Доклад
статья по физкультуре

Юрасов Евгений Анатольевич

Доклад на педагогический совет на тему:

 «Формирование духовно-нравственного воспитания и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_8.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МКСОУ  Починковская СКО школа-интернат VIII вида.

Доклад на педагогический совет на тему:

 «Формирование духовно-нравственного воспитания и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры».

Подготовил: учитель

 физической культуры

Юрасов Е.А.

Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок, от воспитания нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:

  • твердой убежденностью учителя физической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета в целом и каждого урока в отдельности;
  • отчетливого представления учителя в воспитательной направленности всего хода урока и последовательным решением воспитательных задач от его начала до окончания;
  • четким пониманием учителем роли и места в уроке каждой воспитательной задачи;
  • определением оптимального количества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;
  • подбором средств, методов и приемов решения воспитательных задач.

 Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников.

Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.

Итак, физическое воспитание учащихся неразрывно связано с нравственным воспитанием.

Петр Францевич Лесгафт  - врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России, так сформулировал свою основную педагогическую формулу: каждый ребенок может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы условия воспитания.
           В наше время (также как и в предыдущие эпохи) воспитание остается основной педагогической категорией, а нравственное воспитание,  её основным направлением.

Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему занятий и упражнений  с тем, чтобы в них всегда просматривалась нравственная задача. На уроках я часто исхожу из конкретных ситуаций, поступков отдельных учащихся. Педагогу необходимо  научить отличать добро от зла.
          Любую жизненную ситуацию, по моему убеждению, можно сделать воспитывающей, если обратить внимание детей на ее нравственную суть. При анализе реальных ситуаций происходит накопление нравственного опыта детей, ведь жизнь это и есть череда нравственных ситуаций со своими положительными и отрицательными сторонами. Ну а самую большую нравственную практику дает сама школа. Любой школьный урок должн быть связан с нравственными целями. Если во время соревнований школьник упал, испытывает чувство вины, что стал причиной поражения своей команды, то именно его душевное состояние, обстоятельства случившегося становятся темой моего последующего анализа с командой.
Я стараюсь правильно расставить нравственные акценты с тем, чтобы дети осознали: человек не средство достижения победы, а всегда цель и самая большая ценность вне зависимости от своей успешности, физических данных.

Конечно, нравственная работа незрима, не поддается учету и планированию, но является одной из главных задач учителя. В нравственной деятельности результаты другие, для достижения которых требуются не физические (внешние), а внутренние душевные усилия: сдержать свои желания, чтобы не толкнуть соперника в спортивной игре, чтобы не рассмеяться над неудачей своего одноклассника, отказаться от победы, добытой сомнительным путем. Эти результаты отсрочены, они зреют до поры в детских душах и дадут плоды значительно позже.  
          Общаясь с детьми каждый день, педагог учит, поправляет, дает советы, объясняет, доказывает, старается быть достойным примером. Анализируя поступки детей, учитель развивает в них критическое мышление собственных недостатков и умение преодолевать в себе то, что не нравится, веру в силу собственных возможностей. В результате получается, что главной задачей у ребенка становится самосовершенствование как основная жизненная цель, которая заполнит его жизнь и никогда не позволит почувствовать одиночество и пустоту.

Современный урок физической культуры – это, прежде всего такой урок, в котором даются не просто уроки физического развития, или какой-либо комплекс упражнений, а реализуется единая система жизнедеятельности человека, в которой проявляется физическое и нравственное содержание, единство тела и духа, телесного и нравственно-психологического.

Для достижения требуемой результативности уроков физической культуры я      использую передовые методы организации учебного процесса: комплексные уроки, круговую тренировку, применяю  технические средства обучения.

Я считаю, что занятия физической культурой создают исключительные условия для нравственного воспитания учащихся. В играх и упражнениях раскрывается характер ребёнка. Именно здесь развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.

На своих уроках я стимулирую формирование коллективизма как способности к совместным усилиям, направленным на достижение общей цели. Особенно благоприятны  условия для этого в ходе спортивных командных игр.

Формирование морально-волевых качеств неразрывно связано с воспитанием нравственных черт личности. Очень важно воспитывать взаимопомощь. Я   исключаю на уроке  насмешки по отношению к физически слабым одноклассникам,  учу помогать товарищам преодолевать неудачу, содействовать в их стремлении  чуть-чуть подняться над собой.

Воспитание патриотизма проявляется в формировании чувства гордости за успехи своих соотечественников на международных соревнованиях и готовности защищать честь своей школы на соревнованиях.

 В школе действует программа по духовно-нравственному воспитанию, где спортивная внеклассная работа ведется по следующим направлениям:

  1. Школьные спортивные секции.
  2. Внутришкольные соревнования.
  3. Внутришкольные спортивные праздники, Дни здоровья.
  4. Спортивные мероприятия, проводимые ко Дню защитника Отечества и  9 мая.
  5. День Защиты детей, проводимый в школе.
  6. Участие в соревнованиях разного уровня.

 Таким образом, нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. На уроках физической культуры, во внеклассной работе, участии в  соревнованиях формируются положительные черты характера, нравственные качества.  

Если в процессе физического воспитания с детьми школьного возраста систематически влиять на формирование нравственных способностей, то можно получить положительный результат в нравственном воспитании.

Занимаясь с детьми над повышением уровня развития решительности и смелости, разнообразя средства и методы можно получить определённый результат. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку. Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.

На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, сознательно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения.

Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке следующих упражнений: прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.

Вооружая учащихся доступными знаниями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспитанию школьников. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение поручений учителя воспитывает чувство дружбы, товарищества, коллективизма.

Список литературы: нр

  1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2002.й воспитание физическая к
  2. Азбука нравственного воспитания. – М.: Инфра, 2009.
  3. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей школьного возраста. М.: Владос, 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...