электив в 9 классе "Исторические обзоры в курсе физики"
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Жукова  Галина  Григорьевна

электив по данной  теме  помогает  полнее раскрыть  достижения и вклад  русских ученых  в  науку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_9_klass_word_7.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  Ромашкинская    средняя общеобразовательная школа Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

Элективный курс  « Исторические обзоры в курсе физики»

( 9класс)

 

                                                                 Выполнила: Жукова Галина Григорьевна                                                                    

                                                                  учитель физики , высшей    

                                                                  квалификационной категории.      

                                                                  Педагогический стаж работы- 39 лет.

                                                                 Почтовый адрес: 404330 х. Антонов,

                                                                 Ул. Комсомольская №11

                                                                   Октябрьского района Волгоградской об.

                                                                 

Программа   элективного   курса  по теме: « Исторические обзоры в курсе физики»

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач является формирование у школьников научного мировоззрения. Но его нельзя сформировать, знакомя учащихся только с отдельными явлениями, законами, открытиями. Учащиеся должны получать представление о движущих силах развития самой науки, о причинах появления тех или иных научных трудов, о причинах изменения воззрений и методов познания

Ознакомление школьников с историей физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные понятия , законы физики в их развитии.

Преодоление противоречий является главной движущей силой развития любой науки. Очень важно, чтобы учащиеся имели возможность проследить, как  рушатся старые представления и понятия, ломается сам метод мышления учёных, коренным образом изменяется их взгляд на мир, понять сущность научной революции, как скачка в мышлении.

Создать у учащихся правильное представление о процессе познания окружающего мира и законах развития науки можно используя исторический подход при изложении материала. Особенно способствует развитию диалектического миропонимания и через него диалектического мышления построение изучаемой темы в исторической последовательности.

Данный курс предусматривает не только знакомство учащихся с историей развития физики как науки, но и со взглядами, жизнью и творчеством выдающихся физиков - личностей ярких и одержимых, различных по характеру и судьбе, но всегда преданных своему делу. На занятиях приводятся легенды, парадоксальные случаи и острые ситуации, много места уделяется оценке открытий одних ученых другими. Большое внимание уделяется развитию физики в России и мире. Изучение данного курса окажет положительное влияние на усвоение школьной программы по физике.

При изучении данного курса учащиеся не только приобретают дополнительные знания, но и развивают свои информационные и коммуникативные умения: они самостоятельно приобретают знания из разных источников (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и т.д.), учатся критически оценивать полученную информацию, кратко излагать суть вопроса, выслушивать другие мнения и обсуждать их.

Курс выполняет следующие функции: дополняет содержание базового курса физики, при изучении  данного элективного  курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания,  критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами знаний могут быть семинары и практические занятия. Темы  предстоящих семинаров объявляются заранее, и каждому ученику предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. На  семинарских занятиях целесообразно выступление школьников, подготовивших демонстрационный эксперимент. Иллюстрирующий те опыты, которые были проведены учеными- физиками. Вклад,  которых рассматривается на занятии.   Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания,  таким образом, курс является предметно-ориентированным.

Цель курса: показать физику, как целостную науку о фундаментальных свойствах материального мира, создать у учащихся правильное представление о процессе познания окружающего мира и законах развития науки.

Задачи курса:

  • на основе исторического подхода, показать диалектическое развитие физики, как науки (в отличие от метафизического изложения курса физики в учебнике);
  • показать «борьбу» теорий и роль противоречий в развитии науки;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных   источников информации, в  том числе средств современных информационных технологий;
  • дать представление о выдающихся учёных-физиках, как о реальных людях с интересной, часто трудной судьбой;
  • познакомить учащихся с широко известными трудами великих учёных (Демокрита, Л. Кара, Аристотеля, Г. Галилея, И. Ньютона, М.В. Ломоносова  и др.);
  • привить учащимся интерес к физической науке;
  • углубить знания о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытия различных  физических процессов и явлений.

Продолжительность курса 17 часов.

Форма проведения занятий: Ведущими формами занятий могут быть семинары и презентации.  Изложение отдельных вопросов возможно в виде лекций и театрализованных сценок (диалоги между учёными, отстаивание учёными своих теорий, например, Ньютон и Гюйгенс).

Ожидаемыми результатами элективных  занятий являются:

  • получение  представлений о вкладе ученых  мира в развитие физики,  методах научного познания природы и современной физической картины мира;
  • развитие познавательных интересов , интеллектуальных, творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения знаний, анализа и оценки информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта поиска нужной информации по заданной  теме, составления рефератов и устных докладов.

                                             СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

  1. Экскурсы в историю  механики. ( 5 часов)

*Открытие  законов свободного падения. Представления о свободном падении тел Аристотеля. Галилей и его  исследования  равноускоренного движения.  Г. Галилей       « Диалоги о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой»

* История открытия законов  Ньютона. Его работа « Математические начала натуральной философии».  О движении тел. Биография великого Ньютона.

