Якутские национальные прыжки
материал по физкультуре (7 класс)

Прудецкий Вячеслав Васильевич

Основу физического воспитания детей  школьного возраста составляет физическая подготовка. Недооценка физической подготовки приводит к одностороннему развитию учащихся.

Физическое воспитание детей это важная проблема всех народов. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время, когда возрастает значение таких явлений народной педагогики как сбережение и возрождение традиций якутов, умение пользоваться в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutskie_nats_pryzhki.docx89.07 КБ

Предварительный просмотр:

Якутские национальные прыжки как один из способов в физическом воспитании детей среднего школьного возраста

Актуальность: Основу физического воспитания детей  школьного возраста составляет физическая подготовка. Недооценка физической подготовки приводит к одностороннему развитию учащихся.

Физическое воспитание детей это важная проблема всех народов. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время, когда возрастает значение таких явлений народной педагогики как сбережение и возрождение традиций якутов, умение пользоваться в современных условиях.

Большую роль в развитии физической подготовки несет использование на занятиях национальных видов спорта. Отличительной чертой национальных видов спорта в Якутии является их прикладной характер, вырабатывавшийся в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Традиционное физическое воспитание фактически формирует движения, которые имеют прикладное значение для будущей жизни. При зарождении и формировании физического упражнения исходили из народного опыта и необходимости игры для конечной цели - переноса двигательного действия в практику. Они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств.

Особый интерес для нас представляла народная педагогика якутов как средство физического воспитания детей. (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.ШГашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.И. Портнягин, М.И. Павлова и др.).

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы исследовательской  работы: «Якутские прыжки как один из способов в физическом воспитании детей среднего школьного возраста».

Объект исследования: процесс физического воспитания детей школьного возраста

Предмет исследования: методика подготовки спортсменов школьного  возраста посредством приобщения к якутским прыжкам.

Цель исследования: Изучить методику физического воспитания и развития детей школьного возраста через национальные прыжки. Его влияние на общее развития детей среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования: При систематической тренировкой  якутскими прыжками  повышается физическая подготовка детей среднего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить литературу по физическому воспитанию школьников среднего возраста;
  2. Провести исследования (социальный опрос, статистический анализ физических показателей детей);
  3. Изучить влияние занятий прыжками на общее физическое развитие детей и самореализацию учащихся в различных сферах деятельности спортсменов.
  1. Возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).

Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 –7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 –6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7 –9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиком. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуализации обучения.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметна незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных способностей.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

В этот период происходит рост самосознания ребёнка, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система. (Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей— это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932) ). Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. Подросток приобретает способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими детьми», или «очень плохими детьми», а для разных людей – и теми, и другими одновременно.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и разнообразить виды нагрузок.

Задачи физического воспитания.        

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

5) развивать волевые и нравственные качества;

6) вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

7) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

8) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

9) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

10) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

11) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

12) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психическойсаморегуляции.

Особенности методики физического воспитания.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух – трехразовые самостоятельные тренировки. Общая продолжительность занятий 70 – 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка

1. Знание основных правил тренировки и умение применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2. Знание основных правил, приемов и методов самоконтроля и умение применять их при занятиях физическими упражнениями.

3. Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов.

4. Систематическая физическая активность.

5. Устойчивая привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями в различных формах.

6. Осведомленность о текущих спортивных событиях в городе, стране, за рубежом.

7. Знание не менее 200 упражнений (видов нагрузок) скоростного и скоростно-силового характера.

Таблица1 Темпы прироста различных двигательных способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Двигательные

Способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

 

4. Методика подготовки детей по якутским национальным прыжкам

Специфика  вида накладывает отпечаток и на систему подготовки спортсменов, в том числе и на ее отдельные виды: физическую, техническую, тактическую и психологическую.

Физическая подготовка.

Для повышения роста результатов в отдельных видах и в сумме многоборья необходимо параллельно развивать все основные физические качества. Эта задача удовлетворительно решается только на начальных этапах подготовки, когда результаты в отдельных видах на немного превышают нормы первого разряда. В дальнейшем параллельный рост качеств приостанавливается и между ними может происходить отрицательное взаимовлияние (отрицательный перенос). Особенно наглядно это проявляется при одновременном развитии силы и выносливости. В связи с этим в тренировке необходимо обеспечить оптимальные соотношения между ними, при которых достигается результат.

