Методический материал
методическая разработка по физкультуре (6 класс)

Фомин Евгений Владимирович

Подготовка учащихся к выполнению норм ГТО через занятия физической культуры

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся к выполнению норм ГТО через занятия физической культуры Фомин Е.В., у читель физической культуры, МАОУ СОШ № 2 г. Ишима

Слайд 2

Основная цель концепции – совершенствование физических качеств учащихся и формирование ЗОЖ на занятиях физической культуры посредством внедрения комплекса ГТО.

Слайд 3

З адачи: 1. Проанализировать научно-методические предпосылки использования основных принципов ГТО во время проведения занятий физической культуры и обобщить опыт работы по данной проблеме. 2. Отобрать и апробировать методики, необходимые для внедрения норм ГТО на занятиях физической культуры. 3. Оценить результативность применения данных методов на занятиях физической культуры. 4. Сформировать у школьников осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.

Слайд 5

Методы физического воспитания Специфические Общепедагогические Игровой Методы строго регламентированного упражнения Соревновательный Методы обучения двигательным действиям Методы воспитания физических качеств Целостно-конструктивного упражнения Расчлененно-конструктивного упражнения Сопряженного воздействия Методы переменного упражнения Методы стандартного упражнения

Слайд 6

Сравнительная таблица нормативов ГТО и школьной программы для III ступени (детей 11-12 лет), учащихся 5 класса Испытания Нормативы ГТО 3 ступень (11-12 лет) (знак) золотой /бронза Школьные нормативы (оценка) отлично/удовлетворительно Подъем туловища за 1 мин из положения лежа, раз 46 / 32 35 / 20 Прыжки в длину с места, см 180 / 150 170 / 135 Челночный бег 3*10м, с 7,9 / 9,0 8,3 / 11,3 Бег 1500 метров, с 6:50 / 8:20 7:30 / 9:30

Слайд 7

Методы физического воспитания Специфические Общепедагогические Игровой Методы строго регламентированного упражнения Соревновательный Методы обучения двигательным действиям Методы воспитания физических качеств Целостно-конструктивного упражнения Расчлененно-конструктивного упражнения Сопряженного воздействия Методы переменного упражнения Методы стандартного упражнения

Слайд 8

Таблица результативности участия в сдаче норм ГТО учащихся за 2 года Параметры 2016 2017 Количество получивших, значки ГТО золото серебро бронза 2 2 1 8 13 2 итого 5 23 Количество участников участвующих в выполнении норм ГТО 3 ступень 4 ступень 5 ступень 24 11 14 35 28 15 итого 49 78



Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к выполнению норм ГТО через занятия

физической культуры

Сегодня первоочередной задачей образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в спорте, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях,  испытывающей потребности в здоровом образе жизни. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить подростка правильно организовывать свой режим дня и привить любовь к занятиям спортом, то есть сформировать у учащихся желание поддерживать себя в отличной физической форме и умение самореализовываться  и адаптироваться в современной жизни.

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.

Современное общество требует от системы образования формирования личности, успешной в личной, профессиональной и общественной жизни, обладающей рядом ключевых личностных компетенций, таких как, самосовершенствование, здоровьесбережение. 

Следует сказать, что последнее десятилетие отмечено повышенным беспокойством правительства, ученых, спортивных педагогов относительно  состояния здоровья населения. Особенно это относится к подрастающему поколению – школьникам. На сегодняшний день в России лишь 10% детей 3-7 лет являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группы здоровья).

Ученые отмечают, что неудачно организованное школьное образование по физической культуре играет отрицательную роль, как в укреплении здоровья, так и в  процессе развития физических качеств учащихся. Основной задачей современного общества является воспитание физически здоровой личности.

По моему мнению, одним из наиболее важных условий достижения результатов школьниками, является правильно организованная образовательная деятельность в области физической культуры. В основе закономерности образовательной деятельности лежит управление работоспособностью организма учеников и, в частности, создание предпосылок приобретения и сохранения оптимальной спортивной формы.

Проблема здоровья и пути его сохранения являются объектом изучения педагогов и психологов (В. К. Бальсевич, 1994; Г. П. Богданов, 2004; М. Я. Виленский 2006; Л. И. Лубышева, 2010). Разработка и апробация образовательных программ для учащейся молодежи с основами здорового образа жизни стали особенно актуальны в последнее десятилетие (М. М. Борисов, 2012; Н. А. Евстратова, 2002; В. О. Морозова, 2008; Л. Г. Качан, 2013 и др. ).

