Рабочая программа по баскетболу
рабочая программа по физкультуре на тему

Федотов Сергей Анатольевич

Одной из форм организации внеурочной деятельности по физической культуре являются спортивные секции. Представляю  рабочую программу по баскетболу, которая решает задачи специализации в выбранном виде спорта, подготовку и выступление в соревнованиях по баскетболу. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по баскетболу45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

_______________________________________________________

671325, Россия, Республика Бурятия, Заиграевский р-н, с.НоваяБрянь, ул.Пирогова, 20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru

Рабочая программа

по баскетболу

учителя физической культуры

Федотова С.А.

Программа занятий в спортивной секции: баскетбол

Пояснительная записка

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.  

Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1992 год и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ, 2012 год, а так же методического пособия В.М.Колоса «Баскетбол: теория, практика»,2000 г.

Программа рассчитана на 144 учебных часа в год, количество занятий в неделю –два,  длительностью - 2 учебных часа, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-15 человек. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне школы.

В программе  прослеживается  углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут ребята, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача - всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе.

Актуальность программы обусловлена тем, что  появилась потребность у учащихся в личном физическом совершенствовании своего мастерства, самореализации через соревновательную деятельность в данном виде спорта.    

  1. Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности, мотивация на занятия спортом.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
  • обучение основам техники и тактики игры;
  • приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований,  способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

 Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

     Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности.

В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-9 классов, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия; круговой тренировки

- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;

- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 5–9-х классов представлено в примерном учебном плане.

Примерный тематический план занятий

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

1

Теоретическая

3

2

Техническая

52

2.1. Имитационные упражнения без мяча

2

2.2. Ловля и передача мяча

12

2.3. Ведение мяча

20

2.4. Броски мяча

18

3

Тактическая

42

3.1. Действия игрока в защите

20

3.2. Действия игрока в нападении

22

4.

Физическая

34

4.1. Общая подготовка

20

4.2. Специальная

14

5

Участие в соревнованиях по баскетболу

9

6

Тестирование

4

Итого:

144

Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.

Содержательное обеспечение разделов программы

Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения:  элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

1.2. Подвижные игры.

1.3. Эстафеты.

1.4. Полосы препятствий.

1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.

1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

  • с разной скоростью;
  • в одном и в разных направлениях.
  1. Передвижение правым – левым боком.
  2. Передвижение в стойке баскетболиста.
  3. Остановка прыжком после ускорения.
  4. Остановка в один шаг после ускорения.
  5. Остановка в два шага после ускорения.
  6. Повороты на месте.
  7. Повороты в движении.
  8. Имитация защитных действий против игрока нападения.
  9. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка

  1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Содержание учебного материала

Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом. Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для спортсменов. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого, спортивно-технического мастерства.

Парные и групповые упражнения: сопротивление, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивания, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки. Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках. Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Челночный бег: 3 х 10 м, 5 х 10 м, 10 х 5 м. Ускорение из различных исходных положений. Пробегание отрезков 30, 60 м. Кросс 300, 500 м. Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика и трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.  

Техника и тактика игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия. Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой. Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча. Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок. Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1). Командные действия: нападение с целью выбора свободного места. Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему. ведущему, бросающему мяч. Командные действия: личная защита. Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результатов соревнований. Практические занятия. Учебно-тренировочные игры. Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов.

Развитие баскетбола в России:

Описание игры, её возникновение и развитие. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.

Гигиенические сведения.Врачебный контроль и самоконтроль.

Режим дня режим питания, питьевой режим. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена места занятий. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.   

Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей и специальной физической подготовки для спортсменов. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого, спортивно-технического мастерства.

Парные и групповые упражнения: сопротивление, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивания, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.

Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Челночный бег: 3 х 10 м, 5 х 10 м, 10 х 5 м. Ускорение из различных исходных положений. Пробегание отрезков 30, 60 м. Кросс 300, 500 м.

Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика и трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

Подвижные игры. «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота»,  «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее», «Бейсбол».

Техника и тактика игры.

Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.

 Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.

Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок. Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1). Командные действия: нападение с целью выбора свободного места.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему. ведущему, бросающему мяч. Командные действия: личная защита.

Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результатов соревнований.

