Технологическая карта урока физической культуры. Тема "Туризм". 5 класс.
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Каракчиева Татьяна Альбертовна

Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе по теме "Туризм". Урок вводный. Цели на уровне учителя: 

- сформировать у учащихся основы  представления о туризме, туристских путешествиях, как виде активного отдыха, познания мира, окружающей природной среды;

- создать условия для развития физических качеств, необходимых туристу.

Описание целеполагания на уровне предметных, метапредметных результатов обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока физической культуры  «Туризм. Туристические путешествия»  (5 класс)

ФИО учителя: Каракчиева Татьяна Альбертовна

Класс: 5 а  дата: 11.03.2019; № урока по п/п: 74;   № урока в разделе: 1;  № урока по расписанию: 1

Раздел: туризм.

Тема урока: Туристские путешествия.

Место: вводный

Цели урока на уровне учителя:

- сформировать у учащихся основы  представления о туризме, туристских путешествиях, как виде активного отдыха, познания мира, окружающей природной среды;

- создать условия для развития физических качеств, необходимых туристу.

Предметные результаты обучения:

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

1. Термин «Туризм», в широком смысле, а также  конкретно как вид активного отдыха, туристские путешествия и походы.

Туристское снаряжение, личное и групповое (для однодневного и двухдневного похода).

Ориентирование по местным признакам.

2.Физические качества, которые необходимо развивать туристу. Термины  «Физические качества», «сила», «ловкость», «координация», «скоростно-силовые качества», правила и принципы их развития;

Знают и воспроизводят  термины «Туризм», «туристское снаряжение»; используют для решения проблемы объяснения терминов, знания из школьных предметов  «Окружающий мир» (2-4 классы),  «География» (5 класс), собственные представления о путешествиях, групповых выходах на природу термина «Туризм».

Понимают основы туристской подготовки: формулируют  свои мысли  о снаряжении, необходимом для похода выходного дня, а также с возможностью ночёвки. Интерпретируют свои   познания о личном и групповом снаряжении в условия  их применения и эксплуатации. Применяют эти познания конкретно к ситуации «если завтра в поход».

Знают и воспроизводят из программы предмета «Окружающий мир» (2 класс), «География»  (5 класс) способы и правила ориентирования по местным признакам. Видят ошибки и упущения в логике рассуждений о способах ориентирования; оценивают  значимость данных;

Понимают термины; используют понятия и принципы в новых ситуациях и применяют их для решения проблемной ситуации их развития в конкретных практических ситуациях: эстафетах с бегом, прыжками и преодолением препятствий.

Целеполагание на уровне метапредметных результатов обучения

Личностные

Регулятивные

Познавательные УУД

Коммуникативные

общеучебные

логические

постановка

и решение

проблемы

Самоопределение: своё отношение к теме и её значимость  в личной жизни. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в окружающей среде.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Умение демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта устранения эмоциональной напряженности, эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Умение

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

Умение определять свое отношение к природной среде

Умение технически правильно выполнять  физические упражнения  

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развивать мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

использовать компьютерные технологии  для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание  докладов, рефератов, создание презентаций и др. при выполнении Д.З.

Умение

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д)

Умение играть определенную роль в совместной деятельности;

строить позитивные отношения в процессе игровой  деятельности

Дидактические задачи урока:

1. Воспроизвести в памяти знания о туризме. Реформировать эти знания в новый материал, классифицируя понятие «туризм; в широком смысле, туристских путешествиях и турпоходах.  

2. Создать представление о туристском снаряжении, подразделяя его на личное и групповое.

3. Воспроизвести в памяти знания о способах ориентирования по местным признакам.

4. Совершенствовать навыки бега, прыжков, лазания и перелезания.