В таблицах 4 и 5 приведены оптимальные соотношения в их развитии. Условным критерием оптимального уровня и соотношения результатов в этих двух видах может быть сумма двоеборья, не превышающая 20 очков, и разность в оценке видов не более 40 очков.

Прогресс спортивной науки, совершенствование технической и тактической подготовки спортсменов, безусловно, повлияют на оптимальный уровень результатов в этих двух видах, но требование гармоничного соотношения в развитии физических качеств должно быть основным в подготовке многоборцев.

    Среди физических качеств, необходимых спортсмену, многие специалисты считают важнейшими выносливость и силу. На базе выносливости развиваются аэробная и анаэробная работоспособность, необходимая для успешного выступления во всех видах многоборья, а также специальная выносливость.

Скоростная подготовка.

Быстрота - способность выполнять движения с максимально возможной скоростью - качество, необходимое для большинства видов многоборья. Основными средствами для развития быстроты движений и максимальной скорости являются сами виды многоборья, а также специальные упражнения, выполняемые с предельными и около предельными (контролируемыми) скоростями: бег на месте с максимальной частотой, взрывные движения рук с максимальной имитацией бег с ходу, бег с гандикапом,  метание облегченных снарядов из легкой атлетики, упражнения с применением облегчающих тренажеров для бега, прыжков, метаний и т.д.

    Положительное влияние на увеличение скорости движений оказывает максимальная сила, которой обладает спортсмен. Развитие скорости движений посредством силовой подготовки требует умение проявлять силу в быстрых движениях (скоростная сила).

Для предупреждения образования "скоростного барьера" в учебно-тренировочном процессе целесообразно применять разнообразные технические средства, облегчающие выполнение упражнений, создавать облегчающие условия.

Упражнения для развития быстроты выполняют в начале тренировочного занятия 2-4 раза в неделю, по 3-5 повторений, упражнения обычно объединяются в 2-4 серии. Например, 4 раза по 30 м с ходу - 3 серии или 5 Х 30 м со старта - 2 серии и т.д. Интервал отдыха между сериями - до полного восстановления.

Для контроля за уровнем развития быстроты  обычно применяются бег со страта и с ходу на дистанциях 20-60м.

Силовая подготовка.

    Сила в различных проявлениях (относительная, скоростная) влияет на большинство видов спорта, особенно велико значение скоростной силы (скоростно-силовых способностей). Для силы прыгуна характерно хорошее развитие практически всех основных мышечных групп: сгибателей и разгибателей туловища, голени, бедра, плеча, предплечья, сгибателей стопы.

На начальных этапах подготовки наибольший прирост силовых и скоростносиловых способностей обычно наблюдается в мышцах нижних конечностей, и это обеспечивает более высокие результаты в прыжках. С ростом мастерства возрастает развитие мышц верхних конечностей, сгибателей и разгибателей туловища, стимулирующих рост результатов .

Силовые упражнения общего воздействия, в основном, это упражнения со штангой и тренажерами.

   Локальные силовые упражнения прыгуны выполняют практически ежедневно. Наилучшая форма занятий для развития силы - специализированная силовая тренировка. Объем силовых упражнений зависит от уровня подготовленности спортсмена

  Эффективной формой тренировки является использование метода круговой тренировки. В комплексном тренировочном занятии силовые упражнения используются после упражнений на развитие быстроты и совершенствования техники 1-2 видов. Объем силовых упражнений в комплексном занятии составляет 20-40% от общего объема выполняемой нагрузки.

Основные средства силовой и скоростно-силовой подготовки:

• Упражнения с отягощениями: штанга, гиря, гантели, блины от штанги, набивные мячи и т.д.;

• Упражнения с партнером: противодействия, приседания, переноска, борьба и др.;

• Упражнения с упругими элементами: резина, эспандер и др.;

• Упражнения с преодолением собственного веса: на гимнастических снарядах, на канате, акробатические и др.;

• Легкоатлетические упражнения с отягощениями, бег и прыжки с утяжеленным поясом или жилетом, метания утяжеленных снарядов;

• Прыжковые упражнения: "скачки", "шаги", "лягушка", прыжки через барьеры, прыжки по лестнице, прыжки в гору, прыжки с отягощениями (штанги, блины), прыжки в глубину;

• упражнения на тренажерах: велотренажеры, бегущая дорожка и др.