Одним из способов вовлечения в занятия спортом учащихся и повышения уровня их физической подготовки является внедрение методик в занятия физической культуры к выполнению норм ГТО.

Комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации,  устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.

 Однако полагаю, что проблема, связанная с формированием основ здорового образа жизни школьников и вопросов физической подготовки с помощью физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» изучена недостаточно. Все выше перечисленное определило тему моего исследования. Я предположил, что если в учебном процессе активно использовать подготовку к выполнению норм комплекса ГТО, то у школьников будет возникать потребность в осознанных систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.

Основная цель работы в рамках данной концепции – совершенствование  физических качеств учащихся и формирование ЗОЖ на занятиях физической культуры посредством внедрения комплекса ГТО.

Для достижения поставленной цели я обозначил для себя следующие задачи:

  1. Проанализировать  научно-методические предпосылки использования основных принципов ГТО во время проведения занятий физической культуры и обобщить опыт работы по данной проблеме.

2. Отобрать и апробировать методики, необходимые для внедрения норм ГТО на занятиях физической культуры.

3. Оценить результативность применения данных методов на занятиях физической культуры.

4. Сформировать у  школьников осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.

Новизна опыта состоит  в комбинировании и адаптации различных методов и приемов внедрения принципов ГТО на занятиях физической культуры. А также  положительной мотивации, к увеличению двигательной активности учащихся через желание улучшить свои результаты при выполнении норм ГТО.

ГТО — это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников. Сегодня, после 23 лет забвения ГТО возвращается в школы, в высшие учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции качества показателя успеваемости.

Цели и задачи ГТО перекликаются с целями и задачами, которые я поставил перед собой.

Всего, можно выделить две главные задачи ГТО- повышение общего уровня здоровья и создание определенной прослойки в обществе, ведущей здоровый образ жизни. 

Своими принципами ГТО мотивирует учащихся на занятия физической культуры. Четкая система нормативов создает соревновательность. Подростки, стараются превзойти сразу трех соперников – во- первых, своих товарищей, участников соревнований, во-вторых нормативы, указанные в таблице, для того, чтобы получить значок. И в- третьих, свои собственные результаты. Система ГТО является мощным стимулом для занятий спортом. Нормативы ГТО развивают все группы мышц, увеличивают выносливость, скоростно-силовые качества, силу, меткость, волевые качества.

Для успешного внедрения в уроки физической культуры подготовку учащихся к сдаче нормативов ГТО, я изучил различные методы организации и проведения урока физической культуры (приложение 1). Все методы делятся на специфические  и общепедагогические (словесный, наглядный). С помощью специфических методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. 

К специфическим методам относятся:

- методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее);

- метод игровой;

- соревновательный метод.

Типичными разновидностями метода строго регламентированного упражнения являются:

- метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей отдельных действий с последующим соединением их в необходимое целое;

- метод разучивания в целом предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения;

- метод принудительно-облегчающего разучивания допускает относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи.

В практике физического воспитания целостный и расчлененный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и, в заключение, возвращаются к целостному выполнению.

Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр  физического воспитания. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания.

Соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании. Признаками соревновательного метода являются следующее:

  1. Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.
  2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
  3. Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки.

Игровой метод заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Существует группа методов воспитания физических качеств, к которым относятся:

Методы стандартного упражнения, которые  в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым.

Методы переменного упражненияЭти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Результативность методов во многом определяется их соответствием  возрасту учащихся.

Использование этих методов позволяет на уроке:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития у учащихся;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

При проведении анализа школьной программы по физической культуре, требований к учащимся, к выполнению школьных нормативов и при сопоставлении данных с требованиями нормативов ГТО выяснилась следующая картина.

До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

В ходе исследования мною применялись следующие тесты по определению физической подготовленности школьников:

- бег 60 м(сек.);

- прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), фиксируется лучший результат из трех попыток;

- поднимание туловища за одну минуту (количество раз);

- метание мяча на дальность (150 г);

Привожу пример данного анализа для 3 ступени (детей 11-12 лет), для учащихся 5 класса.

Испытания

Нормативы ГТО

3 ступень (11-12 лет)

(знак)

золотой /бронза

Школьные нормативы

(оценка)

                            отлично/удовлетворительно

Подъем туловища за 1 мин
из положения лежа,
 раз

46/32

35/20

Прыжки в длину с места, см

180/150

170/135

Челночный бег 3*10м, с

7,9/9,0

8,3/11,3

Бег 1500 метров, с

6:50/8:20

7:30/9:30

Сравнительные таблицы были мною составлены для 4, 5 ступеней учащихся (приложение 2).

