Медицинское обслуживание соревнований
статья по физкультуре на тему

Белехова Наталья Владимировна

Медицинское обслуживание  соревнований 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Медицинское обслуживание  соревнований 

      Организатор обязан обеспечить медицинское обслуживание соревнований.
      Основные  задачи медицинского обслуживания:
      - контроль за соблюдением санитарно-гигиенических  норм в районах старта и  финиша, местах питания и размещения  участников;
      - профилактика спортивного травматизма;
      - оказание первой медицинской  помощи участникам, эвакуация пострадавших  участников.
        Соревнования рекомендуется обеспечить  машиной скорой помощи.
      При проведении соревнований на сложных дистанциях по решению главного судьи могут быть предусмотрены:
      - пункты медицинской  помощи на дистанции;
      - индивидуальные перевязочные  пакеты на КП.
      О местах расположения пунктов медицинской  помощи должны быть информированы служба дистанции, представители  команд, участники.
 

       2.4 Использование  лекарственных средств  для ускорения восстановления спортсменов и лечения и профилактики состояний перенапряжения различных систем организма 

      Известно, что любая физическая нагрузка приводит в конечном счете к утомлению (комплексу защитных реакций организма различного характера, ограничивающих возникающие при выполнении работы чрезмерные функциональные и биохимические изменения). Именно задача фармакологической профилактики и лечения состояния острого утомления спортсменов является одной из важнейших для практики спорта как высших достижений, так и массового. 
      До  настоящего времени не существует общепризнанной единой теории утомления. Механизмы его включают, по-видимому, биохимические, нервно-мышечные, психологически-эмоциональные процессы. На первом плане в механизмах развивающегося утомления при физической нагрузке, безусловно, находятся, с одной стороны, накопление продуктов энергетического обмена (в первую очередь - молочной кислоты или ликтата) и фрагментов распадающихся при мышечной деятельности структурных элементов клеток (прежде всего сократительных и ферментных белков), а с другой стороны - дефицит энергетических субстратов, т.е. недостаток источников энергии для выполнения работы мышц (креатинофосфата, АТФ, глюкозы, гликогена - в зависимости от интенсивности нагрузки на первый план выходят, как известно, различные источники энергии). 
      Применение  лекарственных средств для лечения  утомления подразумевает ускорение восстановления работоспособности организма спортсмена в целом и различных его органов, систем, тканей и клеток в частности - посредством воздействия фармакологического препарата на отдельные звенья механизма этого интегрального процесса. 
      При использовании лекарственных средств  для ускорения восстановления спортсменов на первый план выходит принцип дозированного восстановления. Дело в том, что утомление носит для спортсмена и благотворительный характер. Именно утомление и вызываемые им биохимические и физиологические сдвиги способствуют повышению адаптации организма спортсмена к физической нагрузке, повышают уровень спортивной работоспособности, оказывают собственно тренирующее воздействие. Безоглядное использование восстановительных средств способствует снижению эффективности тренировок и не позволяет спортсмену достигнуть пика спортивной формы. Постоянное применение сильнодействующих восстановителей может не только снижать эффект тренировки, но и приводить к утере приобретенных навыков. 
      Кроме того, постоянное применение таких  препаратов, как инозин, рибоксин, эссенциале, фосфаден, может приводить к значительному снижению эффективности их приема и в конце концов наступлению полной невосприимчивости к препарату. 
      Одновременно  с тем, запредельное утомление (переутомление, перенапряжение) способствует срыву адаптационных (приспособительных) возможностей организма к нагрузке и резкому снижению спортивной работоспособности. Теория дозированного восстановления спортсмена подразумевает, что восстановительные мероприятия у спортсменов должны быть “дозированы” как по интенсивности (не слишком много и не слишком мало, а в меру), так и (что очень важно) по времени, не должны проводиться непрерывно, а лишь только в определенные периоды времени в тренировочном процессе. Таков общий принцип, а о подробностях будет сказано ниже. 
      Объективно  оценить степень утомления организма  спортсмена можно только по ряду биохимических  показателей крови, таких как  содержание молочной кислоты (лакгата), образуемой при гликолитическом (анаэробном) распаде глюкозы в мышцах, концентрации пировиноградной кислоты (пирувата), фермента креатинфосфокиназы, мочевины и некоторых других. Используемые в спортивной медицине средства восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Однако необходимо напомнить, что это деление во многом условно и только комплексное применение перечисленных методов позволяет достигнуть эффекта в максимально короткие сроки. 
      Педагогические  средства восстановления включают в  себя: индивидуализацию процесса тренировки и построения тренировочных циклов, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха. Кроме того, весьма важным является постоянный контроль и коррекция тренировочных занятий в зависимости от функционального состояния спортсмена. 
      К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого спортсмена, его эмоциональный уровень и степень контактности, обеспечение психологической разгрузки и полноценного отдыха, а также специальную регуляцию психического состояния - регуляцию сна, сеансы гипноза, аутотренинг, приемы мышечной релаксации. 
      К медико-биологическим методам восстановления относятся: полноценность и сбалансированность пищи, режим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых аминокислот и микроэлементов; факторы физического воздействия - различные виды мануальной терапии, использование бани, различных ванн и физиотерапевтических процедур, а также прием естественных и фармакологических препаратов, способствующих нормализации самочувствия и физической подготовленности спортсмена. 
Следует отметить, что основные группы фармакологических препаратов, применяемые в спортивной медицине и фармакологии, можно условно разделить на средства тактические и стратегические, позволяющие решать те или иные задачи. 

