Рабочая программа по физической культуре 5-9 классы
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Никитина Татьяна Владимировна

Рабочая программа по физической культуре 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya.docx91.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №49»

                     «Рассмотрено»                                                            «Согласовано»                                                     «Утверждаю»

на заседании МО                                                        Заместитель директора                                 Директор МБОУ «СОШ № 49»

Протокол № ____________                                       по УВР____________                                      ____________Т.А.Морковкина

                                                                               от ________________ г.                                     от __________________ г.

Рабочая учебная программа

по «Физической культуре»

5 -9 класс

                                                       Составитель: Никитина Татьяна Владимировна,

                                                                                      учитель физической культуры

                          высшей квалификационной категории

                                                                                                     МБОУ города Кургана

                                                          «Средняя общеобразовательная школа №49»

Курган, 2016 год

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897,

- Приказа "О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования" (Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. N 1644);

- приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования российской федерации от 9 марта 2004 г. n 1312 "об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования"

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от 31.12/2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации

«Об  образовании» от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.

(гл.5, ст. 47, п.п.5 –о создании раб. учебных программ);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- примерной программы основного общего образования по предмету «Физическая культура».

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 49»

- Комплексной  программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2005 год В.И. Ляха (предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И.Ляха 5-9 классы М.: Просвещение, 2011).

Пояснительная записка

Главной идеей развития отечественной системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой цели. Предмет «Физическая культура» также ориентируется на достижение этой цели, но в свою очередь имеет и сугубо специфическую ориентацию.

Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников.

Целью предмета «Физическая культура» является:

Формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, в том числе для организации активного отдыха.

Развитие двигательной активности и достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

Образовательный процесс физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной); расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Структура и содержание программы

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Общая характеристика учебного курса

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Место учебного курса в учебном плане

На предмет физической культуры в 5-9 классах   выделяется 3 учебных часа в неделю. С учётом того, что в учебном плане школы 35 учебных недели, то на изучение физической культуры приходится 105 часов на класс.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

 Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

 В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно  сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметныерезультаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

 В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

 В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

 В области эстетической культуры:

- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

 В области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

 Предметныерезультаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

 В области эстетической культуры:

- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

        


Учебно-тематический план

Базовый уровень

    №

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

1.1.

Знания о физкультурно-оздоровительной и  спортивно-оздоровительной деятельности

4

4

4

4

4

2.

Способы физкультурно-оздоровительная  и спортивно-оздоровительной деятельности

В содержании  урока

3.

«Спортивно-оздоровительная деятельность»

3.1.

Легкая атлетика

24

24

24

24

24

3.2.

Гимнастика с основами акробатики

14

14

14

14

14

3.3.

Лыжная подготовка

14

14

14

14

14

3.4.

Спортивные игры: баскетбол.

18

     18

16

16

16

3.5.

Спортивные игры: волейбол.

     18

    18

     14

     14

     14

3.6.

Спортивные игры: футбол.

10

10

10

10

10

3.7.

Элементы единоборств

-

-

6

6

6

3.8.

Развитие физических качеств

В содержании уроков

4.

ИТОГО ЧАСОВ

102

102

102

102

102

Содержание учебного предмета

Разделы

5 класс

6 класс

7класс

8класс

9класс

1.1. Знания о физической культуре

История физической культуры

Олимпийские игры древности.      Исторические сведения о древних Олимпийских играх (виды состязаний, известные участники и победители)

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Олимпийское движение в дореволюционной России. Первые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре. Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980 г.

Физическая культура в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в современном обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно - ориентированное, их цель, содержание и формы организации).

Физическая культура (основные понятия)

Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека

Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

2.Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

Оценка эффективности занятий физической культурой

Самонаблюдение и самоконтроль.

Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

3. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

3.1. Легкая атлетика

Краткая характеристика вида спорта

Требования к технике безопасности

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.

Техника безопасности на уроке.

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнении и основы правильной техники их выполнения; правила соревновании в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей Правила техники безопасности при занятиях лёгкой атлетикой.

Беговые упражнения Овладение техникой спринтерского бега

Высокий старт от 10 до 15 м.

Бег с ускорением от 30 до 40 м Скоростной бег до 40 м

Бег на результат 60 м.

Высоким старт от 15 до 30 м.

Бег с ускорением oт 30 до 50 м. Скоростной бег до 50 м.

Бет на результат 60 м,

Высокий cтарт от 30 до 40 м

Бег с ускорением от 40 до 60 м.

Скоростной бет до 60 м.

Бет на результат 60 м

Низкий старт до 30 м

от 70 до 80 м

до 70 м.

Дальнейшее обучение технике спринтерского бега.

Совершенствование двигательных способностей

Овладение техникой длительного бега

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин.

Бег на 1000 м.

