спортивное ориентирование.
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс)
Учебные материалы, пособия и книги по "Спортивному ориентированию".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.98 МБ |
![]() | 1.01 МБ |
![]() | 977.63 КБ |
![]() | 413.55 КБ |
![]() | 159.96 КБ |
![]() | 25.27 КБ |
![]() | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОМПАС И АЗИМУТ
Летом в северном полушарии Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. В полдень оно находится строго на юге. Большую часть светового дня, примерно с 10 часов утра до 19 вечера, ласковое солнышко будет находиться южнее вас, но никак не севернее.
Более точно определить «где тут у вас север» помогут обычные, механические или кварцевые, циферблатные часы. Популярные когда-то и совершенно обесценившиеся сегодня часы с цифровым индикатором не подходят, нужны стрелки. Направляем часовую на Солнце, делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг. Север в противоположном направлении. Наверное излишне, но напомню, что, стоя лицом к северу, восток будет справа от вас, а запад слева. Чем севернее вы находитесь, тем точнее результат. Летом в южных областях погрешность такого метода может достигать 25%. Чем севернее, тем ниже погрешность.
Можно использовать другой «солнечный» метод. Летом Солнце перемещается по горизонту с угловой скоростью около 15 градусов в час. В полдень, 14 часов по летнему «декретному» времени, оно находится точно на юге. К примеру, в 17 часов оно будет находиться соответственно, 15х(17–14)=45 градусов западнее. 45 градусов - это половина от прямого угла. Откладываем мысленно эту половину от направления на Солнце влево, и получаем направление на юг.
Как же знание сторон горизонта поможет не заблудиться?
Для этого, выходя в путь, надо определить свое направление относительно сторон горизонта и время от времени сверять свой курс. Если будешь поворачивать – снова сориентируйся. Надо будет вернуться – поверни на 180. Например, ты шел азимутом 45 (С - В), возвращаться надо: 45+180=225 (Ю – З).
ЗАДАЧА. Азимут движения – 270. Какой обратный азимут?
СИГНАЛЫ И КОМАНДЫ
«Внимание! Слушайте все!» С | Держать до отзыва. По сигналу все действия продолжаются, но надо поднять ответный сигнал. | |
«Сбор» Серия букв А | В правой руке – оба флажка. Если нет дополнительных сигналов – отряд строится в одну шеренгу по-экипажно. | |
«Иду» И | Ответ на сигнал «Сбор», если находишься вне пределов видимости. Также вызов вахтенным подвахтенного или командира. | |
«По местам» | ||
«Вперёд» В | ||
«Стой» Т | ||
«Дистанции уменьшить» | ||
«Дистанции увеличить» | ||
«В линию» | ||
«В колонну» | ||
«Вправо» П | ||
«Влево» Л | ||
«Кругом все вдруг» К | ||
«Направо (налево) все вдруг» | Подняв сигнал, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой. | |
«В укрытие» (ложись) У | ||
«Выходи» (вставай) | ||
«Быстрее, бегом» Б | ||
«Авария» | ||
Длинный непрерывный звук | «Тревога» | |
О | «Отбой» | |
Р | «Сбор руководителей, флагманов» | |
Ж | «Сбор вожаков» (командиров экипажей, патрульных) | |
SOS | «Терплю бедствие, немедленно нужна помощь» |
Общие правила похода и безопасности
Опасные места | Без особой необходимости и подготовки не ходи на стройки, свалки мусора, по дорогам с интенсивным движением, в криминально опасные места. |
Чужие автомобили | НЕ САДИСЬ в чужие автомобили без крайней необходимости. |
Втроём | В поход ходить надо не менее чем ВТРОЁМ. Если с одним что-то случилось - второй идет за помощью, а третий остается с пострадавшим. |
Навстречу движению | По дороге с автомобильным движением надо идти в колонну по одному, по обочине НАВСТРЕЧУ ДВИЖЕНИЮ (т.е. по левой стороне во всех странах, кроме Англии и Японии). |
