Исторический обзор создания учебных лингвистических словарей
статья по русскому языку (6 класс)

Андреева Валентина Тимофеевна

В статье приводятся конкретные факты о возникновении лингвистических словарей с 1933 г, причины возникновения лингвистических словарей, значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исторический обзор создания учебных лингвистических словарей

        В методике русского языка последнего десятилетия мы можем наблюдать активное обращение  исследователей к разработке методических систем, направленных на  результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной учебной информации, а сформированные у обучающихся основных типов компетенций.

        Современные условия обучения обучающихся русскому языку особенно делают актуальным обращение к таким средствам обучения, которые в комплексе способны обеспечить формирование и развитие теоретических знаний, практических и языковых умений и владение учебными способами работы с языковым материалом. Только такое единство формирует и совершенствует способности учащихся, лежащих в основе выделенных ФГОС по русскому языку типов компетенций. Поэтому обращение к одному из учебных средств обучения – лингвистическому словарю – неслучайно. Учебный словарь является средством изучения системы русского языка, а лексикографическая компетенция отражает способности обучающихся в поиске и отборе лексикографической информации, необходимой для решения разных вопросов, возникающих не только по русскому языку, но и по другим предметам. На сегодняшний день в методике обучении русскому языку данная проблема почти не освещена, все внимание как теоретиков, так и практиков, в основном, направлено на словарную работу, предполагающую методику работы только с лексико-фразеологическим и нормативными словарями, да и то от случая к случаю.

        Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания, накопленные обществом на протяжении веков, они служат целями описания и нормализации языка, содействуют повышению правильности и выразительности речи его носителей.  Объектом описания лингвистических языковых словарей являются языковые единицы, которые характеризуются с разных сторон в зависимости от целей, объема, задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления, истории языка и т.д. Основным назначением учебных словарей является обучение языку школьников, осваивающих родной язык как учебную дисциплину. Цели словарных пособий определяют критерии отбора материала и принципы составления подобных словарей.

        Появление учебных словарей в обучении русскому языку относят к началу XX в. И связано это с тем, что советская школа к 20-30 годам приступила  к осуществлению единых правил орфографии и пунктуации. Унификация правописных правил, норм орфоэпии потребовали для практики школы подготовку узконаправленных учебных словарей.

        Первый школьный словарь вышел в 1933 г. Под редакцией Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова под названием  «Орфографический словарь по русскому языку для школьников», который в дальнейшем регулярно переиздавался.

        Через тридцать лет в 1963 г. появляется «Школьный словообразовательный словарь»

З. А. Потихи под редакцией С. Г. Бархударова, его разработка и издание было обусловлено методической необходимостью.

        Через несколько лет выходит в свет (первый выпуск 1976 г., переиздан в 1985 г.) «Грамматико-орфографический словарь» А. В. Текучева и Б.Т. Панова. Словарь был универсальным и удобным, так как в нем совмещалось несколько словарей. В нем можно было получить справки разного характера: орфографические, орфоэпические, словообразовательные, относительно морфемного строения, а также толкование тех слов, которые не совсем понятны обучающимся.

        В 1978 г. Появился «Школьный словообразовательный словарь по русскому языку» А. Н. Тихонова, который впервые соответствовал своему названию «словообразовательный», до этого времени не существовало такого типа словаря для школы. В 1985 г. был переиздан.

        Первый «Школьный фразеологический словарь русского языка» под редакцией

В. П. Жукова вышел в 1980 г.. Он сразу же стал популярным среди учителей и учащихся, так как считался надежным учебно-справочным пособием, которое помогало овладеть фразеологическим богатством русского языка. Тираж издания был небольшой и не мог удовлетворить потребности школы, поэтому в 1990 г. выходит в свет 2-е переработанное массовое издание.

        В 1980 г. создан «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, в течение нескольких лет он неоднократно переиздавался.

«Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской,

Г. П. Световой под редакцией Ф.П. Филина был издан в 1981 г..Его разработка связана с тем, что словарь адресован исключительно учащимся средней школы и увязан со школьной программой по русскому языку. В нем даны грамматические пометы, показано морфологическое членение слов на основу и окончание, приведены чередования согласных в грамматических парадигмах.

        Появление «Школьного словаря иностранных слов» под общей редакцией

В. В. Иванова, вышедшего в 1983 г. отвечал запросам времени: была настоятельная необходимость в словарях такого типа. В 1990 г. появляется второе издание, вызванное не только нехваткой такого рода справочника, но и изменениями, происшедшими в лексической системе русского языка  за последние годы, особенно в области заимствования новых слов и активации уже существующих в языке.

        Создание «Школьного топонимического словаря» Е.М. Поспеловым (1988 г.) объясняется популяризацией знаний о географических названиях среди школьников и юношества.

        В 1995 г. Выходит в свет «Школьный орфографический словарь русского языка» под редакцией М. Т. Баранова – словарь нового типа. Пособие нацелено на преодоление орфографических ошибок, часто встречающихся в работах учащихся.

        В 1996 г. Появляется «Школьный словарь устаревших слов русского языка»

Р. П. Рогожниковой, Т.С. Карской, где приведены сведения об устаревших словах русского языка, используемые в произведениях отечественных писателей XVIII-XX вв., входивших в круг чтения учащихся.

        В 1997 г. Л. П. Крысин выпускает «Школьный словарь иностранных слов», который отличается от подобных словарей отбором лексики, встречающейся в речевой практике школьника, содержание грамматических помет, сведениями о сферах употребления и стилистическими пометами.

        Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что появление одиннадцати учебный словарей на протяжении предыдущего столетия было обусловлено настоятельной необходимостью школьной практик, изменениями в самой системе языка, а также развитием лексикографии, которая активно стала развивать новое направление - учебную лексикологию.

Проектная работа представляет собой следующий план:всего часов в 6 классе  - 204 часа

Раздел «Повторение изученного в 5 классе» тема «Морфемный анализ слова» «Школьный словообразовательный словарь», где обучающимся нужно проанализировать словарную статью (заглавное слово, постоянные признаки слова, лексическое значение слова, зона словообразовательного анализа, зона морфемного анализа, часть речи, контекст, словообразовательное толкование, словообразовательная цепочка, непостоянные признаки).

Тема «Лексический анализ слова»  - анализ словарной статьи (постановка ударения, изменение слова, род, толкование лексического значения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий исторический обзор эволюции клавишных инструментов от органа до современных синтезаторов.

Иллюстрации к учебному занятию в рамках программы предметапо выбору «Мой синтезатор. Начальный курс» в двух частях(для обучающихся фортепианного отделения, отделения общего инструмента; возраст от 9 л...

Олимпийские игры: исторический обзор

"Олимпийские игры: исторический обзор". Классный час....

электив в 9 классе "Исторические обзоры в курсе физики"

электив по данной  теме  помогает  полнее раскрыть  достижения и вклад  русских ученых  в  науку....

Методическая разработка открытоого классного часа на тему: "Олимпийские игры. Исторический обзор"

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей школ и техникумов.В ней дан план классного часа, краткий конспект и фото материалы....

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....

Исторический обзор развития идеи интервальной тренировки в спорте.

Точное создание интервального метода не установлено, хотя многие специалисты отмечают, что он появился в Германии перед  второй мировой войной. Первым спортсменом, который тренировался на основе ...