Практические занятия. Учебно-тренировочные игры. Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов.

Контрольные тесты (требования к учащимся)

тесты

класс

оценка

«5»

«4»

«3»

м

д

м

д

м

д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3м). Отрезок 15 м туда и обратно (сек)

6-й

10

11

10,5

11,5

11

12

7-й

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8-й

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

9-й

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3+10 м сведением мяча (сек.)

6-й

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

7-й

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8-й

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

9-й

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок

 ( из 10 бросков)

6-й

5

5

4

4

3

3

7-й

5

5

4

4

3

3

8-й

6

6

5

5

4

4

9-й

6

6

5

5

4

4

4

 Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток)

6-й

5

5

4

4

3

3

7-й

6

6

5

5

3

3

8-й

7

7

6

6

4

4

9-й

8

8

6

6

4

4

5

Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек. (кол-во раз)

6-й

19

18

18

17

17

16

7-й

20

19

19

18

18

17

8-й

21

20

19

18

18

17

9-й

22

20

20

19

19

18

Контрольные нормативы в беге на 20 м.

класс

девочки

мальчики

высокий

Выше среднего

средний

высокий

Выше среднего

средний

11 лет

3,8 и менее

3,9-4,0

4,1

3,7 и менее

3,8-4,0

4,0-4,3

12 лет

3,7 и менее

3,8-4,1

4,2-4,4

3,5 и менее

3,6-3,8

3,9-4,1

13 лет

3,5 и менее

3,6-4,0

4,1-4,3

3,3 и менее

3,4-3,7

3,8-4,1

15 лет

3,7 и менее

3,9-4,0

4,1

3,6 и менее

3,8-4,0

4,0-4,3

16 лет

3,6 и менее

3,8-4,1

4,2-4,4

3,4 и менее

3,6-3,8

3,9-4,1

17 лет

3,4 и менее

3,6-4,0

4,1-4,3

3,2 и менее

3,4-3,7

3,8-4,1

возраст

пол

Оценка высоты прыжка

средний

Выше среднего

высокий

11 лет

Д

М

24-28

25-30

29-33

31-35

34 и выше

36 и выше

12 лет

Д

М

25-30

28-33

31-35

34-38

36 и выше

39 и выше

13 лет

Д

М

25-31

31-36

32-37

37-41

38 и выше

42 и выше

15 лет

Д

М

25-31

31-36

32-37

37-41

37 и выше

41 и выше

16 лет

Д

М

26-32

33-35

32-37

35-40

37 и выше

40 и выше

17 лет

Д

М

27-32

32-37

32-37

37-41

38 и выше

42 и выше

Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)

Учащиеся будут знать:

  • работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
  • основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
  • способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Уметь:

  • выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
  • выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
  • броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
  • Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
  • Применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.

Использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг. 

Учащиеся будут уметь демонстрировать 

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.
  • броски со средних и дальних дистанций.
  • броски по кольцу после ведения.
  • передачи мяча в парах.
  • передачи мяча в движении.
  • обводка стоек.
  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
  • штрафной бросок.

Материально- техническое обеспечение:

  • Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
  • Баскетбольные мячи – 35шт;
  • Баскетбольный щит – 4 шт;
  • Набивные мячи – 12шт;
  • Скакалки – 20 шт;
  • Стойки – 6 шт;

Литература:

  1. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
  2. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4.
  3. Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
  4. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
  5. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
  6. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
  7. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.
  8. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.
  9. Г.П. Богданов. Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособия для учителей, - Москва, «Просвещение», 1984 год.
  10. В.М.Колос Методическое пособие для учителя «Баскетбол: теория, практика» М,1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по баскетболу

Спортивная секция. Рабочая программа по баскетболу. Цели, задачи, ожидаемый результат...

Рабочая программа по баскетболу

рабочая программа 2 часа в неделю для 5-8 классов...

Рабочая программа по баскетболу

СОДЕРЖАНИЕВведение............................................................................................1. Пояснительная записка ....................................................................

Рабочая программа по баскетболу для групп УТГ

1.     Повышение общефизической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).2.     Совершенствование специальной физической п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА секции «БАСКЕТБОЛ»

Программа является основанием для определения качества реализации дополнительного оброзования....

Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов

Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов...