Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой
статья по физкультуре

Симбирцева Лариса Борисовна

В данном докладе я попытаюсь выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению своего здоровья. 
В разделе «Система работы педагога» дана краткая теоретическая подоплёка методической системы, в последующих разделах – как эта система работает на практике и как она себя оправдывает, т. е. какие результаты приносит. В заключительной части доклада даны выводы и перспективы профессионального развития. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мотивации к сознательным занятиям

физической культурой


В данном докладе я попытаюсь выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению своего здоровья. 
В разделе «Система работы педагога» дана краткая теоретическая подоплёка методической системы, в последующих разделах – как эта система работает на практике и как она себя оправдывает, т. е. какие результаты приносит. В заключительной части доклада даны выводы и перспективы профессионального развития. 

Введение
Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью.

Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса. 
И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры?

  1. Потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся.
  2.  В какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры.
  3.  Недостаточная материальная база.
  4.  Непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся.
  5. Много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой.
  6. Государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении.

Этот ряд можно продолжать довольно долго. 
В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении некомпетентного педагога.
Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей. 

Система работы педагога
Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определила идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры. 

Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:
1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться. 
2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов: опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации (что знает ученик, как он умеет учиться,  как умеет ставить и реализовывать цели).  У каждого ученика есть  уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и помочь увидеть  перспективы, резервы её развития. 
3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:
средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи).
Средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы, организация спортивно- массовых мероприятий).
4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, конкретная тема.
5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности. 
Известно, что существуют мотивы внешние и мотивы внутренние. К первым относят такие как стремление получить хорошую отметку, боязнь наказания за плохую учёбу и поведение, нежелание «огорчить» учителя и т. п. Внутренние мотивы являются мотивами более высокого уровня и подразумевают такое состояние самосознания человека, когда его не нужно убеждать в необходимости выполняемых действий. Применительно к занятиям физической культурой это означает, что ученик осознаёт важность и необходимость этих занятий и настроен на максимально качественную работу на уроке, тренировке, соревнованиях, мероприятиях и т. д. Именно такие мотивы я и имею в виду, когда говорю о главной идее своей методической системы. 
Как это происходит на практике
Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:
1) наблюдение
2) беседа
3) анкетирование

4) привлечение к участию в соревнованиях.
При обработке результатов наблюдения используется специальная таблица (по А. К. Марковой). При анкетировании используется «Тест мотивации при занятиях на уроках физической культуры». Рамки доклада и обширность таблицы и теста не позволяют воспроизвести их здесь. Обработка результатов диагностики даёт возможность применять личностно-ориентированный подход на уроке. Стараюсь на уроке чётко определять цели и задачи и, при необходимости, объяснять выбор задач, чтобы ученик не механически выполнял двигательные действия, а понимал логику структуры урока. Большую помощь для развития мотивации работы на уроке оказывает применение 20-балльной системы оценки, заимствованной из программы И. И. Должикова. Эта система позволяет шире дифференцировать оценки, полученные на уроке, и дополнительно стимулирует хорошо подготовленных учеников. Происходит это из-за того, что последним при пятибалльной системе оценки порой не нужно «напрягаться» при выполнении тестов и контрольных нормативов, что, конечно же, не сказывается положительно на их дальнейшем развитии. При градации отметки «отлично» от 15 до 20 баллов есть резерв для роста, так как для получения 19 или 20 баллов нужно показывать достаточно высокие результаты. Ещё одним преимуществом данной системы оценки является то, что ученик, имеющий средний уровень развития большинства физических качеств, но обладающий одним или двумя качествами на высоком уровне, может сделать своеобразный «запас» в оценках и иметь хорошие оценки за четверть или год. 
Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка 10 физкультурно-массовых мероприятий, многие из которых традиционны уже несколько лет и проводятся в определённые дни (9 сентября - День здоровья; 7 апреля - День бега; 9 мая - Подвигу прадедов посвящается - спортивное многоборье среди старшеклассников; к 23 февраля универсальный марафон, спортивные соревнования вместе с родителями, 19 апреля - единый день ГТО, конец июня –   Сурхарбан по линии депутата НХ РБ Баданова М. А. и др.).
При школе функционирует физкультурный актив, составленный из учащихся 5-11 классов, в обязанности которого входит не только помощь в проведении разного рода мероприятий, но и оказание шефской помощи старшеклассниками младшим, ребятами- спортсменами – слабоподготовленным. 
В своей деятельности мы не замыкаемся в своём тесном школьном кругу, а активно сотрудничаем с родителями  (Советом отцов школы, жителями микрорайона). Многие учащиеся школы  являются членами сборных команд по футболу, волейболу, аэробики, лёгкой атлетике, тхэквондо, боксу, лыжным гонкам и т.д.)  Честь выступать за сборную школы, города  или Республики придаёт им дополнительный стимул в занятиях физкультурой и спортом. Видя такие результаты своих детей, родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и материально. 
Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом. Немного ниже приведены показатели, аргументирующие выбор целей и методов педагогической системы, а в качестве субъективного показателя хотелось бы привести отношение бывших учеников к здоровому образу жизни. Многие из них, и будучи студентами, и уже закончив учебные заведения, на каникулах, после работы, приходят на стадион или в спортивный зал и занимаются, показывая тем самым пример подрастающему поколению. Поэтому неслучаен, наверное, тот факт, что за последние три года спортивные факультеты разных учебных заведений окончило пять человек. В настоящее время на базе школы работают восемь спортивных секций.

За последние три года среди выпускников 11 классов 25 учеников  выполнили норматив золотого значка ГТО, 22 учеников выполнили норматив серебряного значка, 2 бронзового.
      Анализ данных даёт представление о том, что наша школа имеет стабильно хорошие результаты городского и республиканского уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы моей методической системы. 
Вместе с тем есть ещё много ресурсов для дальнейшего развития. Оставляет желать лучшего подготовка учащихся начального звена, необходимо заострить на этом внимание. В плане развития самоуправления хотелось бы видеть больше инициативы от самих учащихся. Одним из направлений дальнейшего развития методической системы запланирована предшкольная подготовка, связь с детским садом. 
Заключение
Имея неплохие результаты на сегодняшний день, не стоит расслабляться и останавливаться на достигнутом. Поэтому залог успеха в работе учителя - в постоянном движении вперёд, самосовершенствовании и непрерывной учёбе: на курсах, у коллег и у своих учеников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».

Объект исследования  – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования –  повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Доклад на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"

Доклад по физкультуре на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"...

Развитие мотивации к занятиям физической культурой

СодержаниеВведение1. Физическая культура в системе профессионального образования1.1 Значение физической культуры, как учебной дисциплины1.2 Ценностные ориентации и отношение к физической культуре1.3 О...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)

Конспект урока на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха в 2 классе...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...