      К первой группе относятся витамины и  поливитаминные комплексы, энергонасыщенные препараты, некоторые промежуточные продукты обмена веществ, специализированные белковые препараты различной направленности действия, антиоксиданты, иммуномодуляторы, средства предотвращения нарушений деятельности печени (гепатопротекторы), а также препараты, назначаемые по медицинским показаниям (т.е. лечебные препараты). 
      Ко  второй группе можно отнести анаболизирующие  средства нестероидной структуры (не путать с анаболическими стероидами - допингами (!)), актопротекторы, некоторые психомодуляторы и некоторые другие. 
      Медикаментозное (фармакологическое) воздействие на скорость восстановления спортсменов заключается, как уже указывалось, в профилактике и лечении острых и хронических перенапряжений. Физическое перенапряжение организма - это патологические реакции в организме, возникающие в ответ на чрезмерный уровень функционирования того или иного органа или системы органов. Перенапряжение является общей болезненной реакцией всего организма, но всегда характеризуется преимущественным подтверждением той или иной системы организма. В зависимости от выраженности нарушения деятельности систем и органов выделяют четыре клинические формы перенапряжения: 
1) перенапряжение центральной нервной системы; 
2)перенапряжение сердечно-сосудистой системы; 
3) перенапряжение печени (печеночно-болевой синдром); 
4) перенапряжение нервно-мышечного аппарата (мышечно-болевой синдром.

      Лечение перенапряжений направлено на регуляцию  и стимуляцию обменных процессов,  причем  происходит  заметное  увеличение доз  принимаемых препаратов и продолжительности курса. 
      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ И ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ специальной медицинской группы

Учет успеваемости по физической культуре, хорошо поставленный и разносторонний, способствует более гибкому управлению учебно-воспитательным процессом....

"Основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи в природных условиях»

Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 6-м классе ...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

Методическая разработка по курсу ОБЖ "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"

Тема "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"Пpeзeнтация методич...

Сценарий спортивно-медицинского мероприятия по оказанию первой медицинской помощи Знать точно – Действовать правильно – Спасти жизнь!

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье ...

Перевод медицинских текстов. РП для элективного курса в профильных медицинских классах (10-11 класс)

Данная программа разработана как  курс для учащихся 10-х и 11-х классов медицинского профиля. Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии сФГОС ....

Учебно-терминологический словарь по дисциплинам основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для медицинских колледжей

Учебно-терминологический словарь по дисциплинам  основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для медицинских колледжей...