* История открытия закона всемирного тяготения.  Предыстория  проблемы тяготения – Декарт.  Кеплер, Галилей, Галлей – вклад ученых в формулировку закона  всемирного тяготения. Ньютон и его  обобщения. А также  трактат « Предположения о движениях»

* История открытия закона сохранения количества  движения. Декарт и его труд             « Начало философии.»  Вклад  Лейбница и Ньютона .

* История установления закона сохранения и превращения энергии. Возникновение идеи вечности движения и материи в античной науке. Филосовофско-теоретическое

обоснование в работах Р. Майера. Экспериментальное обоснование закона  в работах Д.П. Джоуля.  Математическое обоснование закона и его применение к анализу немеханических явлений в работах Г Гельмгольца.

Экскурсы  в молекулярную  теорию. (  5 часов)

  • Возникновение атомистической догадки в античной науке. Исследования  М.В. Ломоносова по молекулярной физике.
  • История формирования понятий давления. Температуры, количества теплоты.

Лукреций Кара «О природе вещей» Торричелли, Вивиани, Галилей. Паскаль,  Герике, - основоположники  понятия давления.  Роль ученых Цельсия, Карно, Томсона, Перрена. Максвелла, Больцмана, Ферми их в   вклад в развитие  молекулярной физики.

*История открытия законов термодинамики. Проекты  вечных  двигателей. Сади Карно « Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу». Р. Майер, эксперименты Джоуля и его работа « О тепловом эффекте магнитоэлектричества и механической величине тепла».

Экскурсы в историю  электродинамики  ( 5 часов)

      Закон Кулона – фундаментальный  закон  природы.

  • История изучения постоянного  тока. Л. Гальвани, А. Вольт их опыты и открытия в области  электричества.  Начало  электрохимии.   Электрическая  дуга и телеграф
  • История  закона  Ома и его  работа « Определение закона проводимости контактного электричества металлами».  
  • История  открытия явления электромагнитной индукции. Фарадей. Максвелл.
  • Открытие электромагнитных волн и подтверждение электромагнитной теории света.  Работы  Максвелла  и Герца. Изобретение радио  А. Поповым.

Обобщающая конференция. (2 часа )

Организация и проведение аттестации учащихся.

Наиболее подходящей для  элективных занятий может быть зачетная форма оценки достижений учащихся на основе выступления на семинарах. Посвященных жизни и деятельности великих ученых. И результатов самостоятельного выполнения экспериментальных заданий.

Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставить. Например, по таким критериям:

  • Не менее одного выступления с докладом на семинарах;
  • Выполнение не менее одного индивидуального экспериментального задания.

Предлагаемые критерии оценки работ учащихся на элективных курсах не являются обязательными. Учитель может устанавливать другие критерии на основе своего опыта и с учетом состава класса.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Материалы к уроку:

           Гален, Диоген, Платон, Цицерон об учении Демокрита.

  1. Тит Лукреций Кар – «О природе вещей».
  2. Аристотель – «Физика», «О небе».
  3. Г. Галилей – «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».
  4. И Ньютон – «Математические начала натуральной философии».
  5. М.В. Ломоносов – «Размышления о причине теплоты и холода».
  6. Документальный фильм «Никола Тесла».

Литература для учителя и учащихся:

  1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. - М.:«Просвещение», 1986.
  2. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М: «Просвещение», 1982.
  3. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 1981.
  4. Пономарёв Л.И. Под знаком кванта. - М.: «Наука», 1989.
  5. Спасский Б.И. Хрестоматия по физике. – М.: «Просвещение», 1982.
  6. Самин Д.К. Сто великих ученых. – М.: «Педагогика», 2002.
  7. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Москва. Просвещение. 1983.
  8. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. - М.: «Просвещение», 1990.
  9. Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. - Киев: «Наукова думка», 1977.
  10. Энциклопедический словарь юного физика. - М., «Педагогика», 2002.

Компьютерная поддержка курсов.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  1. Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический аспект в курсе физики

Методическая разработка....

Краткий исторический обзор эволюции клавишных инструментов от органа до современных синтезаторов.

Иллюстрации к учебному занятию в рамках программы предметапо выбору «Мой синтезатор. Начальный курс» в двух частях(для обучающихся фортепианного отделения, отделения общего инструмента; возраст от 9 л...

Олимпийские игры: исторический обзор

"Олимпийские игры: исторический обзор". Классный час....

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Методическая разработка открытоого классного часа на тему: "Олимпийские игры. Исторический обзор"

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей школ и техникумов.В ней дан план классного часа, краткий конспект и фото материалы....

Исторический обзор развития идеи интервальной тренировки в спорте.

Точное создание интервального метода не установлено, хотя многие специалисты отмечают, что он появился в Германии перед  второй мировой войной. Первым спортсменом, который тренировался на основе ...

Обзор дистанционного курса повышения квалификации на тему: «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде»

Представляю вашему вниманию обзор дистанционного курса повышения квалификации на тему: «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде», где рассмотрены основные особенности англоязычно...