Исторический обзор развития идеи интервальной тренировки в спорте.
учебно-методический материал по физкультуре

Межевич Александра Александровна

Точное создание интервального метода не установлено, хотя многие специалисты отмечают, что он появился в Германии перед  второй мировой войной. Первым спортсменом, который тренировался на основе интервального метода тренировки, был Рудольф Харбиг. В 1939 году Р.Харбиг удивил спортивный мир, показав невероятные по тем временам результаты в беге на 400 м – 46,0 и 800м – 1,46,6. Установленный им мировой рекорд на 800м продержался в таблице более 25 лет. Тренер Харбига Вальдерман Гершлер, несколько лет спустя, разработал методику тренировки, которую назвал контрольно-интервальным методом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исторический обзор развития идеи интервальной тренировки в спорте.

        Точное создание интервального метода не установлено, хотя многие специалисты отмечают, что он появился в Германии перед  второй мировой войной. Первым спортсменом, который тренировался на основе интервального метода тренировки, был Рудольф Харбиг. В 1939 году Р.Харбиг удивил спортивный мир, показав невероятные по тем временам результаты в беге на 400 м – 46,0 и 800м – 1,46,6. Установленный им мировой рекорд на 800м продержался в таблице более 25 лет. Тренер Харбига Вальдерман Гершлер, несколько лет спустя, разработал методику тренировки, которую назвал контрольно-интервальным методом. (Фатьянов И.А., 2009г.)

        В.Гершлер понял, что в шведской системе фартлека отсутствуют показатели – время пробегания, длина тренировочного отрезка и интервал отдыха между отрезками. Исходя из этого, он начал тщательно контролировать длину отрезка и время его пробегания, интервал и форму отдыха, количество повторений.  

 В. Гершлер, профессор института физического воспитания Фрейбурского университета, в содружестве с доктором Гербертом Ренделлом положили начало научным исследованиям интервальной тренировки.

Интервальный метод тренировки стал популярным среди тренеров по бегу, а последующий триумф выдающихся бегунов мира Куца и Э. Затопека сделал его основным методом в подготовке бегунов. (Волков)

Главным и существенным по тем моментом в тренировке Затопека было выполнение громадных по тем временам объемов интенсивной тренировочной работы, которые невозможно было освоить при других методах тренировки. Интервальный бег Затопек использовал в качестве основного средства подготовки на протяжении всего сезона.(Волков). Представители разных видов спорта в разных странах пытались, каждый в своих условиях, апробировать и применить интервальную тренировку «по Затопеку».

Всеобщее увлечение интервальной тренировкой, стимулированное успехами Э. Затопека, привело в пятидесятые годы к появлению большого числа научных исследований, в котоорых предпринимались попытки вскрыть механизмы тренирующего воздействия этого метода (1960-1962 научные  работы). (Волков)

В Германии научная группа профессора Х. Райнделя из Фрайбургского университета вместе с Гершлером провела обширное исследование на большом контингенте испытуемых в целях изучения кардиологических и респираторных реакций спортсменов в ответ на интервальную работу, схожую с той, которую использовал в своей подготовке Эмиль Затопек. В результате исследований немецкие физиологи предложили тренировку по определенному правилу, которая получила название «интервальная тренировка на пульсе 180» или « интервальная тренировка по фрайбургскому правилу».

        В Швеции Эрик Христенсен вместе с сотрудниками кафедры физилогии Стольгольмского института гимнастики и спорта, провел исследование газообмена и метаболических сдвигов в крови спортсменов при интервальной тренировке с различным соотношением работы и отдыха.  Результаты шведских физиологов привели в последующие годы к разработке и внедрению в практику той особой формы интервальной тренировки на коротких отрезках, которая получила название «миоглобинной интервальной тренировки», обычно применяемой в целях повышения аэробной производительности при работе.

        Увлечение интервальной тренировкой длилось немногим более одного десятилетия. К середине 60-х годов интерес к ее традиционным видам резко снизился из-за накопившихся в большом количестве фактов об отрицательных последствиях при бесконтрольном и непродуманном применении на протяжении длительных периодов подготовки

        В начале 60-х годов больших успехов в плавании на короткие дистанции добились австралийские спортсмены. Они умело использовали в своей подготовке не применявшуюся в плавании ранее особую форму интервальной тренировки на очень коротких отрезках дистанции, получившую название интервального спринта. Справедливости ради, следует отметить, что на другом континенте, в США, аналогичная форма интервальной работы издавна использовалась в подготовке бегунов-спринтеров и приносила хорошие результаты. Украинский тренер В.В. Петровский на основе своих собственных исследований, а также научных и практических результатов своих коллег в этой легкоатлетической дисциплине создал и успешно применил при подготовке чемпиона Мюнхенской Олимпиады 1972 года В. Борзова систему тренировки, в основе которой был положен интервальный бег на коротких дистанциях в полной мере соответствующий нынешним определениям «интервального спринта».