Смотри, куда ступаешь! | Шагать надо по твердой почве, не стоит прыгать по камням и бревнам, особенно мокрым - можно вывихнуть ногу. |
Запоминай путь | Запоминай путь, даже если тебя ведут. Запоминать стоит ориентиры, особенно на поворотах и сходах с дороги. Если нужно - поставь путевой знак. Запоминай пройденное расстояние по времени от пункта до пункта. Это поможет при необходимости вернуться обратно. |
Молния | При грозе надо держаться в стороне от высоких, и, особенно, от отдельно стоящих в поле деревьев. Нельзя оставаться на вершине холма. Старайся найти низкое место подальше от столбов, скал и деревьев. |
Питьевая вода | Обязательно бери с собой воду. Если напиток - он не должен быть сладким. Лучше всего утоляет жажду несладкий чай. Но НЕ ПЕЙ В ПУТИ до большого привала - чем больше выпьешь, тем больше будет хотеться еще. В крайнем случае, прополощи рот и выплюнь. |
Привалы | Без отдыха идти можно не более 2-х часов. 5-10-минутный привал стоит делать через каждый час пути. Отдыхать лучше сидя, прислонившись к дереву, ложиться на землю нельзя. Ноги стоит положить на что-нибудь, чтобы были выше. Хорошо еще разуться, прополоскать ноги в реке, но обязательно вытереть насухо. |
Снаряжение в поход
Личное снаряжение в однодневный пеший поход | Одеть: штормовой костюм: |
Личное снаряжение в однодневный водный поход | Для воды: штормовой костюм: |
Личное снаряжение в однодневный лыжный поход | - Лыжи смазанные и палки; надежно скрепить палки – острием вниз. Взять с собой: Походная одежда подбирается по принципу «капусты»: много одежек, и все не толстые, не очень теплые. Идёшь на лыжах – легко одет, на привале – одеваешься теплее. |
Личное снаряжение в 2-4-х-дневный поход | - Рюкзак большой. В межсезонье (осенью, весной) добавляются: Несколько советов по подбору походной одежды |
Снаряжение команды в однодневный поход | - Тент (навес) |
КОСТЁР
- Хорошим ориентиром являются и квартальные столбы на пересечении лесных просек. Как правило, направление просек север - юг или восток - запад. Нумерация на квартальных столбах проставляется с севера на юг и с запада на восток, т.е. меньшая цифра оказывается в северо-западной части сектора, большая в юго-восточной.
В истории человечества огонь сыграл очень важную роль.
Для странников огонь – это особый символ.
В походе для огня раскладывается костер.
Три основных вида костра:
- для приготовления пищи (камбузный),
- для сушки и обогрева,
- и особый - для сбора или вечернего разговора.
У костра Сбора есть свои традиции и правила:
поправляет костёр и подкладывает дрова только костровой.
- Выбери МЕСТО: дальше от деревьев, чтоб не нависали кроны; лучше на старом кострище. Если на свежем месте – снять дерн и сложить его в стороне. Очистить площадку от сухого «лесного мусора». Для обычного камбузного костра нужна площадка диаметром не менее чем в 2м.
- Собери РАСТОПКУ: мелкие сухие ветки (хорошо еловые), кора, особенно береста, (только не с живой березы!), стружки, лучина. В хорошую погоду пользоваться бумагой для растопки у странников считается дурным тоном.
- Растопку плотно уложи и прикрой «шалашиком» из сухих веток потолще – это НАЧИНКА костра. Но оставь подход к растопке, чтобы поднести спичку.
- ДРОВА – это толстые долго горящие куски бревен и сучьев. Если ты не очень опытный костровой, то подкладывай их по мере горения костра.
- Поджигать растопку надо в нижней части костра с наветренной стороны, т.е. спиной закрывая ветер.
- Для подачи сигналов: положи в огонь свежую зелень - в ясную погоду, а смолистые ветки для черного дыма - в пасмурную погоду.