5. Развивать скоростно-силовые качества посредством эстафеты с преодолением полосы препятствий.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования ЗУН

Учебно-методический комплекс: - доска демонстрационная

                                                             - спортивное оборудование и инвентарь: гимнастические маты, скамейки, гимнастическая стенка,                          скакалки, мячи, обручи, барьер л/а, козел гимн., бревно низкое;

                                                             - дидактический материал: карточки с вопросами, терминами для группового решения проблемы;

         - литература для учащихся: учебник «Окружающий мир» (2 класс) Плешаков, «География» (5   класс)  интернет-сайты

Образовательные педагогические технологии: здоровьесберегающие

Межпредметные связи:  «Окружающий мир» (2 класс), география ( понятие туризма, ориентирование по местным признакам)

Внутрипредметные связи: навыки бега, прыжков, лазания, перелезания, понятие «Физические качества», скоростно-силовые качества)     

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

 (Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

Организованное начало урока (3-5  мин)

Организационный этап

 Знать и выполнять строевые команды.

Р: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Самоорганизация.

 

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Подает строевые команды. Приветствует учащихся.

 Строятся в шеренгу, выполняют строевые команды, приветствуют учителя.

П: проводят самооценку готовности к уроку;

К: планируют  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 

Р: Осуществляют самоконтроль по организации рабочего места

Определение темы, постановка цели и задач урока

Рассматривать физическую культуру как явление культуры; характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; 

Помогает определить тему, цели и задачи урока через наводящие вопросы,

помогая выявить причинно – следственные связи.

Р: определяют тему  и цели урока.

Воспринимают и осмысливают  поставленные задачи;

Л: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Теоретическая часть урока (15 мин.)

Изучение нового материала (содержание)

1. Актуализация знаний.

Постановка проблемы

Умение характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности;

Выработка представлений о туризме, как об одном из компонентов  ЗОЖ и развития гармоничного физического и духовного развития личности.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Акцентирует внимание на актуальность темы, взаимосвязь с другими учебными предметами, и использование в реальной жизни.

П: Воспринимают и осмысливают опорные знания и способы деятельности.

Актуализируют уже имеющиеся знания.

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

К: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 

2. Понятие туризма в широком смысле, а также  конкретно как вид активного отдыха, туристские путешествия и походы.

Туристское снаряжение, (личное и групповое)

Ориентирование по местным признакам.

раскрывать базовые понятия и термины;

классифицировать

виды туризма.  

Умение классифицировать основы туристской подготовки:

Р: Умение анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

П: Умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову «Туризм», определяющие его признаки и свойства;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Умение создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

Умение определять свое отношение к природной среде

К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в окружающей среде.

Учебник «Окружающий мир» (2-4 класс), «География» (5 класс);

 Доска демонстрационная

Проводит опрос по знанию понятий и терминов, познания учащихся в сфере туризма, напоминая материал из предмета «Окружающий мир» начальных классов и «География» (5 класс), раскрывая тему урока.

 Помогает учащимся классифицировать туристское снаряжение на две группы: личное и групповое; помогает составить список снаряжения для похода с ночёвкой.

Помогает учащимся классифицировать способы ориентирования по местным признакам;

Используя демонстрационную доску для графических изображений и рисунков объектов.  

П: Знают и воспроизводят  термины «Туризм», «туристское снаряжение»; используют для решения проблемы объяснения терминов, знания из школьных предметов  «Окружающий мир» (2-4 классы),  «География» (5 класс), собственные представления о путешествиях, групповых выходах на природу .

формулируют  свои мысли  о снаряжении, необходимом для похода выходного дня, а также с возможностью ночёвки. Интерпретируют свои   познания о личном и групповом снаряжении в условия  их применения и эксплуатации. Применяют эти познания конкретно к ситуации «если завтра в поход».

Знают и воспроизводят из программы предмета «Окружающий мир» (2 класс), «География»  (5 класс) способы и правила ориентирования по местным признакам.

Р: Видят ошибки и упущения в логике рассуждений о способах ориентирования; оценивают  значимость данных;

Практическая часть (с повторением теоретического материала).  Эстафеты с бегом и преодолением препятствий (10-12 мин.)

3. Физические качества, необходимые туристу, их развитие в процессе эстафеты с полосой препятствий.  

Умение формулировать понятия «Физическое качество», выделять необходимые физические качества.

