Отношения П. Ф. Лесгафта к занятиям физической культуре в школе.
методическая разработка по физкультуре

Коршаков Павел Владимирович

Петр Францевич Лесгафт -  биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный деятель России.

Другими словами, величайший человек, автор огромного количества работ, которые внесли огромнейший вклад в развитие науки. Труды  Петра Францевича Лесгафта в области анатомии, антропологии и педагогике позволили людям продвинуться в изучении данных наук и глубже окунуться во всю суть необыкновенного изучаемого материала.

Петр Францевич Лесгафт много времени уделял таким аспектам, как – семейное и физическое воспитание.

Данная работа посвящена рассмотрению отношения Петра Францевича Лесгафта к занятиям физической культуре в школе. Также необходимо, благодаря книгам Петра Францевича – понять, как в XIX веке относились к физическому воспитанию в целом и есть ли отличия с нынешними особенностями физического воспитания в школьном возрасте.

Высокая актуальность данного исследования обуславливается тем, что изучая мнение П.Ф. Лесгафта о ФК в школе, можно понять важность роли физического воспитания в 19 веке, сравнить с настоящим временем и понять, чего не хватало в развитии ФК в те времена. Проанализировав ошибки былых времен, понять, чего не хватает для полноценного физического воспитания сейчас, тем самым решив данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_korshakov_p.v.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:


ВВЕДЕНИЕ

Петр Францевич Лесгафт -  биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный деятель России.

Другими словами, величайший человек, автор огромного количества работ, которые внесли огромнейший вклад в развитие науки. Труды  Петра Францевича Лесгафта в области анатомии, антропологии и педагогике позволили людям продвинуться в изучении данных наук и глубже окунуться во всю суть необыкновенного изучаемого материала.

Петр Францевич Лесгафт много времени уделял таким аспектам, как – семейное и физическое воспитание.

Данная работа посвящена рассмотрению отношения Петра Францевича Лесгафта к занятиям физической культуре в школе. Также необходимо, благодаря книгам Петра Францевича – понять, как в XIX веке относились к физическому воспитанию в целом и есть ли отличия с нынешними особенностями физического воспитания в школьном возрасте.

Высокая актуальность данного исследования обуславливается тем, что изучая мнение П.Ф. Лесгафта о ФК в школе, можно понять важность роли физического воспитания в 19 веке, сравнить с настоящим временем и понять, чего не хватало в развитии ФК в те времена. Проанализировав ошибки былых времен, понять, чего не хватает для полноценного физического воспитания сейчас, тем самым решив данную проблему.

Цель работы – изучить мнение Петра Францевича Лесгафта о физической культуре в школе.

Задачи, решаемые в данном исследовании:

  1. Ознакомиться с биографией Петра Францевича Лесгафта;
  2. На основании научной литературы, написанной П.Ф. Лесгафтом, рассмотреть задачи физического развития в школе.
  3. Изучить теоритический материал о физическом воспитании П.Ф. Лесгафта, на основании чего, понять способы выполнения задач физического образования.
  4. Рассмотреть методику физических упражнений и вывести конечное общее мнение П.Ф. Лесгафта о занятиях физической культурой в школе.

Для решения поставленных задач планируется произвести обзор научной литературы по теме исследования.

В данном случае, под методом обзора научной литературы подразумевается изучение различных научных изданий и других работ Петра Францевича Лесгафта.

В ходе написания курсовой работы были использованы литературные источники написанные такими авторами как: Касьяненко В.Г., Экономов Л.А., Шабунин А.В., Таймазов В.А., Эрасси Н.И., Шахвердов Г.Г., и соответственно П.Ф. Лесгафт.

Новизна данной работы заключается в попытке изучения мнения  одного из величайших деятелей науки, улучшения имеющихся и разработке новых средств и методов физического воспитания детей в школьном возрасте.

Результаты курсовой работы могут быть использованы в качестве методического материала для проведения теоретических занятий по теме "История Физической Культуры".

В соответствии с решением поставленных задач работа состоит из основной части (введения, одной главы, заключения, списка литературы).



ГЛАВА 1. Теоретические ОСНОВЫ п.ф лесгафта о физиеском воспитании

  1. Биография Петра Францевича Лесгафта

Петр Францевич Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в Санкт-Петербурге.

Отец его был ювелиром, потомком немецких ремесленников переселившихся в Россию по призыву Екатерины II. Строгая лютеранская семья прививала детям аккуратность, трудолюбие и добросовестность.

В 1856 году П.Ф. Лесгафт поступил в Медико-Хирургическую академию, которую окончил в 1861 году с серебрянной медалью. Вся жизнь академии была под сильным влияние Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафт называл его своим “учителем жизни”.