Бег в равномерном темпе до 15 мин. Бег на 1200 м

Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин, девочки до 15 мин.

Бег на 1500 м

Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин, девочки до 15 мин.

Бег на 2000 м

Бег в равномерном темпе: мальчики до 25 мин, девочки до 20 мин.

Бег на 2000 м

Прыжковые упражнения Овладение техникой прыжка в длину

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Прыжки в длину с места.

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Прыжки в длину с 9—11 шагов разбега

Прыжки в длину с 11—13 шагов разбега.

Дальнейшее обучение технике прыжка в длину с разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту

Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега.

Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега.

Совершенствование прыжков в высоту

Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега.

Совершенствование техники прыжка в высоту.

Метание малого мяча

Овладение техникой метании малого мяча в цель и на дальность

Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на «штанное расстояние, на дальность, в ко ридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы* от груди, снизу вперёд-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту. Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнёра, после броска вверх: с хлопками ладонями, после поворота на 90°, после приседания.

Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1X1м) с расстояния 8—10 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.-

Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трёх шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1м) с расстояния 10—12 м. Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4—5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние.

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных и. п., стоя грудью и боком в направлении метания с места, с шага, с двух шагов, с трёх шагов вперёд-вверх; снизу вверх на заданную и максимальную высоту. Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнёра, после броска вверх

Дальнейшее овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.

Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) (девушки — с расстояния 12-14 м, юноши — до 16 м).

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырех шагов вперёд- вверх.

Метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор 10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния (юноши — до 18 м, девушки — 12-14 м).

Бросок набивного мяча (юноши — 3 кг, девушки — 2 кг) двумя руками из различных и п с места и с двухчетырех шагов вперёд-вверх

Развитие выносливости

5—7 классы

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

Длительный бег в режиме умеренной интенсивности. 6-минутный бег.

Развитие скоростно- силовых способностей

5—7 классы

Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учётом возрастных и половых особенностей

Дальнейшее развитие скоростно-силовых способностей.

Совершенствование скоростно-силовых способностей

Развитие скоростных способностей

5—9 классы

Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой

5—7 классы

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены

Упражнении и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений Правила самоконтроля и гигиены

Овладение организаторскими умениями

5—7 классы

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

3.2.Гимнастика с основами акробатики

Краткая характеристика видов спорта

Требования к технике безопасности

История гимнастики.

Основная гимнастика. Спортивная гимнастика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки

Организующие команды и приемы

Освоение строевых упражнений

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.

Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Полшага!», «Полный шаг!».

Строевые упражнения.

Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево.

Строевые  упражнения.

Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге: перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении.

Упражнения общеразвивающей направленности (без предметов)

5—7 классы

ОРУ без предметов. Сочетание различных положений рук, ног, туловища.

Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки.

Общеразвивающие упражнения в парах

Совершенствование двигательных способностей

Описывают технику общеразвивающих упражнений и составляют комбинации из числа разученных упражнений

Упражнения общеразвивающей направленности (с предметами)

 ОРУ с предметами. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1—3 кг).

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1—3 кг).

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1—3 кг).

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками

Совершенствование двигательных способностей с помощью гантелей (3-5 кг), тренажеров и эспандеров

Упражнения и комбинации

Освоение и совершенствование висов и упоров

Висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.

Смешанные висы; подтягивание из виса лёжа.

Мальчики: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом. Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лёжа; вис присев

Мальчики: подъём переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок.

Девочки: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор на нижнюю жердь

Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъем махом назад в сед ноги врозь; подъем завесом вне. Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед  в вис присев:  из виса присев на нижней жерди опускание вперед в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь;  вис лежа на нижней жерди: сед боком на нижней жерди, соскок

Мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой; подъем махом вперед в сед ноги врозь.

Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю жердь

Опорные прыжки Освоение опорных прыжков

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80— 100 см).

Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100—110 см).

Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в ширину, высота 100—115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 105—110 см)

Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см)

Девочки: прыжок боком с поворотом на 90 градусов (конь в ширину, высота 110 см)

Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота  115 см)

Девочки: прыжок боком  (конь в ширину, высота 110 см)

Акробатические упражнения и комбинации  Освоение акробатических упражнений

Кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках

Два кувырка вперёд слитно; «мост» из положения стоя с помощью.

Мальчики: кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами.

Девочки: кувырок назад в полушпагат

Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках.  

Девочки: «мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад.

 Совершенствование акробатических упражнений.

Комбинация: Мальчики: из упора присев силой стойка на голове  и руках; длинный кувырок вперед с трех шагов разбега

Девочки: равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед

Развитие координационных способностей

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения.

Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

Совершенствование координационных способностей

Развитие силовых способностей и силовой  выносливости

5 классы

Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами

Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами

Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами

Совершенствование силовых способностей и силовой выносливости

Развитие скоростно-силовых способностей

5 классы

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча

Совершенствование скоростно-силовых способностей

Развитие гибкости

5—7 классы

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнёром, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами

Совершенствование двигательных  способностей

Знания о физической культуре

5—7 классы

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой

5—7 классы

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки

Совершенствование двигательных  способностей и гибкости

Овладение организаторскими умениями

5—7 классы

Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнения обязанно-стей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований        

Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей. Дозировка упражнений

Атлетическая гимнастика

Основные правила занятий атлетической гимнастикой. Виды силовых упражнений в атлетической гимнастике. Правила регулирования нагрузки

После тренировки

Упражнения для расслабления  мышц рук, ног, шей и туловища.

Водные процедуры, самомассаж- средства восстановления

Ваш домашний стадион

Место для самостоятельных занятий  в комнате и его оборудование. Спортивный инвентарь

Рефераты и итоговые работы

На одну из тем, предложенных в учебнике ( на усмотрение учителя)

3.4.  Спортивные игры: баскетбол

Краткая      характеристика вида спорта

Требования к технике безопасности

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры.

Правила техники безопасности

Овладение техникой передвижений,  остановок,  поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники   передвижений   (перемещения   в стоике, остановка, поворот, ускорение).

Дальнейшее обучение технике движений.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника

Закрепление техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.

Дальнейшее обучение технике движений.

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение с пассивным сопротивлением защитника

Дальнейшее закрепление техники ведения мяча.

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке в движении.

Овладение техникой бросков мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.

Дальнейшее обучение технике движений.

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием.

Максимальное расстояние до корзины — 4,80 м

Дальнейшее закрепление техники бросков мяча. Броски одной и двумя руками в прыжке.

Освоение ловли и передачи мяча

Ловля и передача мяча на месте и в движении.

Дальнейшее закрепление техники, ловли и передач мяча

Освоение   индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча.

Перехват мяча

Дальнейшее закрепление техники вырывания и выбивание мяча, перехват.

Совершенствование техники вырывания и выбивание мяча, перехвата

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

Дальнейшее обучение технике движений

Дальнейшее закрепление техники вырывания и выбивания мяча, перехвата.

Совершенствование техники вырывания и выбивания мяча, перехвата

Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Дальнейшее обучение технике движений

Дальнейшее закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.

Совершенствование техники

Освоение тактики игры

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

Дальнейшее обучение технике движений.

Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Нападение быстрым прорывом (2:1)

Дальнейшее   закрепление   тактики игры.

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Нападение быстрым прорывом (3:2). Взаимодействие двух (трёх) игроков в нападении и защите (тройка и малая, через «заслон», восьмёрка)

Овладение игрой и комплексное развитие  психомоторных способностей

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Игра по правилам мини-баскетбола. Дальнейшее обучение технике движений

Игра по правилам мини- баскетбола дальнейшее обучение технике движений

Игра по упрощённым правилам баскетбола.

Совершенствование   психомоторных способностей

3.5. Спортивные игры: волейбол

Краткая      характеристика вида спорта. Техника безопасности

История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Правила техники безопасности

Овладение техникой передвижений,  остановок,  поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Освоение техники приёма и передач мяча

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой. То же через сетку

Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку.

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощённым правилам мини-волейбола.

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.

Процесс совершенствования психомоторных способностей. Дальнейшее обучение техники движений и продолжения развития психомоторных способностей.

Игра по упрощённым правилам волейбола.

Совершенствование   психомоторных способностей и навыков игры

Совершенствование   психомоторных способностей и навыков игры

Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3

Давнейшее обучение технике движений

Совершенствование   координационных способностей

Развитие выносливости

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин

Дальнейшее развитие выносливости.

Совершенствование выносливости

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Приём мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд. То же через сетку

Дальнейшее развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Совершенствование   скоростных   и скоростно-силовых способностей

* Материал для развития названных способностей относится ко всем спортивным играм. В 8 и 9 классах для развития двигательных способностей используются те же основные упражнения, что и в 5—7 классах, но возрастает координационная сложность этих упражнений, увеличивается их объём и интенсивность, усложняются условия выполнения.

Освоение техники нижней прямой подачи

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м через сетку

Нижняя прямая подача мяча. Приём подачи.

Приём мяча, отражённого сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.

Освоение техники прямого нападающего удара

Прямой   нападающий   удар   после подбрасывания мяча партнёром

Дальнейшее обучение технике прямого нападающего удара.

Прямой нападающий удар при встречных передачах

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар

Совершенствование

Координационных  способностей

Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Дальнейшее закрепление техники и продолжение развития координационных способностей

Совершенствование

Координационных  способностей

Освоение тактики игры

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

Закрепление тактики свободного нападения.