Умение использовать понятия и принципы в новых ситуациях и применять их для решения проблемной ситуации их развития в  конкретных практических ситуациях

 

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств

П: Понимать термины, выделять нужные для практической деятельности;

Умение технически правильно выполнять  физические упражнения  

Р:  Умение технически правильно выполнять  физические упражнения  

 К: Умение играть определенную роль в совместной деятельности;

строить позитивные отношения в процессе игровой  деятельности

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Скамейки гимнастические; маты гимн., стенка гимн., бревно гимн., козёл гимн., скакалки, обручи, барьер л/а, мячи.

Проводит опрос с целью проверки знания и понимания темы «Физические качества».

Делит класс на 3-4 колонны.

Организует проведение разминки основных групп мышц.  

Организует эстафету с преодолением полосы препятствий.

П: Понимают термины; используют понятия и принципы в новых ситуациях и применяют их для решения проблемной ситуации их развития в  конкретных практических ситуациях: эстафетах с бегом,  прыжками и преодолением препятствий

Р:  демонстрируют приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта устранения эмоциональной напряженности, эффекта активизации;

К: организуют учебное взаимодействие в группе; строить позитивные отношения в процессе игровой  деятельности.

Обобщение и закрепление нового материала (3-5 мин.)

1.Уборка снарядов и инвентаря

Умение правильно переносить  снаряды.

Р. Восстановить пульс, дыхание после эстафеты;

Организует сбор инвентаря.

Убирают инвентарь.

2. Обобщение  темы урока.

Примерные вопросы в карточке:

-Смысл слова туризм?

- личное туристское снаряжение;

- групповое туристское снаряжение;

-Опишите принцип ориентирования по солнцу;

-С какой стороны у муравейника склон более пологий?

-Опишите способ ориентирования по кронам деревьев.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности

Р: умение осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе выполнения и обоснование способов их исправления

К: сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

П: Определить смысл поставленной на уроке задачи.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей

Карточки с вопросами, терминами для группового решения проблемы

Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся.

П: В группах по 5-6 чел. отвечают на вопросы в карточке

К: сотрудничают на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Р: осуществляют контроль за ответом других, выявляют  допущенные ошибки.

Диагностика результатов обучения (2-3 мин.)

Рефлексия

На полу находятся обручи. Каждый должен выбрать свой цвет обруча и стать напротив понравившегося обруча:

красный - очень понравился урок;

желтый - хочу еще прийти;

зеленый  - не понравилось на уроке.

 

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление  здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

 П: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов;

К: сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

 Р: Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей.

Умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

 Обручи: красный, зелёный, жёлтый.

 Подводит итоги урока. Предлагает сделать самооценку деятельности учащихся.

Предлагает определить проблему, цели и задачи на следующий урок.  

 Р: Делают взаимооценку деятельности одноклассников на уроке. Анализируют ошибки и определяют способы устранения.

П: Предлагают своё видение целей и задач следующего урока.

Организация домашнего задания (3 мин)

Организованный конец урока

 Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

 Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

П: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов

 

 Подводит итоги урока, подаёт строевые команды.

Даёт домашнее задание на выбор: рисунок, конспект,

доклад по теме пройденного урока.

Предлагает подсчитать пульс.  

 Строятся в шеренгу, слушают учителя, выполняют строевые команды на месте.

Р: По команде учителя проводят подсчёт ЧСС и сравнивают её с нормой. умение осуществлять контроль за своим состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры 9 класс

План-конспект урока по физической культурев 9 классе на тему: «Баскетбол» Цель: формирование и развитие двигательных навыков у учащихся.Задачи урока:  Образовательные:1. Совершенствование те...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол

Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол...

Технологическая карта урока физической культуры 8 класс. Волейбол.

Технологическая карта к уроку физической культуры в 8 классе по разделу волейбол. Целью урока является: совершенствование техники верхней передачи мяча. Описываются разнообразные виды физических упраж...

Технологическая карта урока физической культуры 2 класс

Технологическая карта урока " Метание теннисного мяча в цель"....

Технологическая карта урока физическая культура 5 класс

Технологическая карта урока физическая культура 5 класс, лыжная подготовка...

Технологическая карта урока физической культуры 2 класс

Технологическая карта урока физической культуры 2 классЦель урока: Совершенствовать выполнение элементов технических приемов в баскетболе....