статья: Особенности работы тренера-преподавателя по лёгкой атлетике с группами 1-3 года обучения, с учетом оздоровительной направленности.
статья по физкультуре

Глазев Александр Николаевич

В статье рассмотрены основные моменты  сохранения и укрепления здоровья  в работе тренера-преподавателя по легкой атлетике при подготовке юных легкоатлетов, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы тренера-преподавателя по лёгкой атлетике с группами 1-3 года обучения, с учетом оздоровительной направленности. (из опыта работы Глазева А.Н.)

 В последние годы мне пришлось работать с группой детей раннего возраста – это начальные классы 1-3 год обучения. Работа с данной  группой обучения в корне отличается от тренировки взрослых спортсменов. Это основополагающий принцип, который необходимо всегда помнить и учитывать молодым коллегам.  Заботясь о здоровье, ни в коем случае не стараюсь гнаться за высокими результатами. К этим ребятам я не применяю быстродействующие средства и методы, используемые в тренировке  более подготовленных спортсменов. Наоборот, обучение технике проходит монотонно и неинтересно, подробно останавливаясь на мелких деталях. Но чем увлечь ребят? Даю игровые приемы, каждую тренировку заканчиваю спортивными играми, чаще всего применяю любимый детьми футбол или игры с элементами футбола и др.

 Забота о сохранении здоровья -это правильно построенный тренировочный процесс  с учётом возрастных особенностей и основных закономерностей развития детского организма. С этой группой я использую кратковременные скоростно-силовые упражнения, которые они  хорошо переносят.  Так как, у детей интенсивно растут скелет и мускулатура, но идёт отставание сердечно-сосудистой (СС) и дыхательной систем (ДС). Костно-мышечная система находится в активном росте, она ещё формируется, кости  хрупкие, мышцы еще слабые. Дети часто отвлекаются, им свойственна высокая эмоциональность – это происходит в следствии  формирования психических процессов организма, таких как устойчивость внимания, памяти, находящихся в стадии развития и недостаточно сформированных в этот период развития.

 Следует помнить, что статические усилия сопровождаются быстрым утомлением, поэтому статических упражнений даю меньше.   Не даю больших по объёму нагрузок, т.к. это  может  приводить к высоким энергозатратам, и как следствие повлечь за собой  отставание в росте, общую его задержку .

Когда занимаемся прыжками, учу и строго слежу, чтобы дети избегали резких толчков во время приземления, неравномерных нагрузок на правую и левую ноги, общих больших перегрузок.  Если приземляться резко -  это может вызывать смещение костей таза, неправильное их сочленение, привести к плоскостопию, нарушению осанки. Ограничена у детей и способность работать «в долг». При мышечной нагрузке наблюдается большая напряжённость функций СС и ДС, высокая кислородная стоимость работы. Всё это  надо обязательно помнить и необходимо учитывать в работе с детьми.

   Дети  8-9 лет тренируются 3-4 раза в неделю по 1.5 часа. В этом возрасте почти всё время приходится на закладку фундамента разносторонней подготовки, развития физических качеств, необходимых для узкой специализации в будущем. Можно развивать почти все качества и обучать всем движениям, необходимо освоить так называемую «школу движений», предлагая спортсмену различные варианты выполнения упражнений. Всё это будет служить залогом дальнейших успехов спортсмена и позволит избежать спада или застоя результатов.

Основными средствами на этом этапе подготовки являются бег, прыжки, метания, а так же элементы борьбы, гимнастики, спортивные и подвижные игры, умелое сочетание занятий в зале и на воздухе. Чем моложе атлеты, тем разностороннее должны быть средства подготовки.

   В младшем школьном возрасте развитие одного качества положительно влияет на рост показателей других физических качеств (т.е. развивая быстроту и силу, мы повышаем скоростно-силовые качества). Я  исключаю в этом возрасте «острые» специализированные упражнения (спрыгивания, штанга, бег на время в большом объёме), которые приводят к резкому повышению результатов, но в дальнейшем становятся малоэффективными, не дают необходимых сдвигов в организме.  Устраиваю небольшие соревнования, мотивирую детей, придумывая новые движения.  Тем самым добиваюсь, чтобы ребята набирались двигательного опыта.  Как правило, имея за плечами большой запас двигательного опыта, новичок в дальнейшем быстро овладевает спортивной техникой, т.к. в каждом движении встречаются ранее известные или похожие элементы.