Позиционное нападение с изменением позиций

Дальнейшее обучение тактике игры. Совершенствование тактики освоенных игровых действий.

Совершенствование тактики освоенных игровых действий. Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите

Знания о спортивной игре

Терминология  спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита).

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой

Игровые упражнения по совершенствованию технических приёмов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приёмов). Подвижные игры и игровые задания, приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приёмов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приёмов). Подвижные игры и игровые задания, приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля

Овладение организаторскими умениями

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближённых к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближённых к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

3.6. Спортивные игры: футбол

Краткая     характеристика вида спорта

Требования к технике безопасности

История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

Дальнейшее закрепление техники

Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Освоение ударов по мячу и остановок мяча

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой.

Дальнейшее закрепление техники. Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей ногой

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча, из-за боковой линии с места и с шагом.

Удар по летящему мячу внутренней

стороной стопы и средней частью

подъёма.

Закрепление техники ударов по мячу

и остановок мяча

Освоение техники ведения мяча

Совершенствование техники ведения мяча

Овладение техникой ударов по воротам

Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель

Продолжение   овладения   техникой ударов по воротам.

Удары по мячу из разных точек.

Совершенствование техники ударов по воротам

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам.

Совершенствование техники владения мячом

Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Совершенствование техники перемещений, владения мячом

Освоение тактики игры

Тактика свободного нападения. Позиционные нападения без изменения позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота.

Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Дальнейшее закрепление приёмов тактики

Совершенствование тактики игры. Позиционные нападения с изменением позиций игроков.

Овладение  игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Закрепление техники игровых заданий 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Дальнейшее развитие психомоторных способностей. Игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

3.7. Элементы единоборств

Краткая     характеристика.

Требования к технике безопасности

Основные правила техники единоборств.  Основные приёмы. Правила техники безопасности.

Овладение техникой приемов

Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов.

Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки.

Развитие силовых способностей и силовой выносливости.

Силовые упражнения.

Силовые упражнения и единоборства в парах.

Развитие координационных способностей.

Подвижные игры «Выталкивание из круга»,«Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах»

Совершенствование приемов единоборств

3.3.Лыжная подготовка (лыжные гонки)

Краткая     характеристика вида спорта

Требования к технике безопасности

История лыжного  спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь, лыжный инвентарь. Правила техники безопасности.

Освоение техники и лыжных ходов

Попеременный двушажный, и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км. Подъемы и торможения.

Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «ёлочкой» Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др.

Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Повороты на месте махом. Прохождение дистанции 4 км. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием»,  и др.

Подвижные игры на лыжах.

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон».

Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др.

Прохождение дистанции 4 км.

Торможение и поворот «плугом».

Развитие скоростной выносливости.

Знания

Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требование к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по физической культуре.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально – техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

1.2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Примерные программы основного общего образования. Физическая культура

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы

1.3

Физическая культура.

Рабочие программы Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И. Ляха 5-9 классы

Д

1.4

Научно – популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.5

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методическое пособие и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Демонстрационные печатные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

2.2

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

Д

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4

Технические средства обучения

4.1

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, а также магнитных записей

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Гимнастика

5.1

Стенка гимнастическая

Г

5.2

Бревно гимнастическое высокое

Г

5.3

Козёл гимнастический

Г

5.4

Конь гимнастический

Г

5.5

Перекладина гимнастическая маленькая

Г

5.6.

Перекладина гимнастическая большая

Г

5.7

Брусья гимнастические разновысокие

Г

5.8

Брусья гимнастические параллельные

Г

5.9

Канат для лазанья

Г

5.10

Шест для лазанья

Г

5.11

Мост гимнастический подкидной

Г

5.12

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

5.13

Маты гимнастические

Г

5.14

Мяч набивной (1 кг, 2 кг)

Г

5.15

Скакалка гимнастическая

К

5.16

Палка гимнастическая

К

5.17

Обруч гимнастический

К

Лёгкая атлетика

5.18

Барьеры легкоатлетические тренировочные

Г

5.19

Рулетка измерительная (15 м)

Спортивные игры

5.20

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

5.21

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

К

5.22

Мячи баскетбольные

Г

5.23

Сетка волейбольная

Д

5.24

Мячи волейбольные

Г

5.25

Мячи футбольные

Г

Средства доврачебной помощи

5.26

Аптечка медицинская

Д

6

Спортивные залы (кабинеты)

6.1

Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и девочек

6.2

Кабинет учителя

Включает в себя рабочий стол, стулья, шкафы, шкаф для одежды

6.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи

Примечание. Количество оборудования приводится в расчёте на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26-30 учащихся).

Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1экз., кроме специально оговорённых случаев);

К – комплект (из расчёта на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;

- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...