        В тоже время немецкие и советские специалисты стали уделять большое внимание разработке и внедрению в практику различных видов спорта интервальной тренировки на длинных отрезках, оказывающей преимущественное воздействие на развитие анаэробных гликолитических качеств спортсмена. В практике подготовки советских спортсменов из всех вариантов интервальной тренировки наибольшее применение получила серийная интервальная тренировка с одинаковыми или постепенно укорачивающимися паузами отдыха.

В практике немецких спортсменов наибольшей популярностью среди известных вариантов тренировки этой направленности использовался вариант «анаэробной интервальной тренировки на длинных отрезках»

В скандинавских странах сходные варианты интервальной работа, связанной со значительным исчерпанием гликолитических ресурсов в работающих мышцах и с предельным накоплением молочной кислоты, получили название «гликолитической формы интервальной тренировки».

В системе подготовки новозеландских бегунов, развитой А. Лидьярдом, периоду применения интервальной тренировки на длинные отрезках в условиях стадиона предшествовал период применения переменного бега по холмам и длительная «марафонская» тренировка. Сходную по своем построению систему тренировки использовали ведущие голландские тренеры конькобежцев. В работе ведущих тренеров ГДР, подготовивших немало выдающихся спортсменов в беговых видах легкой атлетики, плавании, гребле, скоростном беге на коньках и велосипедном спорте, также использовались строго определенные сочетания интервальной тренировки с другими тренировочными средствами, направленными на развитие выносливости, что, как известно, принесло им большие успехи на международных соревнованиях по этим видам спорта.

        В 70-е и 80-е годы основное направление в научных исследованиях по проблеме интервальной тренировки получили вопросы оценки кумулятивного воздействия различных ее форм, применявшихся на протяжении длительных промежутков времени или в сочетании с другими средствами и методами тренировки. Стали проводиться также работы по изучению эффективности отдельных форм интервальной тренировки, применявшихся одновременно со специальными эргогеническими средствами.

В последние годы различные формы интервальной тренировки стали широко применяться в практике оздоровительной физической культуры и превентивной медицины. Начало этому направлению было положено в Германии работами профессора Х. Райкделя с сопр. (1961, 1962). Существенный вклад в развитие данного направления внесли работы проф. В. Смодлака (1963,1964), начатые им в Югославии и успешно продолженные в США, где он возглавил отдел реабилитации госпиталя в Сиракузах, близ Нью-Йорка. Применение интервальной тренировки оказалось весьма эффективным при реабилитации и лечении различного рода сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, метаболических и эндокринных расстройств, врожденнх деффектов опорно-двигательного аппарата и т.п. В последнее время в ряде стран стали практиковаться различные формы сочетания интервальной трнеировки с прерывистой гипоксической гипоксией и иными методами активного физиоллогического тренинга, что существенно расширяет и углубляет возможности ее терапевтического и реабилитационного воздействия ( Волков Н.И., Карецкая, Коваленко, Смирнов,1994,Иорданская, Архаров, Дмитриев, Меринова,1967, Мищенко, Волков Н.И.1987).

Однако в большинстве своем сказанные работы не дают ответа на кардинальный вопрос: как добиться желаемого тренировочного эффекта путем направленного регламентирования параметров работы и отдыха в интервальной тренировке? В конечном счете тренеры и преподаватели физической культуры заинтерисованы не столько в расширении фронта научных исследований по проблемам интервальной тренировки путем включения в него новых, мало исследованных вариантов данного метода и все большего числа изучаемых показателей, сколько в точных рекомендациях о необходимых дозировках параметров упражнений и отдыха для достижения необходимой степени воздействия на тренируемую функцию или физическое качество спортсмена.  (поиск путей практического применения, достижение необходимого тренировочного эффекта и ускорения адаптации в процессе спортивной тренировки).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по адаптивной физкультуре:Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки.

Конспект урока написан для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: ДЦП, спастическая диплегия, самостоятельно передвигающиеся. В разделе урока "Теоретические сведения" используется компью...

Краткий исторический обзор эволюции клавишных инструментов от органа до современных синтезаторов.

Иллюстрации к учебному занятию в рамках программы предметапо выбору «Мой синтезатор. Начальный курс» в двух частях(для обучающихся фортепианного отделения, отделения общего инструмента; возраст от 9 л...

Олимпийские игры: исторический обзор

"Олимпийские игры: исторический обзор". Классный час....

электив в 9 классе "Исторические обзоры в курсе физики"

электив по данной  теме  помогает  полнее раскрыть  достижения и вклад  русских ученых  в  науку....

Методическая разработка открытоого классного часа на тему: "Олимпийские игры. Исторический обзор"

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей школ и техникумов.В ней дан план классного часа, краткий конспект и фото материалы....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10– Х КЛАССОВ «Развитие силы интервальным методом тренировки».

Научить учащихся интервальному методу тренировки для развития силы.Способствовать развитию специальной и скоростно-силовой выносливости применяя интервальный метод....

Мастер -класс "Методы проведения интервальной тренировки в аэробике"

Цель занятия: Довести до присутствующих и продемонстрировать  методы и приемы проведения интервальной  тренировкиЗадачи занятия:1.      Довести до присутствующих пон...