- ВНИМАНИЕ!
Прежде чем готовить пищу, УБЕДИТЕСЬ В НАДЕЖНОСТИ ОЧАГА!
У костра всегда работай в длинных брюках и обуви!
Держи при себе БРЕЗЕНТОВЫЕ РУКАВИЦЫ. - Огонь может быть другом человека, но может стать и страшным врагом.
НЕ ОСТАВЛЯЙ КОСТЕР БЕЗ ПРИСМОТРА!
Покидая стоянку, огонь надо погасить, головешки разобрать и заливать водой до тех пор, пока они не перестанут шипеть.
Если пришлось сделать новое кострище, то уходя, странники уничтожают следы костра: место заложи дерном или засыпь землей.
Как горят различные породы деревьев
Давайте рассмотрим лиственные породы деревьев в качестве дров.
Береза – Наверное главный источник дров в сельской местности. Особенно там, где произрастают смешанные леса. Она дает много тепла, горит долго, равномерно. Березовая кора (береста) служит прекрасным материалом для разжигания огня. Особенность заготовки березовых дров заключается в том, чтобы расколоть тюльку (распиленную часть ствола размером примерно 80 см) на поленья (более мелкие части), в этом случае нарушается целостность коры дерева, что позволяет поленьям быстрее высыхать. Березовая кора (береста) обладает свойством не пропускать воду. Именно по этой причине, срубленное, но не распиленное и не расколотое на части, дерево находясь в коре, очень быстро сгнивает. Влага, которая находится внутри свеже- срубленного дерева не имеет возможности быстро испаряться, и как следствие, такое дерево не сохнет, а гниет, превращаясь в труху. Что мы можем часто наблюдать у березового сухостоя: погибшего, но не упавшего дерева. Вроде дерево целое, а тронешь – трухлявое. Если вам повезло, и вы нашли сухую березу, смело используйте ее для костра. Береза никогда не «стреляет» и идеально подходит для обогрева.
Осина – Любит влажные почвы. У деревьев старше 15 лет очень часто сердцевина уже начинает гнить. У деревьев, в более старшем возрасте внутри дерева возникает пустотелость. В которой любят поселяться птицы, насекомые (пчелы, осы). Будьте осторожны, заготавливая осину на дрова, быть ужаленным осой или пчелой, мало приятно. Дерево достаточно хрупкое, особенно сучки, что позволяет их легко ломать. Но для основного костра, я бы осину не использовал. Оно дает мало тепла и ко всему прочему «стреляет» очень активно.
Ива – Это мягкое дерево. Горит хорошо, но быстро прогорает. Тонкие сухие сучки хорошо использовать для разжигания костра. Так же иву можно применять для «быстрых» костров. Когда огонь нужен на небольшое время, например вскипятить чай. В отличие от других пород деревьев очень мало образует углей, а более тонкие ветви сгорая, сразу образуют золу.
Дуб - Думаю, вы уже сами догадались, чем плотнее дерево, тем больше тепла оно дает. Правильно, дуб лучше березы и тепла от него больше. Только для дров дуб не заготавливают. Он относится к ценным породам деревьев и используется для изготовления дорогой мебели. Но если вы оказались в дубовом лесу, и вам повезло найти сухое дерево, заготавливайте дрова из дуба смело! Вам будет тепло и светло всю ночь!
Так какая же порода деревьев является самой лучшей? Наверно, та, которая в данный момент оказалась рядом. Это несомненно. Если есть выбор, используйте полученные знания и заготавливайте те дрова, которые вам больше подойдут. Только знайте, есть еще порода «царского» дерева, которую заготавливали для обогрева царских апартаментов (когда не было центрального отопления). Это ольха. Растет, в основном, по поймам и берегам рек. Дает жаркое пламя, ни когда не «стреляет». Но это не самое главное. Ольха не дает угарного газа. Именно по этой причине ее использовали царских покоях, боясь за здоровье высших особ.
