инструментарий

    Итоговые проверочные работы по предмету физическая культура как инструментальная основа -

    «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». В 3 ч. Ч.3 / С. В.Анащенкова, М.В. Бойкина, Л. А. Виноградская и др.

    Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).

    Методы оценки

    Фронтальная практическая работа, письменное тестирование, индивидуальная беседа, опрос, наблюдение.

    Результаты продвижения в формировании таких действий, как коммуникативные и регулятивные действий, фиксируются в виде оценочных листов прямой или опосредованной оценкой учителя в портфолио ученика, листах самооценки.

    Примерное отражение метопредметных результатов освоения основной образовательной программы «Физическая культура» в«Листе самооценки обучающегося».

    (Уровни оцениваются по шкале: Высокий, средний, низкий. Заполняется обучающимся.)

    1) Уровень сформированности понимания цели и задачи учебной работы (упражнений) на уроке, поиска средств достижения цели;

    2) Уровень сформированности умения планировать, контролировать и оценивать свои действия на уроке в соответствии с поставленной задачей;

    3) Уровень сформированности умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4)Уровень сформированности умения понимать причины успеха/неуспеха работы на уроке;

    5) Уровень сформированности навыка использования справочных источников для сбора дополнительной информации по предмету;

    6) Уровень сформированности норм этики и этикета;

    7) Уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

    8) Уровень сформированности умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    9) Уровень сформированности умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    10) Уровень сформированности умения определять общую цель группы (команды) и пути ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в групповой (командной) деятельности;

    11) Уровень сформированности умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) Уровень сформированности готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    Уровни освоения учебно-познавательных и учебно-практических задач основной образовательной программы «Физическая культура» в «Оценочном листе обучающегося».

    (Уровни оцениваются по шкале: Высокий, средний, низкий. Заполняется учителем.)

    1. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

    2) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

    3) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций

    4)  Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества

    5)  Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,

    6) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции

    7) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

    8 ) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

    9 ) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся .

    Оценка метопредметных результатов, как средство обеспечения качества обучения физической культуре, предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагога, но и самих обучающихся. Оценивание деятельности, направленной на формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дает возможность обучающимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. Особое внимание необходимо уделить контрольно — оценочной деятельности, как наиболее слабому звену в деятельности учителя физической культуры.

    Пример разработки формы работы для оценивания УПЗ, направленных на формирование навыка сотрудничества.

    Цель оценивания: формирование навыка сотрудничества.

    Форма выполнения задания: парная

    Описание задания: обучающимся предлагается составить два упражнения, направленных на формирование мышц верхнего плечевого пояса, записать их на листе бумаги. Обменяться листами с партнёром. Выполнить упражнения.

    Инструкция: учитель предлагает выполнить задание, обсудить с партнёром придуманные упражнения и технику их выполнения. Внести коррективы в технику выполнения упражнения, если есть в этом необходимость, выполнить упражнения ещё раз с учётом внесённых корректив.

    Критерии оценивания: основной критерий – анализ характера отношений между взаимодействующими субъектами, умения прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать в своей позиции.

    Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы. Все, или наиболее значимые, промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио обучающегося. Портфолио является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) – это сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки. Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя, однако оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда.

    Портфолио, как инновационный продукт, носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достиженийоб учающихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

    В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

    Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс

    Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс...

    рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс

    рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс...

    обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

    Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...

    Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО

    Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО...

    Обучение младших школьников на уроках физической культуры с применением здоровьесберегающей технологии

    В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя физической культуры должна быть направлена на усиление внимания к состоянию здоровья учащихся. Актуальность рабо...