В тренировке  применяются методы повторных, максимальных и динамических усилий. Тренировки с максимальными усилиями применяются не более 1 раза в неделю.

Во время силовых тренировок рекомендуется в паузах между силовыми упражнениями выполнять упражнения на гибкость и расслабление. Силовая подготовка оказывает влияние на развитие быстроты движений, на улучшение гибкости (пассивное развитие гибкости), на развитие силовой выносливости.

  Для контроля за уровнем силовой и скоростно-силовой подготовленности применяются следующие упражнения: упражнения со штангой - рывок, толчок (или взять на грудь), тройной, пятерной, десятерной прыжки с места и с трех шагов разбега, выпрыгивания, доставания предметов, пять переворотов на перекладине на время.

 Развитие выносливости.

Данный раздел физической подготовки реализуется преимущественно через беговую подготовку.

Беговая подготовка, обеспечивая рост результатов в беговых видах. Средствами беговой подготовки решаются задачи развития общей и скоростной выносливости, повышения работоспособности многоборцев. В тренировке прыгунов бег применяется в течение всего годичного цикла, имея определенную направленность на разных этапах.

В начале подготовленного периода (октябрь-декабрь) акцент в подготовке делается на кроссовом беге, на развитии общей выносливости. Через 10-12 недель (конец декабря - начало января) начинается активная работа над развитием скорости и скоростной выносливости. Весной на открытом воздухе для адаптации к новым условиям рекомендуется на 3-4 недели снизить интенсивность бега до 80-85% (от соревновательной скорости) и увеличить объем кроссового бега.

Для развития общей выносливости в тренировках применяются кроссовый бег на 3-7 км, равномерный бег с заданной скоростью на неполную дистанцию в начале и в конце занятия.

Для развития скоростной выносливости используется, в основном, повторный бег на отрезках 100-600м, иногда применяется переменный бег, необходимо также планировать разовый объем повторного бега до 1-1,5 км с интенсивностью 80-100%.

Беговая тренировка для развития скоростной выносливости должна проводиться 1-2 раза в неделю. Наиболее приемлема следующая схема тренировочных нагрузок:

3-4 раза по 50 м, 3-4 раза по 100 м,

1-2 раза по 150 м, 1-2 раза по 200 м,

1-2 раза по 250-300 м, (150+100+50) - 2 серии, (150+50) - 2 серии.

Интервалы отдыха между повторениями колеблются от 3 до 8 минут и определяются по времени снижения ЧСС после бега до 120 уд/мин. Повторный бег для развития скоростной выносливости в конце занятия.

В связи с большим утомлением, вызываемым беговой подготовкой, и влиянием этого утомления на тренировку  в остальных видах большое значение имеет планирование объемов и интенсивности беговых средств, их чередование и последовательность в тренировочном процессе. Наиболее рационально комплексное планирование всей беговой подготовки в целом, а не отдельно для каждой дистанции. Интенсивные тренировки спортсмены прекращают за 7-10 дней до соревнований.

Для контроля за уровнем беговой подготовленности  обычно учитываются результаты на дистанциях 100-400 м (скоростная выносливость), 500-1000 м (общая выносливость). Подготовленность спортсмена можно контролировать различными показателями работы сердечнососудистой системы, например, временем восстановления ЧСС после стандартной нагрузки.

Техническая подготовка.

Для успешного выступления в якутских национальных прыжках необходимо оптимальное сочетание физической и технической подготовки. Одновременное изучение и совершенствование техники бега, прыжков является сложной задачей, решением которой спортсмены занимаются в течение всего многолетнего тренировочного процесса. Тем не менее, даже у сильнейших спортсменов России нередко наблюдается несовершенная техника в отдельных видах, что можно в известной мере рассматривать как резерв для дальнейшего повышения спортивного мастерства.

Для успешного овладения техникой большое значение имеет теоретическая подготовка тренера и спортсмена, понимание ими биомеханических основ каждого движения. Для сравнения возникающих у спортсмена мышечных ощущений с внешней формой движений обычно используется видеосъемка, а также субъективные оценки движения тренером и спортсменом.

