Физкультурные минутки и физкультурные паузы во время уроков
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Якунин Сергей Петрович

В данной статье описана роль таких пауз, как физкультурные паузы и физкультурные пятиминутки. Рассказывается об их роли в укреплении детского организма в рамках использования здоровьесберегающих технологий не только на уроках физической кльтуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурные минутки и физкультурные паузы во время уроков

        На уроке, когда дети начинают утомляться, можно предложить им зарядку, которая обеспечит бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся.

        Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

        Оздоровительные мероприятия в учебном процессе для восстановления умственной работоспособности можно использовать следующие:

  • физкультурные минутки;
  • физкультурные паузы.

 

Физкультурные минутки

         Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой.  Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.                                                                                     

     Физкультурные минутки состоят из 3 – 5 физических упражнений, могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Они   должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, удобны для проведения в ограниченном пространстве.

        Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, когда значительная часть обучающихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна – две физминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

        В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.

        Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих значительную нагрузку.

        Хорошие результаты дает проведение физических минуток самими школьниками. Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» под контролем учителя.

 

Примерный комплекс физминутки

 

  1. Ходьба на месте с энергичными свободными движениями рук (30 – 60 секунд).
  2. И. п. – основная стойка. 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, подняться на носки и потянуться,4 – опуститься на пятки, руки вниз, вернуться в и.п.
  3. И. п. – стойка –ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон влево, 2 - вернуться в и.п., 3 – наклон вправо, 4 – вернуться в и.п.
  4. И. п. – стойка – ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 – то же, что на счет 1 – 2, но наклон к правой ноге.
  5. И.п. – основная стойка. Прыжки на месте на носках с переходом на ходьбу.

        Каждое упражнение следует повторять 6 – 12 раз. Дыхание         произвольное. Темп зависит от подготовленности учащихся.

                                                                             

Физкультурные минутки для снятия утомления  с плечевого пояса

 Исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

  1. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  2. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища

 

  1. И.п. – стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
  2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 –6 раз. Темп средний.

 

        Упражнение «Колокольчик»

        Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вправо, влево, вверх, вниз. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.

                   Ветерок голову клонит,

                   Колокольчик сон твой гонит.

                   Ты головку вверх подкинь,

                   И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.                         

 

Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

 

  1. И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.
  2. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
  3. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.
  4. И.п. – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». 1- мах левой рукой назад, правой вверх. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками руки назад. Упражнение повторяется 6 – 8 раз в среднем темпе.
  5. Выполняется, сидя на стуле. 1 – отвести голову назад. 2 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.

  

Упражнения для снятия утомления

         Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.

 Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.

  1. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
  2. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 – 20 секунд).
  3. «Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом  стараясь  поднять  как

        можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать

        сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее,  еще  быстрее!

        (10 – 15 раз).

  1. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).

 

Физическая минутка изометрическая

         Это ритмическое чередование напряжения и расслабления групп мышц.

 Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.

  1. Надавливать ступнями ног на пол.
  2. С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
  3. Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.

      

Бодрость за одну минуту

         В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.

 Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

  1. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
  2. Уши. Потрите уши (5 сек).
  3. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
  4. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
  5. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
  6. Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
  7. Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).

        Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.

 

Упражнения для глаз

         Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника  огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.

        По мнению многих ученых (например, профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного) при напряженных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии (близорукость), т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями  зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации  видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

        Упражнения для глаз, предложенные ниже, предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

        В целях профилактики улучшения зрения на каждом уроке используются   упражнения,   укрепляющие   мышцы   глаз.    Упражнения выполняются                                                                                  сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь  предмете. Это способствует концентрации зрения.

 Упражнения для глаз

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
  2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
  3. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
  4. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
  5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
  6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
  7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
  8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
  9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
  10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

 Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения

        Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

                         Проведем, друзья, сейчас

                        Упражнение для глаз.

                        Вправо, влево посмотрели,

                        Глазки все повеселели.

                        Снизу вверх и сверху вниз.

                        Ты, хрусталик, не сердись,

                        Посмотри на потолок,

                        Отыщи там уголок.

                        Чтобы мышцы крепче стали,

                        Смотрим мы по диагоналям.

                        Мы не будем циркуль брать,

                        Будем взглядом круг писать.