Ольха выглядит невзрачно, не вызывает особого желания заготовлять ее для костра, когда есть по близости ель, сосна или пихта. Я так тоже думал, пока одним вечером мой напарник не заготовил на ночь одной ольхи (он знал про ее свойства, а я на тот момент – нет). Заметив, что мы реже подкидываем дров в костер, получая достаточно тепла и света, я стал интересоваться, что это за дерево он напилил. В ответ я получил интересный рассказ о том, чем топили печи в царевых покоях. О чем и вам поведал.
Предварительный просмотр:
Игровая карточка № 1
Название игры: «Река и ров»
Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – слева!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.
Игровая карточка № 2
Название игры: «Совушка»
Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают».
Игровая карточка № 3
Название игры: «Ловишка в кругу»
Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.
Правило: Ловить можно только в кругу.
Игровая карточка № 4
Название игры: «Ловишка с лентами»
Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.
Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.
«С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.
«С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.
Игровая карточка № 5
Название игры: «Горелки»
Содержание: Играющие становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз, два, три – беги!
После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.
Игровая карточка № 6
Название игры: «К своим флажкам»
Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
Игровая карточка № 7
Название игры: «Хитрая лиса»
Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.
Правило: Лиса не должна выдавать себя.
Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.
Игровая карточка № 8
Название игры: «Подкрадись к спящему»
Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.
Игровая карточка № 9
Название игры: «Охотники и зайцы»
Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя.
Игровая карточка № 10
Название игры: «Передал - садись»
Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.
Игровая карточка № 11
Название игры: «Медведи и пчёлы»
Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.
Игровая карточка № 13
Название игры: «Лиса и куры»
Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.
Игровая карточка № 14
Название игры: «Запрещённое движение»
Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.
Игровая карточка № 15
Название игры: «Цепочка»
Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.
Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».
Игровая карточка № 16
Название игры: «Свободное место»
Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.
Игровая карточка №17
Название игры: «Третий лишний»
Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.
Игровая карточка № 18
Название игры: «Медвежата на льдине»
Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.
Игровая карточка № 19
Название игры: «Бездомный заяц»
Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.
Игровая карточка № 20
Название игры: «Караси и щука»
Содержание: На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на другую строну через невод (под руками). Щука подстерегает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, образуют «корзины» – круги, через которые нужно пробегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробегать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.
Игровая карточка № 21
Название игры: «Стой!»
Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.
Игровая карточка № 22
Название игры: «Охотники и утки»
Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.
Игровая карточка № 23
Название игры: "Собери флажки"
Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших.
Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком. Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.
Игровая карточка № 24
Название игры: "Убегай - догоняй"
Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.
Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер, менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.
Игровая карточка № 25
Название игры: "В горку и с горки"
Содержание: Встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки. Игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку спускаются вниз и т.д.
Правила: Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут свои прежние позиции (сделав пробежку вниз и вверх).
Проба Руфье
После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:
4х (Р1 + Р2 + Р3) – 200
Индекс Руфье = ------------------------------
10
Оценка работоспособности сердца.
Индекс Руфье менее 0 – атлетическое сердце;
0,1 – 5 – «отлично» (очень хорошее сердце);
5,1 – 10 – «хорошо» (хорошее сердце);
10,1 – 15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);
15,1 – 20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).