Выполнение любого вида прыжка возможно только при определенном уровне развития физических качеств. Обычно у некоторых спортсменов физическая подготовка значительно опережает техническую, т.е. высокий уровень развития физических качеств не реализуется в соответствующие ему результаты из-за слабого владения техникой. Например, недостаток силы вызывает "ломку" техники в прыжках «Куобах». Недостаток гибкости может быть препятствием в совершенствовании техники прыжка «Ыстанга»

Повышение в процессе тренировки уровня физических качеств приводит к необходимости перестройки техники движений, так как освоенные формы не всегда соответствуют взросшим возможностям спортсмена. Процесс перестройки происходит более быстро, если применять сопряженное воздействие на развитие качеств и совершенствование техники, а также использовать для тренировки облегченные условия (пониженные макеты нарт, сократить радиус в метании тынзяна на хорей).

По правилам соревнований спортсмены могут использовать только три попытки во всех видах. Если первая попытка выполнена успешно, то спортсмены спокойно продолжают соревнования, контролируя свои действия, и часто (до 70% случаев) улучшают свой результат. При неудаче в первой попытке у спортсмена появляется неуверенность, увеличивается его психическое напряжение. Обучение технике должно строиться таким образом, чтобы обеспечить максимальную надежность в каждом виде. На этапе начального разучивания техники нужно научить спортсмена основам техники, обращая внимание на правильное выполнение отдельных фаз, элементов техники, на формирование общего ритма упражнения. При этом необходимо устранять ненужные движения и грубые ошибки.

Из-за сложной координации в прыжках в начальном обучении целесообразно применять расчлененный метод, а в дальнейшем - целостный. Основные средства технической подготовки: соревновательные, подводящие, имитационные упражнения, а также упражнения на тренажерах.

Иногда со спортсменами применяют идеомоторный метод тренировки. Наибольший эффект обучение достигается на фоне неутомленной ЦНС в начале занятия. Но это не всегда возможно из-за большого количества технически сложных вариантов. Обычно тренировку  включается 2-3 технических вида, техническую подготовку в каждом виде  рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. С самого начала надо стремиться обучать спортсмена правильной техники. Как показывает опыт, переучить спортсмена, освоившего неправильную технику, очень трудно, так как проявляется отрицательный перенос первичной координации. И чем прочнее заучен не правильный навык, тем труднее он поддается исправлению.

Для контроля за техникой выполнения движений кроме субъективной оценки тренера и биомеханического анализа можно использовать доступные показатели технической подготовленности.

Прыжковая подготовка.

Большие перегрузки, возникающие во время прыжков максимальной интенсивности, требуют проведения предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата. Наибольшие объемы прыжковой подготовки планируется на период тренировки (октябрь-апрель).

Основные средства в якутских прыжках- прыжки с полного и укороченного разбега, бег по разбегу, нетрадиционные прыжки, многоскоки-прыжки на двух ногах: с места тройной, пятерной, десятерной, а затем на правой и левой ноге сериями.

Объемные тренировки по прыжкам в длину проводятся в январе-марте, на базе хорошей силовой и скоростной подготовленности. В одно тренировочное занятие включается 8-16 прыжков, в годовом объеме тренировки тройной прыжок с полного разбега составляет 30%.

По мере приближения соревновательного периода в тренировках многоборцев растет доля тройного прыжка с полного разбега.

Тренировки в этом виде многоборья занимают значительное место по объему времени, т.к. на соревнованиях этот вид занимает больше всего времени, в среднем 15-20 минут на одного спортсмена.

В течение тренировочного дня спортсмен обычно совершенствует один из прыжков, значительно реже в тренировку включается два прыжка.

В комплексном занятии прыжки проводят в середине занятия после скоростной подготовки, а в специализированном занятии - сразу после разминки.

    Значение и задачи силовых способностей

Значение силовых способностей в якутских национальных прыжках огромно. Обладая слабыми мышцами невозможно набрать высокую скорость в разбеге на небольшом участке (что особенно важно невысоким спортсменам), невозможно мощно оттолкнуться в национальном прыжке, высоко поднять ноги в полете.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Средствами воспитания силы являются упражнения, при выполнении которых преодолевается сопротивление различных отягощений (штанга, гири, гантели, тяжелые мячи и пр.), упругих предметов (резиновый жгут, экспандер, мяч для кисти), массы собственного тела (подтягивание, отжимание, приседание, отжимание и пр.), массы партнера и др. Методами воспитания силы являются: метод максимальных усилий (выполнение упражнений с непредельными отягощениями и многократным повторением "до отказа"), метод динамических усилий(выполнение упражнений с отягощениями разной массы, поднимание их с большой скоростью) и др..

