Проект по освоению СОТ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
статья по физкультуре

Трифонов Сергей Федорович

Проект для учителей физической культуры для освоения СОТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesbereg_tehnol.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка муниципального района

Хворостянский Самарской области

ПРОЕКТ ПО ОСВОЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ СОТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

       Выполнил:

       Трифонов С.Ф., учитель физической культуры ГБОУ СОШ  с. Хворостянка

2018

ВВЕДЕНИЕ

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов современная российская школа должна стать местом формирования здоровья школьников.Личностным результатом освоения основных образовательных программ стало формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Среди предметных результатов освоения образовательных программ есть умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств.

       Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Достижение этой цели обеспечивается решением связанных задач, направленных на:

 - укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

 - обучение жизненно важным умениям и навыкам;

 - развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей;

 - приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

 - воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

 - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 Физическая культура – это система укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены.

В числе новых задач, стоящих сегодня перед учителем физической культуры, - ориентация детей на самостоятельные занятия физическими упражнениями, использование их в целях отдыха, досуга, самосовершенствования, а также овладение умением осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

 Физическое воспитание в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности, системы гуманистического воспитания учащихся. В школе закладываются основы физической культуры подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания:

  •  уроками физической культуры;
  •  внеклассной работой;
  •  внешкольными занятиями;
  •  массовой оздоровительной работой, то есть целым комплексом мероприятий, в процессе проведения которых формируются знания, умения, навыки, составляющие физическую культуру школьника.

 Основная форма занятий – уроки физической культуры, цель которых:

  •  дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями;
  •  способствовать развитию ловкости, силы, быстроты, скорости, выносливости и других физических качеств;
  •  содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей, а также повышению физической и умственной работоспособности;
  •  привить интерес и выработать привычку к регулярным самостоятельным занятиям различными видами физических упражнений оздоровительного характера;
  •  содействовать гармоническому совершенствованию личности учащихся.

Основные требования к уроку физической культуры  в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:

  • Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  • Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  • Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  • Активизация развития всех сфер личности.
  • Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
  • Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
  • Мониторинг качества урока.
  • Использования нестандартных форм обучения.

Комплексная программа по физическому воспитанию школьников имеет оздоровительную направленность. Поэтому роль учителя физической культуры в укреплении здоровья, повышения работоспособности школьников и их правильном физическом развитии очень велика. В этой связи особую важность приобретает чёткое соблюдение учителем основных физиолого-гигиенических условий физического воспитания учащихся, включающих гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом, к спортивной одежде, обуви, личной гигиене; использование в целях укрепления здоровья и закаливания естественных сил природы; активную пропаганду вредного влияния на организм курения и алкоголя; правильную организацию учебных занятий, тренировок; нормирование нагрузок с учётом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В течение ряда лет, с каждым годом стараюсь разнообразить свою работу,  провожу уроки и спортивные мероприятия, как в спортзале, так и на спортивной площадке,  на школьном стадионе.

 Качество процесса обучения обеспечиваю применением подводящих и подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей.

 На уроках физической культуры учитываю в первую очередь – разнообразные подходы в совершенствовании и обогащении двигательного опыта учащихся. Использую уроки по интересам, которые способствуют формированию сознательной активности, самостоятельности, развитию личной инициативы учащихся, стараюсь довести до сознания учащихся ценность физической культуры, как первоосновы физического совершенствования и спортивной специализации. Особое внимание стараюсь уделить таким вопросам, как планомерное содействие развитию динамичной осанки, улучшению показателей выносливости. Для этого использую сочетание различных видов физических упражнений с ходьбой, бегом, прыжками, также размещаю общеразвивающие и специально-развивающие упражнения, что способствует приобщению учащихся к ситуациям спортивного характера, укрепляющих волевую основу осуществления произвольных движений. Учащиеся пишут рефераты на различные темы: «Влияние оздоровительной физической культуры на организм», «Оздоровительный бег», «Здоровый образ жизни», «Самостоятельные занятия физической культурой» и по видам спорта: «Волейбол», «Баскетбол», «Укрепление здоровья» и так далее.

     Исходя из этого, свою работу строю так - ученик должен:

 «знать»- основы физкультурной деятельности, технику двигательных действий, историю развития физической культуры и спорта в России, вопросы Здорового Образа Жизни;

«уметь»- технически правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия по физической культуре, соблюдать правила безопасности при занятиях, оказывать первую медицинскую помощь;

 «демонстрировать» - уровень физической подготовленности; поэтому содержание моих уроков строится по принципу «от общего к частному», и от «частного к конкретному».

Это позволяет обеспечить перевод знаний в практические навыки и умения.

     Для решения задач урока с применением здоровьесберегающих технологий:

  •  развиваю и совершенствую у учащихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
  •  обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта, (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр баскетбол, волейбол);
  •  обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта,
  •  развиваю физические качества учащихся, обучаю способам контроля за состоянием их здоровья (образовательные);
  •  использую оптимальную нагрузку,
  •  провожу инструктаж по технике безопасности,
  •  осуществляю контроль за физическим состоянием учеников,
  •  слежу за моторной плотностью урока;
  •  на теоретических занятиях рассматриваю вопросы валеологии и здорового образа жизни (оздоровительные);
  • воспитываю чувства «локтя» и товарищества на занятиях в группах, командах,
  •  помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;
  •  развиваю волевые качества.

Методы

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение),
  • наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),
  • практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная , индивидуальная работа.

 Приемы

  •  работа в парах, тройках, командах;
  • самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;
  • объяснение;
  • показ;
  • контроль за состоянием здоровья учащихся;
  • способы организации учебной деятельности:
  • фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),
  • групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),
  • индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),
  •  поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).

В урочной деятельности использую:

  • дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учеников);
  • вовлекаю школьников в соревновательную деятельность (включение элементов состязаний при проведении уроков),
  • развиваю самостоятельность (через привлечение учеников к подбору упражнений и проведению разминки),
  • провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок- турнир, урок- конкурс).

   Это позволяет мне, начиная с младших классов, постепенно вовлечь школьников в процесс совершенствования собственных физических возможностей.

     В последние годы вопросы охраны здоровья детей стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе я считаю физическую культуру. Поэтому постоянно работаю над темой самообразования «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе».

   Весь этот процесс положительно повлиял на показатели (результаты) моей деятельности, что подтвердило эффективность избранного инструментария и технологической базы для работы. Все ребята занимаются уроками физической культуры, нет пропусков по неуважительным причинам, значит, у учеников есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой. Они постоянные участники спортивных соревнований школы, района, округа по многим видам спорта баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол, легкая атлетика и т.д.

Физическая культура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это могучий источник молодости и здоровья. Занятия физкультурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, стройным, красивым, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию.

  Я горжусь своими выпускниками и радуюсь их успехам, ведь они продолжают заниматься спортом и в дальнейшем, многие уже сами работают тренерами, преподавателями и строят свои уроки с элементами здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...