На первом курсе лекции по химии читал Н.Н. Зинин. Он сразу обратил внимание на студента П.Ф. Лесгафта и сделал его своим ассистентом. По мере углубления знакомства Н.Н. Зинин стал называть Лесгафта своим будущим преемником в науке. Но на втором курсе начались занятия по анатомии. Вел их профессор Венцеслав Леопольдович Грубер. В свое время Н.И. Пирогов согласился читать в академии хирургию, при условии, что анатомию будет преподавать бывший тогда профессором Венского университита В.Л.Грубер. Грубер принял приглашение и создал свою кафедру в академии. Его фанатическая преданность анатомии покорила молодого П.Ф. Лесгафта, который сказал друзьям “Я на всю жизнь выбираю анатомию”. Завязалась крепка на всю жизнь дружба между П.Ф. Лесгафтом и Грубером. Но в науке их пути скоро разошлись. Лесгафт очень быстро освоил технику анатомирования, и ему стало тесно в узких рамках описательной анатомии. Он говорил, что анатомией следует заниматься только для того, чтобы глубже изучить человеческий организм, найти закономерности его развития, причины отклонений от нормы и разработать методику формирования из каждого человека красивой и мудрой личности. Так возник замысел создания новой науки о человеке – “Теоретической анатомии”.

В 1861 году начались выпускные экзамены, до них дошли лишь 140 человек из 254 поступивших в 1856 году. По тогдашним правилам экзамены проводились одновременно на степень лекаря и на звание уездного врача. Степень лекаря требовала удовлетворительных оценок по 24 предметам. На звание уездного врача – отдельно удовлетворительные отметки по судебной медицине, медицинской полиции, токсикологии и эпизоотии. П.Ф. Лесгафт с честью выдержал все экзамены, получив 10 июня 1861 года степень лекаря и звание уездного врача. 18 июня состоялся торжественный акт, во время которого молодому врачу вручили диплом на латинском языке об окончании им академии с серебряной медалью. Академия была закончена, но лишь немногие из выпускников нашли работу в Военно-медицинском ведомстве. Не хватало вакансий и в гражданском ведомстве, поэтому новоиспечённым лекарям было назначено ежемесячное пособие и предоставлена возможность проявить себя в роли вольнопрактикующих врачей. По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре практической анатомии в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, руководил практическими занятиями студентов 2-го курса, читал лекции по анатомии студентам Медико-хирургической академии, преподавал анатомию и хирургию слушателям Военно-фельдшерской школы. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал препаровочную. В ней он пропадал всё своё свободное время, исследуя анатомию мышечных слоёв промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации.

В начале 1862 года П.Ф. Лесгафт получил степень доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 года приказом по Военному ведомству о чинах гражданских Пётр Лесгафт был назначен внештатным ординатором без денежного содержания во 2-й Военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение давало возможность Лесгафту свободно распоряжаться своим временем, и он много трудился над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлёкся антропологией, изучал строение черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом за границу, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекциями черепов.

29 мая 1865 года П.Ф. Лесгафт блестяще защитил диссертацию "Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных" на степень доктора медицины. «Диссертация его есть одна из лучших, которые когда-либо появлялись в Медико-хирургической академии», - писал Грубер. – Она основывается на огромном числе исследований и составлена с большой точностью и любовью к научной истине». К этому времени П.Ф. Лесгафт был уже как полгода женат на Елизавете Андреевне Юргенс. Вместе с ней он отпраздновал свой успех. 1 января 1866 года у молодых родился сын Борис. В этом же году Пётр Францевич был определён на должность ордината при глазном отделении в том же госпитале. Это, наконец, давало ему постоянный заработок. Приобщаясь к офтальмологии, он заинтересовался заболеванием органа зрения – слезоточивостью. Проведя множество исследований, он нашёл ответ на вопрос, занимавший врачей-окулистов, и 1 декабря 1866 года выступил на заседании русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влияние её на механизм всасывания слёз». Новая работа П.Ф. Лесгафта поразила глубиной и убедительностью исследования, он был избран членом Общества русских врачей. Вскоре за усердную службу П.Ф. Лесгафт был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени. Весной 1868 года, по ходатайству В.Л. Грубера, Лесгафт, уже признанный всеми как один из лучших анатомов Петербурга, получил место прозектора анатомии, оставаясь одновременно ординатором в госпитале. В том же году П.Ф. Лесгафт получил степень доктора хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения». Его анатомическая техника, преподавательские способности и появившиеся в печати научные труды обратили на себя внимание руководителей медицинского факультета Казанского университета, и 11 сентября 1868 года он был приглашён туда и утверждён девятью голосами против одного экстраординарным профессором физиологической анатомии.

24 октября 1871 года, оставив жену и сына в Казани, Лесгафт выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую ему могли предложить – частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию. Он начинает посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты. П.Ф. Лесгафт пишет большую статью по антропологии «Задача антропологии и метод её изучения», которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на ещё новую отрасль знания. Он писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Зимой 1871-1872 годов он делал ещё первые шаги на этом пути, прославившем затем его имя. Неопределённость положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 года он был принят младшим чиновником при Медицинском департаменте, а летом того же года направлен на борьбу с холерой в Киевскую, а затем в Могилёвскую губернию. Лесгафт справился с порученным делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей соблюдать правила гигиены.