Физические качества не воспитываются изолированно: совершенствуя одно из них мы обязательно воздействуем и на остальные ("перенос качеств"). Этот перенос может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела.

Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения. Для развития силы мы применяем скоростно-силовые упражнения: спринт, различные виды прыжков из л/а, многоскоки, метания разных по весу снарядов, прыжки в "глубину" и вверх спрыгивая с возвышения, прыжки с положения полуприседа со штангой на плечах на месте и в движении, толчок штанги, рывок гирь и штанги из различных положений, броски тяжелых мячей максимально высоко вверх, отжимание от пола с хлопком, упр. "Тачка Борзова" и пр.

Для развития абсолютной силы применяем подъем штанги на грудь, становую тягу, приседание со штангой, тяжелым партнером на плечах, подкачка спины, с отягощением стоя, на "козле", подъем туловища в положении лежа на скамье с отягощением, жим, лежа, отжимание в стойке вниз головой, подъем на носках на брусок с отягощением на плечах и пр. Абсолютную силу обязательно развиваем в сенситивные периоды развития человека, т.е. в то время, когда она хорошо поддается развитию.

Для развития силы основном применяем методы: равномерный, повторный, соревновательный, круговой.

Выделяют три основных задачи, которые решаются при развитии силовых способностей у детей старшего школьного возраста:

1) Гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата ребенка путем использования избирательных силовых упражнений. При решении этой задачи особое значение имеет объем и содержание используемых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных групп мышц. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной деятельности (Лях В.И., 2000). Особое внимание следует обратить на важнейшие мышечные группы: мышцы брюшного пресса, туловища, поясничной области, шеи, плечевого пояса, ног и рук (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2002).

2) Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов (Лях В.И., 2000). Избирательно направленные воздействия с целью развития силы разных групп мышц являются эффективным средством всестороннего совершенствования двигательной подготовленности (Казарян Ф.Г., 1975).

3) Создание условий и возможностей для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки (Лях В.И., 2000). Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2002).

   Основные средства и методы развития скоростно-силовых качеств в процессе подготовки спортсменов по национальным прыжкам

Скоростно-силовые качества - это синтез силовых и скоростных способностей, проявляемых во взрывных и динамических условиях.

Скоростно-силовые способности характеризуются неопределенными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которой наряду со значительной силой мышц требуется и частота движений.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств можно разделить на 4 группы:

• с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, силовые упражнения;

• с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет, утяжеленный снаряд) в беге, в прыжковых упражнениях, в прыжках и в метаниях;

• с использованием сопротивления внешней среды: бег и прыжки в гору и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, снег), против ветра и по ветру и т.д.;

• с преодолением внешних сопротивлений: в максимально быстрых движениях;

• в упражнениях с партнером;

• в упражнениях с отягощениями различного веса и вида (манжета весом 0,5 кг, утяжеленный пояс, набивные мячи весом 2-5 кг, гантели и гири весом 1-32 кг, мешки с песком весом 5-15 кг);

• в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих предметов;

• в метании различных снарядов (набивные мячи, камешки и камни, мячики и ядра различного веса - от 200 г до 10 кг; гири весом 16-32 кг и т.п.)

Скоростно-силовая подготовка юного спортсмена должна способствовать развитию быстроты движений и силы мышц. Можно выделить три основных направления: скоростное, скоростно-силовое и силовое.

Скоростное направление.

Решается задача повышения скорости выполнения основного упражнения (бега, прыжка, метания) или отдельных его элементов (различных движений руками, ногами, корпусом) и их сочетаний, а также стартового ускорения (разбега, отталкивания, финального усилия и пр.)

Следует облегчать условия выполнения этих упражнений: бег сострата, ускорения или разбег под гору, по ветру, увеличивать длину разбега в прыжках на 2-4 беговых шага; работать с облегченным нарядом.

Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью - 90-95% от максимальной. Быстрота движений достигается за счет совершенствования координации движений и согласованности в работе мышц. Упражнения лучше выполнять в начале тренировочного занятия после разминки и тщательного разогревания мышц в предварительных повторениях избранного упражнения с небольшой скоростью. При непрерывном повторении упражнения быстрота может повышаться до максимальной постепенно, что способствует сохранению свободы и амплитуды движений. Закрепощение и даже небольшое натуживание - враг быстроты.

Скоростно-силовые направления.

