Внеурочная разработка "Спортивный час"
методическая разработка по физкультуре

Осинцева Яна Александровна

"Спортивный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_sportivnyy_chas._sort-eto_zhizn_.docx618.98 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход с 2011–2012 учебного года  всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спортивный час»  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 3.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.09.2016)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  4. Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10» (ред. 24.11.2015);
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ  ИСОШ.

Данная программа  внеурочной деятельности имеет спортивно-оздоровительную  направленность, рассчитана на 1 год  (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю.

Курс предназначен для учащихся 5, 6, 7, 8 классов МБОУ ИСОШ Муйского района п. Иракинда.

Программа включает в себя три раздела: легкая атлетика, подвижные игры и спортивные игры. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа курса «Спортивный час»»   ориентирована на  достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащимися 5, 6, 7, 8 классов.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, включающий учебник под редакцией М.Я. Виленского, В.И. Ляха.

Состав УМК:

  1. Стандарт основного общего образования по физической культуре;
  2. Рабочая программа по физической культуре;
  3. Физическая культура. 5-8 классы: учеб. для общеобразоват. организаций; под редакцией М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2014

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

II. Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программ.

Цели внеурочной деятельности

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Целью курса по внеурочной деятельности  является создание условий для физического развития обучающихся, формирование личности ребёнка средствами подвижных  и спортивных игр через включение их в коллективную  деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом;

- Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность;

- Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время;

- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- Организация информационной поддержки учащихся;

- Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;                                

     - Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.  

Задачи программы:

- воспитать  устойчивость  интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к спортивно-оздоровительной деятельности;

- сформировать у занимающихся умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;  

- создать  условия для проявления чувства коллективизма;

- систематизировать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

 развивать: внимание, ловкость, быстроту реакции, умения ориентироваться в пространстве;

  -воспитать  культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным  играм.

                 Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложому).

Основное содержание курса ВД.

Данная программа  внеурочной деятельности имеет спортивно-оздоровительную  направленность, рассчитана на 1 год  (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю.

Курс предназначен для учащихся 5, 6, 7, 8 классов МБОУ ИСОШ Муйского района п. Иракинда.

Тематические разделы программы:

Легкая атлетика является наиболее оптимальным видом спорта для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает выносливость, ловкость, скоростно-силовые и силовые качества.

Подвижные игры средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры дети используют уже имеющиеся двигательные и умственные навыки, закрепляют их и совершенствуют, а также формируют новые качества личности.

Спортивные игры  содержат перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. Используемая методика проведения подводящих игр и эстафет, позволяет успешно воздействовать на различные системы организма, развивать ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.

Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование самостоятельности и умений взаимодействовать с коллективом.

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Легкая атлетика

10

Подвижные игры

10

Спортивные игры

14

 Итого:                                                                

34 часа

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД. Планируемые результаты курса ВД,

Содержание программы внеурочной деятельности  «Спортивный час» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные:

  • формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • воспитание морально-этических и волевых качеств;
  • дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умений характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • развитие умения технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности  «Спортивный час» учащиеся 5, 6, 7 класса:

    получат представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  •  о способах изменения направления и скорости движения;
  • о соблюдении правил игры

   будут уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  •  играть в подвижные и спортивные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  • соблюдать правила игры

        Ожидаемый результат:

  • устойчивость интересов и положительное эмоционально-ценностное отношение к спортивно-оздоровительной деятельности;
  • умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;  
  • проявление чувства коллективизма;
  • расширение знаний о физической культуре и спорте, истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
  • умение самостоятельно подбирать упражнения для развития внимания, ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве;
  • соблюдение  культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным  играм.

     Ученик научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями
  • организовывать и проводить подвижные игры, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

IV. Тематическое планирование

№ п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

 Легкая атлетика (10 часов)

Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Игровые эстафеты. Терминология. Упражнения на развитие быстроты

Выполняют эстафеты. Соблюдают ТБ

Свисток, конусы, волейбольные мячи, кубики. 

Выполняют упражнения, изучают терминологию легкой атлетики.

Свисток, секундомер

1

Упражнения на развитие быстроты, эстафеты. Бег на короткие дистанции, низкий старт

Выполняют упражнения, изучают терминологию легкой атлетики.