В январе 1897 года П.Ф. Лесгафт подал в отставку и ушёл из университета, а в 1899 году он ставит свою подпись под «Протестом 99-ти». Его передовые взгляды, поездки за границу – всё это сыграло свою роль в том, что Лесгафту запретили читать лекции и выслали на жительство в Териоки. Ему пришлось оставить и курсы, и Биологическую лабораторию. В мае 1901 года Лесгафт пишет прошение на имя царя, но получает отказ. Но и в Териоках он продолжает работу.

Весной 1909 года после длительных хлопот открылись Естественно-Исторические курсы, и П.Ф. Лесгафт с радостью согласился предоставить для курсов помещение в Биологической лаборатории, а с сентября начал читать на них анатомию. Он был по-прежнему бодр духом, но здоровье стало сдавать. В октябре П.Ф. Лесгафт простудился и заболел, болезнь дала осложнение на почки. Совет Биологической лаборатории освободил его от руководства лабораторией, а врачи настойчиво рекомендовали сухой жаркий климат и санаторное лечение. Уже 13 ноября П.Ф. Лесгафт прибыл в Египет, в Гелуан, где находился санаторий, которым руководил русский врач Рабинович. Санаторий Рабиновича имел серные ванны, массаж и хороший уход, для лечения были использованы все известные средства, но состояние П.Ф. Лесгафта быстро ухудшалось.

Последние 9 дней жизни Лесгафт был уже без сознания. В субботу вечером, 28 ноября (11 декабря) 1909 года сердце его остановилось.

В 1919 году на базе курсов, основанных Лесгафтом, был открыт Государственный институт физического образования (ныне – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья) имени П.Ф. Лесгафта.


  1. Задачи физического развития в школе.

Петр Францевич Лесгафт в своих книгах писал – “Самое существенно требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, - это чтобы они понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты права воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной”.

Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.

Задача школы состоит в содействии выяснению значения личности человека и в ограничении произвола его действий. Последняя задача принадлежит физическому образованию, она тесно связана с задачею умственного. Наблюдая за человеком, можно убедиться, что все его развитие состоит в сознательном разъединении получаемых впечатлений и вызванных ими действий и в сравнении их между собою. Первым способом человек знакомится с окружающим миром, а также с существующими в его организме движениями, иначе говоря, он набирает знания и знакомится с приемами. Эти знания и приемы человек в состоянии воспроизводить только в таком виде и такой форме, в какой он их усвоил, творческое видоизменение их при одном восприятии невозможно. Вторым способом он приучается оценивать свои представления, ибо всякая оценка возможно только на основании сравнения.

В организме человека можно различать органы растительной жизни и органы, проявляющие активные силы. Первые, в главных своих частях, непарны, они имеют исключительно экономическое значение, и отправления их сопровождаются мало разъединенными чувствованиями. Вторые органы все парные, здесь можно различать: органы проявляющие физические силы, и органы, проявляющие умственные силы. Динамические законы, лежащие в основании их деятельности, у них общие, как те , так и другие могут проявлять свою деятельность только соответственно силам, действующим на них извне. Для мышечных органов этой внешней силою будет сопротивление почвы, без чего никакая активная мышечная работа невозможна, а для органом сознательной деятельности такое же значение имеют внешние возбуждения и раздражения, вызывающие ощущения, без которых деятельность и здесь невозможна. Активные силы, проявляемы как, в первых, так и в последних органах, соответствуют сопротивлению или возбуждению сил, действующих извне, причем сила и сопротивление всегда должны быть равны между собой, т.е. возбуждаемая энергия должна быть всегда равна внешнему возбудителю. Следовательно, чем более постепенно и последовательно увеличивающихся впечатлений получено извне и чем больше внешняя опора, тем более возможно проявлять активных сил как умственных, так и физических.

Все органы, проявляющие активные силы, как выше сказано парные, сознательные центры, с которыми все органы, как воспринимающие, так и воспроизводящие, соединены проводниками, также парные. Эти парные сознательные центры соединены между собою проводниками, точно так же соединены между собою и все центры каждой половины. Проводники, их соединяющие, составляют так называемые ассоциационные волокна. Такое отношение органов активной деятельности к сознательным центрам позволяет точно сравнивать получаемые впечатления, и чем гармоничнее развиты соответственные (парные) органы, тем точнее может быть самое сравнение, Только сравнением может быть составлена оценка как степени, так и качества получаемых впечатлений и производимых действий, из общности качеств составляются типичные образы и понятия, а после проверки дальнейшим сравнением эти образы и понятия получают значение истины. Самый обычный способ разъединения получаемых впечатлений есть наблюдение, а из сравнения наблюдаемого составляется опытность лица. Научные методы, служащие проверкою, заключаются в сравнении качеств элементов, получаемых анализом в выводе из этого сравнения, в сравнении нескольких выводов при посредстве опыта, а также приложении математических методов (при сравнении количественных и пространственных отношений), наконец, в применении получаемых выводов к выяснению частных явлений, воспринимаемых наблюдением. Результаты лично опытности должны быть сравниваемы с выводами, проверенными научными методами.