Решается задача увеличения силы мышц и скорости движений. Используются основные упражнения или отдельные элементы и их сочетания без отягощений или с небольшими отягощениями в виде пояса, жилета (бег, прыжки против ветра, в гору, увеличение расстояния между барьерами, применение утяжеленного снаряда в метаниях). Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью-80-95% от максимальной. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений, занимающимся следует сохранять полную амплитуду движений.

Силовые направления.

Решается задача развития силы мышц, участвующих при выполнении основного упражнения. Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимально возможного. Характер выполнения упражнений различный - от максимально быстрого до 60% от него. В этих упражнениях достигаются наибольшие показатели абсолютной силы мышц, этому способствует проявление волевых качеств спортсмена.

Деление скоростно-силовой подготовки на описанные выше направления носит условный характер. На практике они плавно переходят от одного к другому.

6.Организация и результаты экспериментально-практической работы по проблеме исследования.

Организация нашей работы проводилась в СК « Модун» и СОШ №17 г.Якутска, экспериментальная группа в СК «Модун»тренер – Наумов Дмитрий Петрович 8 класс СОШ №17 контрольная группа, которые занимаются школьной программой, учитель Прудецкий Вячеслав Васильевич.

   Для исследования физической подготовленности детей среднего школьного возраста мы используем следующие виды   тестирования

  - Прыжок в длину с места – Взрывная сила.

Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от сталкиваемой линии до ближнего касания тела или ног.

   -Челночный бег – координация движений

Челночный бег представляет собой прохождения дистанции в одном и обратном направлении на скорость некоторое количество раз.

    -Подъем туловища 30 сек - Изучение силы.

Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90, руки скрещены под головой. Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» необходимо энергично согнуться до касания локтями бедер. Обратным движением вернуться в исходное положение. Засчитывается количество сгибаний.

-Отжимания -  сила мышц рук и мышечных групп груди

необходимо принять упор лежа на ровной поверхности, руки расположить на ширине плеч, ладони направить вверх, стопы на ширине таза, пальцами ног упираться в пол. На вдохе руки сгибаются в локтях, корпус направляется вниз. Корпус должен образовать ровную линию, и во время наклона эта линия не должна ломаться: прогибы — это нарушение, они делают отжимание не только более легким, но и не эффективным. На выдохе принимается исходное положение.

 Экспериментальная группа

  1. Бурцев Дьулурхан
  2. Васильев Родион
  3. Местников Костя
  4. Мойтохонова Яна
  5. Винокурова Вероника
  6. МологуроваАина
  7. Митина Валерия
  8. Адамов Александр
  9. Дьяконова Василиса
  10. Томский Вячеслав

Контрольная группа

  1. Солопов Никита
  2. Денисюк Иван
  3. Былачаев Иван
  4. Гуляев Максим
  5. Кривошапкин Дима
  6. Сон Настя
  7. Тартыева Зина
  8. Данилова Настя
  9. Хлебникова Настя

10 Иванова Валерия

Результаты тестирования физических показателей 2014 года

Экспериментальная группа

Ф.И.

Прыжки в длину с места

Челночный бег 10*3

Подьем туловища за 30 секунд

отжимание

1

Бурцев Дьулурхан

1м 84см

9,47 сек

26

12

2

1м60см

8,90сек

23

12

3

1м53см

8,39сек

17

15

4

1м90см

7,39сек

26

10

5

1м71см

8,98сек

29

25

6

1м62см

9,27 сек

20

20

7

1м84см

9,47 сек

20

12

8

1м76см

8,98сек

21

12

9

1м60см

9,57сек

20

9

10

1м69см

9,45сек

19

17

11

Средний показатель

170,9

8,9

22,1

14,4

Контрольная группа

Ф.И.

Прыжки в длину с места

Челночный бег 10*3

Подьем туловища за 30 сек

отжимание

1

Дмитриев Коля

1м65см

8,18сек

28

20

2

Егоров Егор

1м70см

8,24сек

27

17

3

Тарабукин Влад

1м75см

10,04сек

23

15

4

Вострецов Коля

1м65см

8,67сек

29

18

5

Кривошапкин Александр

1м82см

8,65сек

26

20

6

Горбачева Лена

1м65см

8,78сек

23

12

7

Романова Сахайаана

1м51см

8,83сек

20

10

8

Попова Аина

1м55см

9,00сек

24

11

9

Соловьева Туяра

1м65см

8,54сек

20

10

10

Неустроева Сандаара

1м60см

9,13сек

22

13

11

Средний показатель

165,3

8,8

24,2

14,6

Диаграмма физических показателей

Синие – экспериментальная группа, Красные – контрольная группа

Прыжки в длину с места ( скоростно-силовые качества )

