Методичекая разработка "Диагностика физической подготовленности дошкольников"
методическая разработка по физкультуре на тему

Хусточкин Вадим Анатольевич

Методичекая разработка "Диагностика физической подготовленности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  «БОГАТЫРЬ» ПГТ.ЗУЯ  БЕЛОГОРСКОГО  РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ  КРЫМ

Диагностика физической подготовленности дошкольников

                                                 Подготовил: Хусточкин В.А.

инструктор по физической культуре

2015 г.

Диагностика физической подготовленности дошкольников

Подготовил: Хусточкин Вадим Анатольевич

инструктор  по физической культуре

Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Развитию физических возможностей может способствовать индивидуальный подход к детям – состояние здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности, половая дифференциация и др.

Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как чет типа конституции и пола ребенка, оценка по темпам прироста показателей физических качеств и абсолютные показатели (согласно программным требованиям).

Антропометрическое исследование необходимо для установления биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания. Решения вопроса о возможности обучения в школе с 6-ти летнего возраста, рекомендуемых физических нагрузок и занятий тем или иным видом спорта.

Начать следует с точного определения массы тела и роста ребенка. Измерять массу тела обязательно утром (до приема пищи и воды). Измерения проводить 2 раза в год, отмечая их естественный прирост. При всех индивидуальных различиях дети рассматриваемого возраста делятся на три основных типа по показателям веса и роста: больше ( Б ), средние ( С ), маленькие ( М ). (Таблица №1 ).

Рост, вес и их допустимые у детей отклонения у детей 2 – 6 лет

Таблица №1

Возраст ребенка

Тип

ребенка

Средний рост ( см )

Отклонение  ( см )

Средний вес ( кг )

Отклонение  ( кг )

2  года

Б

97.6

3.5

14.2

2.2

С

91.8

2.4

12.1

2.1

М

83.3

2.1

9.8

1.6

3 года

Б

105.4

2.8

16.8

2.5

С

98.7

2.5

13.4

1.9

М

91.3

1.9

11.3

1.6

4 года

Б

113.3

2.2

17.1

2.3

С

106.2

2.4

15.4

1.5

М

98.5

2.1

12.2

1.9

5 лет

Б

120.4

2.9

24.3

2.4

С

111.6

2.7

16.3

2.1

М

104.0

2.2

13.9

1.9

6 лет

Б

124.2

2.3

27.2

2.2

С

118.7

2.2

21.7

1.8

М

113.2

2.4

16.2

2.2

Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья). Динамика перечисленных показателей может быть получена при помощи 3-х видов контроля: этапного, текущего, оперативного. Предлагается содержание этапного контроля ( Таблица №2 ).

Таблица №2

Виды тестов

Содержание исследования

Специалист

Антропометрические

исследованания

Длина, масса тела, окружность головы, груди, жизненная емкость легких, динамометрия

Медицинский

работник

Физические

качества

Сила, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота

Инструктор по физической культуре.

Воспитатель

Двигательные

умения и навыки

Сформированность двигательных навыков при выполнении основных движений

Инструктор по физической культуре.

Воспитатель

Волевые

качества

Смелость, решительность, выдержка, настойчивость

Воспитатель

        Текущий контроль проводится 2 раза в год и включает тесты на физические качества, двигательные умения и навыки. Оперативный контроль осуществляется педагогами по необходимости. Его задачей является получение срочной информации о физическом состоянии конкретного ребенка для индивидуальной работы.

        Контроль за физическим состоянием ребенка может осуществляться по абсолютным показателям ( согласно требованиям программы ). Прием нормативов проводить  2 раза в год (осенью и весной). Для этого составить сводный протокол приема нормативов . ( Таблица № 3 )

Сводный протокол приема контрольных нормативов. (см. в приложении. Таблица №3)

Далее приводятся программные требования к физическому развитию ребенка.

Младший дошкольный возраст.

  1. Максимальная скорость до 10 м.
  2. Свободный бег ( до 160 м. )
  3. Прыжки из круга в круг
  4. Прыжки в длину с места ( на 40 см.)
  5. Прыжки через предметы ( высота 5 см. )
  6. Пролезание под веревкой не касаясь руками пола (высота 40-50 см.)
  7. Приставным шагом по гимнастической стенке (высота 1.5м.)
  8. Ходьба по гимнастической скамейке (высота 10-15см.), по наклонной доске (высота 30-35см.)
  9. Делать «ласточку».

Средний дошкольный возраст.

  1. Бег  10м. – 3, 4-3, 7с.
  2. Бег 20м. – 5, 4-6, 0с.
  3. Бег 30м. – 8, 5-9, 5с.
  4. Прыжок в длину с места – 70 - 80см.
  5. Метание в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния – 2,5-3м.
  6. Отбивание мяча о пол не менее 5 раз подряд.
  7. Метание мяча на дальность – 3,6 – 6,6м.

Старший дошкольный возраст.