Все проверки производятся действиями, которые тем точнее, чем более изолированы движения и чем более сознательно определяются сравнением степень, качество и продолжительность производимой работы. Всякая умственная работа, не проверенная действием, не в состоянии способствовать усвоению причинной связи замечаемых явлений настолько, чтобы понять эту связь и выяснить законы, лежащие в основании их проявлений. Без такой реальной проверки невозможно также самостоятельное применение общих положений и истин к выяснению частных случаев или даже творческое видоизменение своих действий.

С точки зрения нормальных проявлений человека умственная и физическая деятельность должны быть в полном соответствии между собою, ибо только тогда будут существовать все условия для более точного сознательного разъединения и сравнения между собою как всех получаемых представлений, так и действий. Как одностороннее физическое развитие приводит только к проявлению деятельности, недостаточно умственно проверенной и направленной, так и одностороннее развитие умственное непременно связано с недостатком объективной проверки, и поэтому в частностях умственный труд остается часто невыясненным. При умственном и физическом образовании имеют также одинаковое применение как закон постепенности и последовательности развития, так и закон гармонии. Относительно деятельности человека эти законы могут быть выражены следующим образом:

  1. Деятельность всех органов человеческого тела, а вместе с этим форма и объем их увеличивается, если они постепенно и последовательно возбуждаются к этому и если приход всех составных частей органов соответствует расходу. (закон последовательности и постепенности)
  2. Только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться и производит наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы ( закон гармонии)

Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений, мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике. В подобных случаях вследствие преобладающего развития одних органов в ущерб другим нарушается общая гармония деятельности организма, отправления которого становятся ненормальными.

Деятельность наших органов может возвышаться без вреда только при постепенном и последовательно возбуждении, резкое и сильное возбуждение легко доводит отправления их до предела, за которым начинается понижение деятельности или даже прекращение ее. С другой стороны, если какой-либо орган человеческого тела, не получая возбуждения, бездействует, то он подвергается постепенному регрессивному изменению и делается неспособным совершать свойственные ему отправления. Итак, развивать нормальную деятельность органов нашего тела мы можем только путем изолирования движений, сравнения свойств этих движений между собой и строго последовательных и настойчивых упражнений. Таким путем возможно увеличить деятельность органов движения, научиться производить все элементы движений сообразно с существующими для того в организме условиями, в их различных видоизменениях и комбинациях. Умение изолировать движения того или другого органа по мере надобности весьма ценно, так как оно позволяет вполне приспособляться к препятствиям, которые требуется преодолеть без траты лишних сил и времени. Правильные и последовательные упражнения необходимо поэтому направить таким образом, чтобы уметь с наименьшим трудом в наименьший промежуток времени производить наибольшую работу.

Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою, воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно , способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие, оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собою и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью. Семья, в которой преимущественно складывается тип и характер лица, имеет поэтому, главным образом, воспитательное значение, а школа, содействующая систематическому умственному и физическому развитию, должна, прежде всего, заботиться о достижении образовательных целей, не упуская, однако, из виду типических особенностей каждого ребенка, чтобы содействовать нравственному развитию его. Следовательно, если школа и задается главным образом целями образовательными, то, тем не менее, применяемые в ней методы преподавания и отношение к учащимся должны вполне согласоваться с воспитательными целями. Понятно, что для успеха школьного дела весьма важно точное и резкое определение задач школы, неопределенность которых может создать лишние затруднения. В организме человека все так связано, что всякое искусственное разъединение его отправлений нарушит общую гармонию деятельности и не приведет к желанным результатам, поэтому всего плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступны всестороннее понимание ребенка и связь наблюдаемых у него проявлений. В последнем случае воспитательные и образовательные цели сливаются, как и проявления, замечаемые в природе. Задачи воспитания и образования становятся общими – содействовать возможно большей сознательности в проявлениях и действиях молодого человека и устойчивости нравственного его характера. Минуя разбор условий, содействующих развитию типа характера лица, такая как об этом было уже говорено в описании школьных типов, мы перейдем к задачам школы. При знакомстве с нашими школами мы обыкновенно видим, что в них занимаются исключительно умственным развитием ребенка и не обращают никакого внимания на его физическое развитие. Задачи последнего, можно сказать, совсем еще не разработаны, а в существующих по этому вопросу сочинениях почти ничего нельзя найти, кроме перечисления ряда самых разнообразных упражнений, без какой бы то ни было логической связи между ними и без понимания их значения. Попытки сознательного отношения к делу замечаются только у преподавателя математики Г.У.А. Фита

В своем сочинении Фит говорит о телесных упражнениях следующее: “Под телесными упражнениями мы понимаем все те движения и применения сил человеческого организма, которые служат для его усовершенствования.” Разбор отдельных упражнения очень поверхностен и не выдерживает критики, но все же сочинения это, вместе с историческим отделом, вполне соответствовало научным требованиям своего времени.