                        А теперь слова напишем.

                        Чьи же буквы будут выше?

                        «Папа», «мама», «дом».  «Трава» –

                        За окном у нас видна.                                                                                

                        Вдаль теперь ты посмотри.

                        Что ты видишь там в дали?

                        А теперь на кончик носа.

                        Повтори так восемь раз –

                        Лучше будет видеть глаз.

                        Глазки нас благодарят,

                        Поморгать нам всем велят.

                        Плавно глазками моргаем,

                        Потом глазки закрываем.

                        Чтобы больше было силы,

                        К ним ладошки приложили.

        (Дети закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

                        Раз, два, три, четыре, пять –

                        Можно глазки открывать!

        С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования используются такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно. Особенно желательно включить эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках. Приводим несколько упражнений, предложенных профессором Э.С.Аветисовым.

 

  1. И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.
  2. И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
  3. И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
  4. И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
  5. И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 сек, опустить палец. Повторить 5 – 6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
  6. И.п. – сидя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.

 

Точечный массаж

 Точечный массаж для повышения иммунитета

        Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ., расположенную между большим и указательным пальцами руки.

 

                        Есть волшебная точка у нас,

                        Будем крутить ее каждый час.

                        От простуды помогает,

                        От инфекции спасает.

                        От безделья, лени – тоже

                        ХЭ-ГУ-точка всем поможет.

                        Стало скучно, не грустите –

                        Утром, днем и перед сном

                        Дружно с точкой мы живем.

                                                                                   

        2.Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний

        Проговаривая текст, дети одним-двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8 – 9 раз на каждой точке.

                         У нас на теле точки есть –

                        Столько много, что не счесть.

                        Очень плавно, по спирали

                        Эти точки мы нажали.

                        Пальчик в ямку опустился

                        И немного покрутился.

        (Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.)

                        Под губой и над губой

                        Помассируем с тобой.

                        А теперь два пальца сразу

                        Из носа выгонят заразу.

        (Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа.)

                        Руки в кулачки сожмем,

                        Крылья носа разотрем.

                        Точка есть и в центре лба –

                        Помассируй для ума.

                        Возле уха и внутри

                        Точки хорошо потри.

        (Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)

                        Большим пальцем вниз пойдем

                        И ангину уберем.

        (Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком.)

                        Эти точки, без сомненья, -

                        От простуды избавленье.

 

  1. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний

                         Зная средство от простуды,

                        Мы здоровыми все будем.

                        Есть волшебные точки у нас –

                        Нажимай их каждый раз.

                        Точку красную найдем,

                        Пальчик кругом поведем.

                        Отдохнули, поворот –

                        Пальчик движется вперед.                                                                               

                        Точку красную оставим,

                        Пальчик к синенькой приставим.

                        Чтобы носик наш дышал,

                        Насморк деткам не мешал.

                        Покрутили точку эту,

                        Передали эстафету.

                        Точки желтые находим

                        И опять по кругу водим.

                        Стоп, пойдем теперь вперед.

                        Кто быстрей новую точку найдет?

                        Точка зеленая на грудке у нас,

                        Находим все дружно ее мы сейчас.

                        Пальчиком водим по кругу мы снова –

                        Из школы домой пойдут детки здоровы.

http://forpostova.atj.ru/images/9.jpg 

 

Точки:

1 – красная точка;

2 – две синие точки;

3 – две желтые точки;

4 – зеленая точка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные минутки с математическим содержанием как элемент применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Описаны примеры физкультурных минуток с математическим содержанием - элементы применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Физкультурная пауза

Позитивная физминутка поднимет настроение у ребят.А если добавить финскую польку, то поможет им поддерживать ритм танцевальных движений.Приятного отдыха Вам!!!...

Физкультурные паузы на уроке

Комплекс упражнений, позволяющих снять накопившуюся  усталость во время выполнения точных работ....

Комплексы упражнений физкультурных минуток и физкультурных пауз

Этот материал могут использовать все желающие. Рекомендуется для младшего, среднего и старшего школьного возраста....

физкультурные минутки и паузы

Презентация раскрывает необходимость проведения физкультпауз на уроках и при подготовке домашнего задания. Поможет учителю обеспечить активный отдых учащихся, переключить внимание с одного вида деятел...