Свисток, секундомер

1

Бег на короткие дистанции, низкий старт. Передача эстафетной палочки, особенности эстафетного бега.

Выполняют упражнения на развитие быстроты.

Свисток, конусы  волейбольный мяч

1

Эстафетный бег, упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. Судейство в беге и прыжках. Прыжок в длину.

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, секундомер

1

Техника отталкивания и разбега, приземление. Прыжки со скакалкой, игры с мячом.

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, секундомер

1

Прыжок в длину с места, с разбега. Прыжок в длину с места, с разбега.

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, секундомер, эстафетная палочка

1

История Олимпийских игр. Метание мяча с 4-5 шагов разбега.

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, секундомер, эстафетная палочка

1

Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность.

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, измерительная рулетка

1

Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты.

Упражнения на развитие силы. Соревнования.

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, измерительная рулетка

1

Режим дня. Упражнения на развитие ловкости. Круговая тренировка. Круговая тренировка

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ

Свисток, секундомер, скакалки, резиновый мяч. Выполняют упражнения круговой тренировки самостоятельно соблюдают ТБ

Свисток, конусы, гимнастическая палка, гимнастический мат, скакалка, мячи

1

Подвижные игры (10 часов)

Техника безопасности на занятиях по подвижным играм. Эстафеты. ОРУ. Игра «Запрещенное движение». Игра «К своим флажкам».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

 Свисток, конусы, мячи. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Вышибалы». ОРУ. Игра «День и ночь», «Светофор».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток.

1

Ору. Игра «Третий лишний», «Внимание». ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Не урони».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток.Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи.

1

ОРУ. Игра «Поймай мяч», «Невод». ОРУ. Игра «Вызов», «Гонка мячей по кругу».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи, скакалки. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи.

1

ОРУ. Игра ««Ловец с мячом».  ОРУ. Эстафеты парами.

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток. Мячи, конусы, гимнастические палки, обручи, скакалки

1

ОРУ. Перестрелка. ОРУ. Игра «Ловкие и меткие», «Снайперы»

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи, теннисные мячи

1

ОРУ. Игра «Прыгуны и пятнашки». ОРУ. Встречная эстафета с бегом.

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, конусы.

1

ОРУ. «Веревочка под ногами», «Старт после броска». ОРУ. Вышибалы, «Тяни в круг»

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи, скакалка. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, мячи, обручи, скакалки.

1

ОРУ. Эстафета на полосе препятствий. ОРУ. «Петушиный бой», «Наступление»

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, обруч, скакалка. Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, конусы, гимнастическая палка

1

ОРУ. Эстафета с элементами равновесия. ОРУ. Эстафета с лазанием и перелезанием

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, конусы, гимнастические палки

1

Спортивные игры (14 часов)

Техника безопасности на волейболе. Основная стойка. Правила игры. Основная стойка, эстафеты

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток

1

Стойка при перемещениях, эстафеты

Выполняют технику перемещения по площадке без мяча, с мячом

Свисток, волейбольные мячи

1

Техника приёма мяча в парах, в четвёрках. Передача и прием мяча после передвижений.

Совершенствуют передачи и приемы мячей, взаимодействуют во время выполнения упражнений, соблюдают ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

Передача и прием мяча после передвижений. Передача мяча сверху двумя руками.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Правила судейства. Прием мяча снизу двумя руками.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Техника владения мячом: нижняя прямая подача. Нижняя прямая, нижняя боковая подача.

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Верхняя прямая подача

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Итоговый контроль: подача на точность

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Техника нападения у сетки. Тактика игры в защите.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи, волейбольная сетка

1

Техника безопасности на баскетболе. Основная стойка.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток

1

Правила игры. Техника передвижений. Остановка прыжком.

Бросок мяча в корзину от груди с места. Система личной защиты. Штрафной бросок мяча в корзину.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток

1

Остановка двумя шагами, повороты и ловля мяча. Передача мяча на месте и в движении. Бросок мяча в движении после остановки

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток, баскетбольные мячи

1

Правила судейства. Передача мяча с отскоком от пола. Ведение мяча со зрительным контролем. Подстраховка. Выбивание мяча.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток, баскетбольные мячи

1

Ведение мяча с низким и высоким отскоком. Ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, зигзагом. Разбор результатов игры. Перехват мяча.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток, баскетбольные мячи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...