Целостною школою, соответствовавшею степени научного развития и условиям жизни своего времени, была только классическая Греческая школа, в которой умственному и физическому развитию придавали одинаково важное значение, как это видно из приведенного исторического очерка учения о физическом образовании детей в Греции. До сих пор опираются на основания этой школы, но, к сожалению, нарушают существовавшую в ней гармонию, совершенно искажая ее идеи. От периода реформации школ, возбужденной мыслями Монтеня, Рабле, Локка, Ж.-Ж.. Руссо, Песталоцци и др., и до настоящего времени школа все еще не выяснила своих задач, не установилась твердо, не вошла гармоническим звеном в общественный строй. Эмпирический метод она оставила, а основных истин для себя до сих пор еще выработать не могла. До сих пор педагоги не усвоили следующих простых и верных мыслей, высказанных Ж.-Ж. Руссо: “Величайшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом”, “желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным. Дайте ему возможность работать, быть деятельным, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он сделается также рассудительным человеком. Предположение, что упражнение тела вредит умственной деятельности, есть жалкая ошибка, как будто обе эти деятельности не должны быть в согласии и как будто одна не должна постоянно действовать на другую”. Если эти положения соответствуют отправлениям организма, то, убедившись в их истинности, мы должны признать, что они суть основные положения педагогики. Постараемся же проверить их анатомо-физиологическими данными.

Легко убедиться в необходимости смены физических и умственных упражнений. Чрезвычайно часто приходится слышать, что ребенок не желает заниматься, что он избегает занятий, невнимательно следит за ними, не приготовляет заданных уроков, наконец, что он ленив и даже неспособен к занятиям. Известно, что всякое однообразное действие непременно утомляет, даже доводит до гипноза и сна. Относительно мышечной системы в физиологии известно, что при усиленных упражнениях, при работе на различных машинах и аппаратах необходимо следить, чтобы при этом действовало возможно большее число мышц и чтобы деятельность распределялась по различным частям организма, так как чем большее число мышц принимает участие в работе, тем медленнее наступает момент утомления, когда трата материала до того увеличивается и накопление продуктов разложения доходит до такой степени, что мышцы становятся неспособными к деятельности. Общие основания, имеющие значение при отправлениях мышечной системы, могу быть применены и к умственной работе. Однообразие в последнем случае очень быстро и сильно утомляет, и чем деятельность ограниченнее, тем скорее наступает утомление, тем оно больше чувствуется. Если, следовательно, ребенка, еще совершенно не владеющего своими физическими и умственными отправлениями, не умеющего сосредоточивать свое внимание на одном каком-либо предмете, заставить заниматься более или менее продолжительное время однообразным делом, то он, понятно, скоро устанет и пожелает прекратить его. Принуждение может временно увеличить деятельность, утомление затем все-таки появится и еще в большей степени. Под влиянием этого чувствования ребенок либо прямо откажется от всяких дальнейших занятий, либо, оставив утомившую его работу, обратится к другой. Предоставленный самому себе ребенок тем дольше останавливается на одном и том же занятии, чем оно разнообразнее, чем больше число мышечных групп принимает в нем участие. Таким образом, сама природа ребенка требует смены одного занятия другим. Только по мере того как ребенок приучится действовать целесообразно и дольше сосредоточивать свое внимание на одном и том же предмете и соразмерять свой труд с препятствиями, которые приходится преодолевать, однообразная деятельность не будет так легко утомлять его, но все же лишь настолько, насколько он привык владеть и управлять собой. Следовательно, для успешного преподавания в школе необходимо уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они действительно служили отдыхом друг другу, поддерживали бодрость и восприимчивость ребенка. Образование должно дать ребенку не только умение сознательно разъединять получаемые им ощущения и впечатления, но и умение так же сознательно относиться к своим движениям. Как в первом случае ребенок приучается сосредоточивать свое внимание на явлениях окружающего его мира, так в последнем случае он знакомится с приспособлениями своих органов к движениям и проявлению сил при преодолевании различных препятствий. При этом наблюдается такая последовательность, каждое производимое нами движение сопровождается известными ощущениями (мышечное ощущение), зависящими от сокращения деятельной мышцы, этими ощущениями мы и руководимся при всякой нашей физической работе, ребенок должен научиться управлять своими движениями, руководствуясь ощущениями, связанными с мышечно деятельностью. Путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления переходят в умственную работу, появляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа производилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвеченных умственных занятиях. При изучении выражения лица оказывается, что, приучаясь относить сокращения мышц, окружающих органы высших чувств, к воспринимаемым впечатлениям, человек приучается производить такие же сокращения под влиянием чувствований, соответствующих этим впечатлениям, причем степень сокращения и число участвующих в нем мышечных групп прямо пропорциональны силе впечатления. Это основное положение для выяснения явлений выражения лица, несомненно, имеет значение и для всех отправлений двигательного аппарата нашего тела. Если мы привыкли производить движения, вполне отвечающие определенной цели, то мы в состоянии производить такие же движения под влиянием чувствований, аналогичных тем, которые сопровождали отправления двигательного аппарата, т.е. внешние выражения всех душевных волнений, или эмоций, составляют только повторение движений и выражений, производимых нами первоначально непосредственно под влиянием действующих на наше тело возбуждений и раздражений, а также под непосредственным влиянием ощущений, сопровождающих отправления всех органов животной и растительной жизни. Мышечные ощущения и ощущения органов чувств могут быть признаны за первичные, или основные, чувствования, а эмоции, или душевные волнения, - за вторичные, производные, или сложные чувствования, согласно с этим и внешние выражения последних всегда должны соответствовать реальным проявлениям первых (элементов). Поэтому внешние выражения душевных волнений, или эмоций, по качеству и по степени должны состоять из движений, сопровождающих те простые или основные чувствования, из которых данные эмоции слагаются или которым они соответствуют. Тесная связь, существующая между непосредственными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармонического физического и умственного развития в школе. Всякий практический способ, усвоенный нами для выяснения пути, которым добыты научные истины, требующий как разъединения целого на отдельные составляющие его части, так и составления его из частей, - всего лучше знакомит нас с аналитическим и синтетическим методами, всего более содействует обстоятельному пониманию значения этих методов, а также истинного характера достигнутых при их помощи результатов. Усвоение научных выводов без внутренней логической связи с теми посылками, из которых они вытекают, не может дать твердого основания для практической деятельности, потому что не одно знание тех или других научных истин ценно в этом случае, но и глубокое понимание их действительного значения, возможное только при реально проверке, а в особенности при знакомстве с научными методами такой проверки.

Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически – он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Это положение остается справедливым как относительно умственного, так и относительно физического развития.

Из всего сказанного следует, что задачи физического образования буду состоять: в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично.


  1. Способ выполнения задач физического образования

Все сказанное о задачах физического развития относится к лицам школьного возраста, поэтому упражнения и занятия, о который пойдет речь в дальнейшем, соответствуют постройке организма молодых людей именно этого возраста.

В Германии со времени Песталоцци и Шписса и в Швеции со времени Линга отличают педагогическую гимнастику от врачебной, но в педагогической гимнастике при ближайшем рассмотрении не оказывается ничего, сколько-нибудь удовлетворяющего научным требованиям педагогики. Так, например, А.Шпсии, которого называют основателем школьной гимнастики в Германии, предлагает детям от шести- до десятилетнего возрста упражнения на аппаратах – на поперечной перекладине, горизонтальном шесте, даже на параллельных брусьях и т.д. Все эти упражнения, совершенно не пригодны для детей, не соответствуют ни задачам школы, ни строению основы тела детей этого возраста, ни силам, которые обыкновенно в состоянии проявить дети. А.Шписс ничем не мотивирует оснований, в силу которых он рекомендует упражнения на аппаратах, а назначает их совершенно произвольно. То же самое можно сказать о шведской гимнастике Линга.

“Более серьезно разобраны методы физических упражнений у Мейера”, подмечает П.Ф. Лесгафт: “но он имел в виду, главным образом, врачебные, а не педагогические цели”. Мейер говорит, что через все гимнастические методы должна проходить одна основная мысль: упражнением укрепить силы мышц, заставляя их действовать с большей степенью напряжения сравнительно с тем, как они постоянно действуют в обиходной жизни. Для достижения этой цели он считает наиболее разумными следующие методы:

  1. Метод передвижения тяжести. Метод этот, по мнению Мейера, самый просто и естественный, состоит в упражнении приподымания и перетаскивания различных тяжестей определенного веса, в приподымании их с помощью приводов перекинутых через блок, находит в этом методе недостаток – невозможность равномерного отягощения всех частей организма, чем нарушается его гармоническое развитие.
  2. Метод с применением укрепленных аппаратов. Упражнения производятся под отягощением собственного тела, причем употребляются следующие аппараты: горизонтальный шест, к которому надо притягиваться, параллельные брусья для движений с размахом при опоре на разогнутых верхних конечностях, вертикальный шест (или шест для лазания), по которому тело поднимается в силу последовательных сгибательных и разгибательных движений верхних конечностей и др.
  3. Метод передвижения тяжестей с увеличением расстояния. Сила произвольных мышц при деятельности увеличивается вместе с увеличением веса передвигаемой тяжести и пространства, на которое она должна быть передвинута.
  4. Метод с ускорением произвольных движений. При одинаковом отягощении и расстоянии, в пределах которого отягощенная мышца действует, требуется больше сил, если движение производится с большей скоростью. Поэтому, не изменяя ни отягощения, ни расстояния, можно заставить действовать мышцу с большим напряжение, только ускоряя лишь производимое движение. Назначаются упражнения в движениях, которые постепенно ускоряются.
  5. Метод с увеличением числа производимых движений. Вместо сильных временных напряжений можно упражнять деятельность мышц частыми и простыми сокращениями их отдельных групп. При этом избегаются неприятные последствия насильственных напряжений. Такой метод применяется при свободных движениях, продолжительном беге и т.д.
  6. Метод с применением борьбы. Основание приведенных выше методов составляют движения, производимые при отягощении различного рода предметами или весом собственного тела, и различные видоизменения этих движений. Во всех подобных случаях мышечная сила должна преодолеть сопротивление в виде тяжести или в виде упругих сил, представляемых, например, упругими пластинками, заменив их мышечною силой другого лица, мы получаем то, что называется борьбой.