I класс | ||||||||||
Нормативы оценки уровня физической подготовленности | ||||||||||
Контрольные упражнения | Баллы | |||||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Мальчики | ||||||||||
Прыжок в длину с места (см) | 142 | 136 | 130 | 127 | 122 | 120 | 115 | 110 | 104 | 100 и менее |
Челночный бег 4х9 (с) | 11,4 | 11,8 | 12,0 | 12,3 | 12,5 | 12,8 | 13,0 | 13,3 | 13,9 | 14,2 и более |
Подтягивание на перекладине (раз) | 4 | 3 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - |
Наклон вперед из положения сидя (см) | 10 | 7 | 5 | 4 | 2 | 1 | -1 | -3 | -6 | -8 и менее |
Бег 30 м (с) | 6,0 | 6,2 | 6,4 | 6,5 | 6,7 | 6,9 | 7,0 | 7,2 | 7,5 | 7,7 и более |
Шестиминутный бег | 1140 | 1080 | 1020 | 1000 | 950 | 900 | 860 | 800 | 720 | 700 и менее |
Девочки | ||||||||||
Прыжок в длину с места (см) | 130 | 125 | 120 | 117 | 114 | 110 | 105 | 100 | 95 | 90 и менее |
Челночный бег 4х9 (с) | 11,8 | 12,2 | 12,5 | 12,8 | 13,1 | 13,3 | 13,6 | 14,0 | 14,6 | 15,0 и более |
Поднимание туловища за 1 мин (раз) | 22 | 20 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 11 | 9 и менее |
Наклон вперед из положения сидя (см) | 11 | 8 | 7 | 5 | 4 | 3 | 1 | 0 | -3 | -4 и менее |
Бег 30 м (с) | 6,2 | 6,4 | 6,6 | 6,8 | 6,9 | 7,1 | 7,3 | 7,6 | 7,9 | 8,1 и более |
Шестиминутный бег | 1110 | 1000 | 970 | 920 | 890 | 850 | 800 | 760 | 680 | 650 и менее |
III класс | ||||||||||
Нормативы оценки уровня физической подготовленности | ||||||||||
Контрольные упражнения | Баллы | |||||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Мальчики | ||||||||||
Прыжок в длину с места (см) | 165 | 159 | 153 | 150 | 146 | 142 | 139 | 132 | 127 | 120 и менее |
Челночный бег 4х9 (с) | 10,6 | 10,9 | 11,1 | 11,3 | 11,5 | 11,7 | 11,9 | 12,1 | 12,6 | 13,0 и более |
Подтягивание на перекладине (раз) | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | - | - | - | - |
Наклон вперед из положения сидя (см) | 10 | 8 | 5 | 4 | 3 | 1 | 0 | -3 | -6 | -7 и менее |
Бег 30 м (с) | 5,5 | 5,7 | 5,9 | 6,0 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,5 | 6,8 | 7,0 и более |
Шестиминутный бег | 1280 | 1230 | 1200 | 1150 | 1110 | 1080 | 1040 | 1000 | 920 | 890 и менее |
Девочки | ||||||||||
Прыжок в длину с места (см) | 154 | 147 | 141 | 138 | 135 | 131 | 127 | 121 | 115 | 110 и менее |
Челночный бег 4х9 (с) | 11,1 | 11,4 | 11,6 | 11,9 | 12,0 | 12,2 | 12,4 | 12,7 | 13,2 | 13,5 и более |
Поднимание туловища за 1 мин (раз) | 24 | 22 | 21 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 14 | 12 и менее |
Наклон вперед из положения сидя (см) | 12 | 10 | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 | 0 | -3 | -4 и менее |
Бег 30 м (с) | 5,7 | 5,9 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,5 | 6,6 | 6,9 | 7,2 | 7,4 и более |
Шестиминутный бег | 1190 | 1120 | 1080 | 1030 | 1000 | 980 | 930 | 890 | 780 | 750 и менее |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54919.jpg)
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-631620-1431270594.jpg)
Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие
Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-656224-1440159858.jpg)
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-890251-1486550543.jpg)
открытое занятие "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования"
Конспект открытого занятия по туризму "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования" (сокращенный вариант). Данное занятие является вводным для детей 1 года обучения....
Соревнование по спортивному ориентированию «Сладкое ориентирование»
ММетодическая разработка соревнований по спортивному ориентированию «Сладкое ориентирование»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-1526856-1718010734.jpg)
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»
Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-1526856-1718010734.jpg)
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Значение и особенности мотивации и целеполагания в спортивном ориентировании»
Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Значение и особенности мотивации и целеполагания в спортивном ориентировании»...
- Мне нравится (1)