Челночный бег ( координация движения)

Поднимание туловище за 30 секунд (силовая выносливость)

Отжимание

Диаграмма силовых показателей

Как показывает таблица и диаграмма скоростно-силовые и координационные качества прыжокв длину с места и челночный бег у экспериментальной группы выше,  чем у контрольной группы, а силовые показатели пресс и отжимание ниже чем у контрольной группы.

6.Социологический опрос « Почему я выбрал секцию северное многоборье?»

Ме́тодопро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами(людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

По результатам опроса у экспериментальной группы на вопрос «Почему я выбрал секцию северное многоборье?», мы пришли к следующими выводу:

- дети выбирают северное многоборье потому что им интересно, они хотят узнать много об этом виде спорта и традиции этого спорта

-некоторые выбирают потому что их заставляют родители.

-еще другие из – за своих друзей

-мальчики хотят быть физически сильными, ловкими, быстрыми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Северное многоборье как национальный вид спорта  является неотъемлемой частью общей культуры  народа Саха. Возникнув в глубине столетий, северное многоборье пережила длительную эволюцию и возродилось в новом качестве в наше время.

   Национальный  вид спорта северное многоборье влияет на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

   Дети среднего  школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

   Опытно-экспериментальная работа по изучению  физических показателей проводилась на базе ЦНВС «Модун» и МОБУ СОШ№17 г.Якутска  Республики Саха (Якутия).

 По результатам исследования пришли к следующим выводам:данные диагностики физической подготовленности детей среднего школьного возраста на начальном этапе позволяют сделать вывод, что  скоростно-силовые и координационные качества прыжок в длину с места и челночный бег у экспериментальной группы выше,  чем у контрольной группы, а силовые показатели пресс и отжимание незначительно ниже чем у контрольной группы.

Исходя из этого надо сделать вывод, что северное многоборье в виду того, что в него входят разные по содержанию и структуре движений виды, развивает многие физические качества: взрывную силу, координацию движений, ловкость, гибкость, выносливость, быстроту.    При этом укрепляются не только все группы мышц тела спортсмена, но и приходит умение мыслить, анализировать и концентрироваться для достижения цели, закладывается характер, укрепляется воля, ибо только сильная воля может привести к победе над собой и соперниками.

Опубликован на сайте infourok.ruhttps://infourok.ru/severnoe-mnogobore-kak-odin-iz-sposobov-v-fizicheskom-vospitanii-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta-2330365.html

Директор                             ________________________ /      Афонская Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного открытого мероприятия на тему "Якутская национальная культура"

Внеклассное мероприятие на тему ;Якутская национальная культура". Здесь Вы познакомитель с материальной культурой якутског народа, прочитаете стихи якутских писателей и в целом, хотя и кратко будете и...

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

Сочинение-эссе "Якутские прыжки для младших школьников в условиях введения ФГОС"

В соответсвии в общецелевой установкой развития физических способностей учащихся и особенностями природно-климатической зоны расположения школы, обучение младших школьников якутским прыжкам стало моим...

Сценарий соревнования по якутским национальным настольным играм

В старину у якутских детей совсем не было игрушек. Взрослые мало внимания уделяли своим детям, подрастая, дети рано начинали помогать родителям и работали наравне со взрослыми. Только в долгие зимние ...

Технологическая карта урока по физической культуре "Якутские национальные прыжки", 8 класс

Технологическая карта урока по физической культуре "Национальные прыжки", 8 классУчитель: Собакин Павел Дмитриевич, мастер спорта по национальным прыжкам, учитель физической культуры Чурапчи...

Якутская национальная борьба «Хапсагай»

Курсовая работа содежит материалы по:- становление якутской борьбы хапсагай- борьба хапсагай как компонент физической культуры и как национальный вид спорта- развитие якутской национальной борьбы хапс...

Методическое пособие по изготовлению интерьерной куклы в якутской национальной одежде

Пособие разработано для учащихся среднего звена. В материале даны: список необходимых материалов, детали кроя куклы и одежды для нее, инструктаж ТБ, технологическая последовательность изготовления кук...