Все эти гимнастические методы направлены к тому, чтобы, задавая мышцам больную работу, развивать таким образом физические силы человека. Имея в виду задачи физического развития детей в школе, мы находим такой прием неудовлетворительным, потому что школа должна развить в ребенке не только силы, но, главным образом, умение управлять ими, умение целесообразно применять их к деятельности.

Прежде всего, необходимо научить ребенка сознательно производить различные существующие в человеческом организме движения, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. Метод обучения должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей.


  1. Методика физических упражнений

Способы применения в школе материала, разработанного здесь в систематическом порядке, не требуют отдельного разбора, школа самое живучее учреждение, какое в обществе только существует, поэтому нельзя влить все сказанное в какую-либо форму, в какой оно и будет применяться. Необходимо понять значение школы, задачу физического образования, “содействовать ограничению произвола в действиях молодого человека”, чтобы уже не требовалось указания способа для применения в школе собранного материала. Можно сказать “Метод – это я”. Способ заключается в том, что образованный и понимающий педагог сам вносит в свое дело, в этом следует не предупреждать его указаниями, а деть ему полную свободу действий. Главное отличие всякого учителя, получившего университетское образование, состоит в самостоятельности его деятельности, которую ему дал университет своим вполне свободным преподаванием, здесь молодей человек имел возможность собственным трудом и проверкой усвоить главные основание прослушанного им предмета, подумать над ним, развить свою мысль и подготовиться собственной своей работой и проверкой к самостоятельной деятельности.

Руководить физическим образованием дело очень трудное, несмотря на то, что обыкновенно полагают, что это настолько просто, что с этим можно познакомиться вполне основательно в течении 6-8 недельного курса. Напротив того, руководитель должен  быть хорошо образованным человеком, как каждый, имеющий отношение к преподаванию, должен хорошо понимать свой предмет, а также значение форм и отправлений организма молодого человека, а главное должен быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, изящно владеющим всеми своими действиями.

Из всего сказанного, и в особенности относительно элементарного отдела физического образования, можно сделать следующие заключения:

  1. Задача физического образования состоит в ограничении произвола в действиях молодого человека, чтобы в полной гармонии с умственным развитием приучить его сознательно относиться к своим действиям и производить свою работу с возможно меньшей тратой материала и сил.
  2. Применяемый для выполнения этой задачи метод – общий как при умственном, так и при физическом образовании, он состоит главным образом в разъединении производимых движение и действий и в сравнении их между собой.
  3. Физическое образование в школе может быть разделено на три отдела: элементарный, средний и старший, соответственно различным возрастам и умению управлять собой.
  4. Элементарный отдел в школе должен состоять из элементарных движений и их осложнений – ходьбы, бега и метания. Выгодным применением систематически изучаемых упражнений будут игры и прогулки.
  5. Элементарные упражнения состоят из сгибаний и разгибаний. Отведений и приведений. Поворотов наружу и внутрь, круговых движений. Сгибаниями и отведения проявляется главным образом сила, поворотами и круговыми движениями – ловкость.
  6. Осложнения элементарных движений должно состоять в последовательном производстве существующих в отдельных суставах движений, в соединении соответственных движений в суставах одной стороны и различных сторон, в соединении различных движений по группам. Все это производится с постепенным и последовательным увеличением скорости и числа движений.
  7. Упражнения в ходьбе и беге. Бег учебный, продолжительный и быстрый. Прогулки с постепенным увеличением расстояния.
  8. Упражнения в метании: школа мяча, метание рядами, в круге, по группам и в цель
  9. Игра как применение систематических упражнений. Игра составляет упражнение в действиях, применяемых в жизни, связанные с нею движения должны отличаться ловкостью, игра должна постепенно осложняться и связываться с возвышающим чувством удовольствия. Они разделяются на игры одиночные, или простые, и партийные, или сложные. Группа игр одиночных с бегом: пятнашки с различными осложнениями, жмурки, пусто место, кошка и мышка, горелки, уголки, гонка мяча и т.д.

Также на основании всего сказанного ни в каком случае нельзя допускать в школе упражнений на аппаратах, их необходимо совершенно уничтожить и изгнать из школы. Опыт всех древних методов показывает, что можно хорошо обойтись и без них.

В конечном итоге необходимо понимать, что П.Ф. Лесгафт стремился к тому, чтобы каждый занимающийся физической культурой был всесторонне развит.

Все это обуславливается индивидуальным подходом к каждому занимающемуся (группе занимающихся), и огромную роль в этом играет преподаватель, который должен обладать большим списком положительных качеств, которые не редко упоминались на протяжении всего исследования.

Петр Францевич Лесгафт утверждал, что на занятиях физической культурой в школе, личность должна развиваться гармонично, как и физически, так и умственно, ведь только при наличие огромной базы знаний, человек действительно и по-настоящему научится развивать и использовать силу, которую он имеет.



Заключение

В рамках данной курсовой работы были рассмотрены вопросы, связанные с изучением биографии Петра Францевича Лесгафта и его научной деятельности.