Из таблицы видно, что школьные нормативы на оценку удовлетворительно и отлично ниже соответствующих знаков золото, бронза испытаний ГТО. Ученик, сдавший школьный норматив на хорошо и отлично, гарантированно получит серебряный или бронзовый знак ГТО. Испытания на золотой значок ГТО выше школьной программы. Следовательно, что бы выполнить данный норматив надо помимо уроков физической культуры заниматься дополнительно во внеурочное время. Нормативы школьной программы соответствующего возраста и пола ниже предлагаемых нормативных результатов испытаний ГТО.

Приведу примеры практического использования  методов физического воспитания.

На уроке 5 класса по теме «Разучивание челночного бега» использую соревновательный метод. Даю учащимся следующее задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а так же способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться своих личных результатов.

Соревновательный метод чаще представлен на занятиях в форме эстафеты, полосе препятствия.

Столь же часто используется круговой метод. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнение на пресс, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз.

Распространенным в мой практике является метод разучивания по частям. В 6 классе по теме «Подтягивание из виса на высокой перекладине», вычленяя какой-то элемент из сложного упражнения (например, подтягивание), мы создаем физическое упражнение, которое в приведенном примере будет являться подводящим для данного способа. Подводящие упражнение – вис или подтягивание с помощью шведской стенки, используются для облегчения усвоения целостного движения. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия.

Метод разучивания в целом применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. Наиболее приемлемым упражнением является сгибание разгибание рук в упоре лежа для учащихся 5 класса, упражнения на пресс, передача мяча, стайерский бег.

Игровой метод повышает эмоциональный накал на уроке, мотивирует учащихся на результат. Мною используются игры, где может участвовать группа детей или весь класс целиком. Например, на уроках по изучению легкой атлетики организую игры «Вызов номеров», «Мячом в цель», «Волк во рву», «Охотники и утки». При изучении гимнастики использую «Запрещенное движение», «Карлики и великаны» (приложение 3).

Эффективность подготовки учащихся к тестированию комплекса ГТО через занятия физической культуры можно оценить по результатам моей работы представленной в таблице.

Параметры

2016

2017

Количество получивших, значки ГТО

золото

серебро

бронза

2

2

1

8

13

2

                               итого

5

23

Количество участников участвующих в выполнении норм ГТО

3 ступень

4 ступень

5 ступень

24

11

14

35

28

15

                                  итого

49

78

К выполнению нормативов Комплекса ГТО были допущены учащиеся, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно. Наблюдается положительная динамика не только в увеличении количества желающих участвовать в выполнении испытаний норм ГТО, но и их выполнении на высокие результаты.

Система ГТО являлась мощным стимулом для занятий физической культурой и спортом. Подготовка к выполнению нормативов развивает все группы мышц, увеличивает выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал.

Можно сделать вывод, что внедрение и реализация нормативов комплекса ГТО в общеобразовательных школах может послужить плацдармом не только для благоприятного повышения общей физической подготовленности учащихся и улучшения здоровья населения России, но и толчком к строительству материально – технических баз по всей территории нашей страны.

Моё мнение таково, самыми лучшими уроками становятся те, на которых ученики самостоятельно стараются повысить свой уровень физической подготовки, добиваются желаемого результата, не останавливаются на достигнутом, а поднимают «планку» выше. Тем самым, укрепляя своё здоровье.

Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения физического совершенствования, духовности, веком нравственного расцвета, веком души и сердца, а не холодного разума.

Список литературы:

  1. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24 марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 3. – С. 34.
  2. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации// Администратор образования. – 2014. – № 14. – С. 2226.
  3. Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): приказ от 29 августа 2014 г., № 739 / Министерство спорта Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 11. – С. 6770.
  4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для учителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Лях В. И. Методика физического воспитания учащихся: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2000
  6. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001
  7. Курашвили В. А., Журнал «Вестник спортивных инноваций», Выпуск: 46 (46) 2013, 02 мая 2013.
  8. Ефремова Н. Г., Цуркан А., СкомороховаИ. О. Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации // 21 Молодой ученый.—2014.—№21.—С. 725-726.
  9.  [электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. — URL: http://ria.ru/analytics/20130315/927493555.html.
  10. Сергей Петухов. [электронный ресурс] — Режим доступа: свободный.

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне_СССР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал

методическая разработка для классного руководителя...

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...