  1. Бег 20м. – 5, 4 – 6,0с.
  2. Бег 30м. – 7,3 – 7,9с
  3. Бег 300 – 350м. по пересеченной местности
  4. Прыжки в длину с места – 80-90см.
  5. Прыжки в высоту с разбега 35-45см. ( 5 лет ), 50-55см. ( 6 лет )
  6. Прыжки в длину с разбега – 130-150см. ( 5 лет ), 180-200см ( 6 лет )
  7. Лазание по гимнастической стенке одноименным способом

При тестировании детей от 3 до 7 лет появилась возможность оценить их физическую подготовленность через показатели развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Ниже приводятся тесты, на основании которых можно определить уровень развития физических качеств.

Тест №1 ( Скорость )

Бег 10м. с хода

Бег 30м. с высокого старта

Тест №2 ( Гибкость )

Наклон вперед со скамейки. ( Измерение производить линейкой).

Если ребенок не дотягивается до скамейки – показатель со знаком ( - ), если ниже – со знаком ( + ).

Тест №3 ( Ловкость )

Челночный бег 3 + 10м. ( 5 кубиков располагаются по прямой линии – кубики оббегать).

Тест №4 ( Скоростно-силовые качества )

Прыжки в длину с места

Прыжки в длину с разбега

Прыжки в высоту

Бросок мяча

Тест №5 ( Выносливость )

100м. – 4 года, 200м. – 5 лет, 300м. – 6 лет (без остановок)

Тест №6 ( Координация )

Ребенок стоит на одной ноге, другую руками держит за согнутое колено ( секунды )

Также для оценки функционального состояния организма ребенка можно применять пробу Мартинэ – Кушелевского:

        20 приседаний за 30 сек.

        Дети 3 – 4 лет могут приседать  10 раз за 15 сек.

Вместе с тем такой подход (по показателям развития физических качеств), к оценке физической подготовленности не отражает потенциальных возможностей каждого ребенка в его физическом развитии. В этой связи наиболее эффективным методом служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течении всего учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными в конце года. Сама по себе такая разница  несет объективную информацию и дать оценку темпов прироста показателей  физических качеств лучше всего по такой формуле:

А =

100% ( В2 – В1 )

С        ( В1 + В2 )

 где А – прирост показателя теста в % ; В1 – исходный показатель тестирования ; В2 – конечный показатель тестирования ; С – средний показатель ( 0,5 ).

Приведем пример. В начале  года Петров Дима прыгнул в длину с места  на 42 см., а в конце года – на 46см. Подставляя эти значения  в формулу, получаем:

А =

100% ( 46 – 42 )

 = 9 %

0,5 (46 + 42 )

Почему произошли такие изменения : за счет целенаправленного физического воспитания или естественного роста ребенка? Н а эти вопросы отвечает шкала оценок, разработанная на базе значительного статистического материала.

                                                                                                                Таблица №4

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста.

Темп прироста

Оценка

Причины прироста

до 8 %

неудовлетворительно

естественный рост

от 8 % до 10 %

удовлетворительно

естественный рост и двигательная активность

от 10 % до 15 %

хорошо

естественный рост и система физического воспитания

свыше 15 %

отлично

целенаправленное эффективное использование естественных сил природы и физических упражнений

Для оформления результатов тестирования следует заполнить на группу протокол следующей формы:

Таблица №5

п/п

Фамилия, имя ребенка

№ теста

Начало

года

Конец

года

Темп

прироста %

Оценка

   

Далее предлагается итоговая таблица, заполняемая  в конце года.

Таблица №6

п/п

Фамилия, имя ребенка

Номер теста и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

средний бал

1.

Потапов Костя

4

4

3

4

3

5

3,8

2.

Петров Женя

5

4

3

4

5

5

4.3

 

Результаты тестирования физических качеств выражаются в количественных показателях времени, расстояния, отвлеченных единицах и т. д. Они ( результаты ) заносятся в протоколы и на основании протоколов в конце года заполняется таблица темпов прироста физических качеств детей.


                                                                                                                                                         Приложение.

Таблица № 3

п/п

Фамилия имя ребенка

Бег 30 м.

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с разбега

Метание тенисного мяча

Наклон вперед из положения стоя на скамейке

Челночный бег 3 + 10

Прыжок в высоту с разбега

Отбивание мяча от пола

Бег на выносливость

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года , второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

 Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной шко...

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся выпускных классов.

Был проведен мониторинг  и оценка физического развития и физической подготовленности учащихся выпускных классов с различной образовательной нагрузкой и влияние  введения инновационных прогам...

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся.

Мониторинг- важнейший элемент в системе педагогического управления. В его рамках отслеживается, оценивается , корректируется и прогнозируется образовательная деятельность....

Влияние уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет на овладение техническими элементами игры в волейбол на уроках физической культуры.

Методическая разработка может помочь в написании курсовой или дипломной работы по предмету -  физическая культура....

Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников  из-за  растущей учебной нагрузки и гиподинамии на  общем фоне социально-психологического дискомфорта. По о...

Педагогический мониторинг оценки физической подготовленности дошкольников.

Для оценки уровня усвоения детьми образовательной программы по физическому развитию  разработала педагогический мониторинг в соответствии с ФГОС ДО....