В первой главе произведен обзор учебной и научной литературы по теме исследования и сделаны следующие выводы:

  1. Другими словами, величайший человек, автор огромного количества работ, которые внесли огромнейший вклад в развитие науки. Труды  Петра Францевича Лесгафта в области анатомии, антропологии и педагогике позволили людям продвинуться в изучении данных наук и глубже окунуться во всю суть необыкновенного изучаемого материала.
  2. Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.
  3. Прежде всего, необходимо научить ребенка сознательно производить различные существующие в человеческом организме движения, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. Метод обучения должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей.
  4. Способы применения в школе материала, разработанного здесь в систематическом порядке, не требуют отдельного разбора, школа самое живучее учреждение, какое в обществе только существует, поэтому нельзя влить все сказанное в какую-либо форму, в какой оно и будет применяться.

Таким образом, поставленные цель и задачи при выполнении курсовой работы нашли свое теоретическое решение.



Список литературы

1. Касьяненко В.Г., Петр Францевич Лесгафт. [1837-1909] / Акад. наук Укр. ССР. Совет науч.-техн. пропаганды. - Киев : Изд-во и тип. Изд-ва Акад. наук Укр. ССР, 1950. - 40 с.

2. Лесгафт П. Ф., О физическом образовании в профессиональной школе; О преподавании естественных наук в социальных учебных заведениях : (Сообщение проф. П.Ф. Лесгафта в общем собр. чл. Комиссии по технич. образованию 6 апр. 1890 г.):(Сообщение проф. П.Ф. Лесгафта в общем собрании членов Комиссии по техническому образованию 18-го мая 1890 г.). - Санкт-Петербург : тип. В. Демакова, [1891]. - 16 с.

3. Лесгафт П.Ф., Семейное воспитание ребенка и его значение / [Послесл. Е.С. Буха]. - М : Педагогика, 1991. - 174, [2] с.

4. Экономов Л.А., Страстный учитель : Повествование о П. Ф. Лесгафте. - Москва : Физкультура и спорт, 1969. - 280 с

5. Таймазов В. А., Петр Францевич Лесгафт : история жизни и деятельности / В.А. Таймазов, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович. - Санкт-Петербург : Печатный двор, 2006. - 478,[1] с.

6. Лесгафт П.Ф., Избранные педагогические сочинения / А.[!]Ф. Лесгафт; [Вступ. ст. И.Н. Решетень АПН СССР]. - М : Педагогика, 1988. - 398, [1] с.

7. Шабунин А.В., П.Ф. Лесгафт (1837-1909). - М : Медицина, 1982. - 77 с.

8. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста : Ч. 1 / [Вступ. статья: Г.Г. Шахвердов. "История написания П.Ф. Лесгафтом "Руководства...", с.

9. Лесгафт П. Ф., Программа научных бесед проф. П.Ф. Лесгафта "О физическом воспитании, гимнастике и играх". - [Санкт-Петербург], ценз. 1884. – 22c.

10. Лесгафт П.Ф., Избранные труды / [Сост. И.Н. Решетень]. - М : Физкультура и спорт, 1987. - 358, [1] с.

11. Памяти П.Ф. Лесгафта / Сборник статей под ред. действ. чл. Акад. пед. наук РСФСР Е.Н. Медынского. - Москва : Физкультура и спорт, 1947 (тип. "Путь Октября"). - 126 с

12. Эрасси Н.И., Научные и педагогические идеи П.Ф. Лесгафта / [Н.И. Эрасси]. - Санкт-Петербург : Гор. тип., [1910]. - 20 с.

13. Шахвердов Г.Г., П.Ф. Лесгафт : Очерк жизни и науч.-пед. деятельности : Стенограмма публичной лекции, прочит. в Ленинграде в 1950 г / Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. Ленингр. отд-ние. - Ленинград : Тип. ЛенВО, 1950. - 41 с.

14. Петр Францевич Лесгафт : главные труды / с коммент. профессоров В. А. Таймазова, Ю. Ф. Курамшина, А. Т. Марьяновича. - Санкт-Петербург : Печатный Двор, 2006. - 718, [1] с.

15. Лесгафт П. Ф., Психология нравственного и физического воспитания : Избр. психол. тр / П.Ф. Лесгафт; [Авт. вступ. ст., сост. и] под ред. [ д.б.н.] М.П. Ивановой Акад. пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т. - М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии МОДЭК, 1998. - 410,[1] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учащихся к занятиям физической культурой в школе.

Одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных пр...

Занятия физической культурой в школе-интернате для детей с ОВЗ

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели у...

Организация занятий физической культурой в школе, во время первой и второй волны эпидемии.

Информация о выборе методов проведения уроков физической культуры в период карантина....

"Проблемы занятий физической культуры в школе"

В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства....

Повышение мотивации к занятиям физической культурой в школе

В статье рассматривается комплекс действий, которые направлены на повышение мотивации к урокам физической культуры школьников. Отражена целесообразность применения всех видов мотивации (внешняя и внут...

Проблемы занятий физической культуры в школе.

Проблемы занятий физической культуры в школе. Учитель физической культуры Петров Александр Георгиевич В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое ...

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"...