  Еще один важный момент, на который я обращаю внимание ,– нельзя долго «засиживаться» на выполнении упражнения, т.к. автоматизация  в ранний период подготовки отрицательно сказывается в дальнейшем. Лучше идти путём развития координации. Для этого  даю  упражнения в необычных условиях, с изменением исходного положения, со сменой способов выполнения, отталкиваясь левой и правой ногой, с правой и левой стороны, прыжки с места спиной вперёд, боком, выполнение упражнений в фазе полёта и т.д.

   При развитии физических качеств и навыков юных атлетов рекомендуются следующие методы: равномерный, повторный, круговой, игровой и соревновательный, метод контрольных упражнений.

   В отличие от взрослых спортсменов в основе тренировки детей должна лежать игра. Любую тренировку или большую её часть превратить в игру не просто, но возможно, и это поддерживает интерес к легкоатлетическим занятиям.       Например, нудный длительный бег можно сделать интересным, продумав занятие, по которому  меняются ведущие, препятствия, направление, скорость и характер бега. А укреплять основные группы мышц лучше не посредством однообразного повторения одного и того же упражнения, а с помощью эстафет. Например, в наклоне перекатываем мяч клюшкой или ракеткой – это упражнение хорошо выполнять для  укрепления мышц спины. Для укрепления мышц ног можно выйти кататься на роликах или героскутерах (сейчас это модно) – дети даже не заметят, как преодолеют большую работу, и на следующий день у них будут слегка болеть ноги.  Укреплять стопу можно  также катанием на роликах. Раньше это бы были коньки…., и где это возможно, можно с успехом использовать. С этой же целью использую ребристые доски и различные самодельные дорожки, наполненные галькой, песком, щепой и т.п. Тренировки не должны повторяться, иначе они наскучат, необходимо огромное разнообразие, высокая эмоциональность.

Применение соревновательного метода позволяет приучить детей к соперничеству, воспитывает силу воли, трудолюбие, характер. Соревноваться можно в любом виде: в прыжках, в беге, в метаниях – кто больше попадёт в цель, кто дальше пройдёт на руках, подтянется большее количество раз. Опыт показывает, что тренировки- соревнования это самые эмоциональные занятия, очень любимы ребятами. Это помогает поддерживать интерес к занятиям легкой атлетикой, очень мотивирует.

  Чтобы повысить эффективность тренировочного процесса, необходимо учитывать  периоды, когда прирост физических качеств происходит особенно интенсивно. Специфически направленное воздействие в этот период вызывает стойкий  функциональный сдвиг, влияет на морфологию организма юного легкоатлет. Здесь принцип «не навреди» особенно актуален.  Тренеру необходимо тщательно продумывать педагогический инструментарий тренировочного процесса.

  Наиболее эффективными средствами развития быстроты являются подвижные и спортивные игры, эстафеты, быстрый бег (в небольших объёмах), прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов, и вообще все упражнения, выполняемые в быстром темпе. Выполнять упражнения на быстроту нужно в начале основной части занятий, когда организм не утомлён. Упражнения скоростно-силового характера даются часто, но понемногу, с чередованием активного отдыха. Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять весьма осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического характера. Упражнения на силу должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживание. У детей отстают в развитии мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног. Целенаправленно на эти группы мышц можно воздействовать с помощью круговой тренировки.

 В заключении хочу сказать, если тренер будет подходить к своей работе  ответственно за здоровье будущего спортсмена,   грамотно  и творчески, будут расти результаты, будет и взаимное удовлетворение тренера и учеников от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы тренера-преподавателя Сучковой О.А. на 2016-2020гг.

Как я планирую свою работы на 5 лет вперед в ракурсе присвоения мне 1 квалификационной категории....

План- конспект тренировки по лёгкой атлетике в группе начальной подготовки 3 года обучения

План- конспект учебно- тренировочного занятия по лёгкой атлетике в группе начальной подготовки 3 года обучения , продолжительнось 2 учебных часа. Тема занятия : " развитие скоростно- силовых спос...

Статья "Особенности работы объединений художественной направленности в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения."

Статья рассматривает возможности, пути и способы работы объединений художественной направленности в условиях дистанционного обучения....

«Особенности работы с группой 1-го года обучения в студии электроакустической музыки «АккСи+»

Опыт работы с группой 1-го года обучения в студии «АккСи+» и  формированию детского коллектива в системе дополнительного образования....