Методика и организация уроков по лыжной подготовке
статья по физкультуре

Методика обучения по лыжной подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_i_organizatsiya_urokov_po_lyzhnoy_podgotovke.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методика и организация уроков по лыжной подготовке

Основой развития и совершенствования в лыжной подготовке является разнообразие упражнений, варьирование их количества и повторений (приемов и действий), постоянное повышение объема и интенсивности выполняемой работы. Наряду с методами и приемами обучения технике передвижения на лыжах применяются различные методы тренировок. В основу каждого метода положены определенные сочетания компонентов, регулирующих величину физической нагрузки на организм занимающихся: объем и интенсивность нагрузки, продолжительность промежутков отдыха между повторениями упражнения, характер отдыха, число повторений и др.

В настоящее время применяются следующие методы тренировки: равномерный, переменный, повторный, повторно-переменный, контрольный, соревновательный (Котов П.А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2007. - № 8(30). – С.49-51).

Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются: наглядные – показ физических упражнений, словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда и практические – повторный, соревновательный. Рекомендуется использовать образные сравнения, имитации, когда дети не просто выполняют движения, а стараются подражать определенному образцу. Для регулирования движений в пространстве важно обращать внимание школьников на предметные ориентиры.

В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах можно выделить три относительно завершенных этапа. Эти этапы соответствуют определенным стадиям формирования двигательного умения и навыка и различаются по педагогическим задачам и методике обучения. Принято выделять следующие этапы обучения: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование.

Основная цель начального разучивания – обучение занимающихся основам техники данного способа передвижения на лыжах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие частные задачи: создать у школьников целостное представление о способе передвижения; освоить отдельные детали техники, необходимые для овладения способом в целом; научить выполнять способ передвижения в целом, с полной координацией; предупредить появление лишних движений и ненужное мышечное напряжение.

Обучение любому способу передвижения на лыжах начинается с создания у школьников общего представления об изучаемом ходе или повороте в движении. С этой целью используются различные сочетания методов словесного воздействия и показа. Первое объяснение способа дается в самых общих чертах. На этом этапе учащиеся не воспринимают  подробную информацию о всех деталях техники. После устного объяснения учитель должен образцово показать изучаемый способ передвижения в целом. При изучении сложных способов можно повторить показ в замедленном темпе. Затем школьники пробуют выполнить ход или поворот в движении в целом по первому представлению.

На этапе начального разучивания у школьников возникают различные ошибки в виде лишних движений, отсутствие точности и изменение амплитуды, чрезмерное напряжение отдельных групп мышц, недостаточная слитность отдельных фаз, нарушение ритма движений (рассогласование в работе рук и ног).

В таких случаях важно объяснить ученикам причины появления ошибок, которые могут зависеть от нарушения в последовательности изучения способов передвижения (отрицательный перенос), несоблюдения принципа постепенности, неблагоприятных внешних условий, слабого физического развития отдельных групп мышц, небрежного показа и неточного объяснения, недостаточного понимания учащимися двигательной задачи.

Основная цель углубленного разучивания – довести первоначальное владение техникой способов передвижения на лыжах до относительного совершенства. В процессе достижения этой цели решаются следующие частные задачи: освоить и уточнить отдельные детали техники изучаемого способа передвижения на лыжах; предупредить возникновение значительных ошибок; овладеть слитным, свободным и точным выполнением способа передвижения в целом; подготовить лыжника к применению способа передвижения в различных условиях. На этом этапе обучения очень важно добиться четкого понимания структуры изучаемого способа передвижения.

Основой обучения на этом этапе являются методы целостного упражнения. Расчлененные методы играют лишь вспомогательную роль, являясь по существу, методическими приемами. Но чаще всего расчленение хода на отдельные элементы нежелательно уже по той причине, что возможно изменение временных, динамических, пространственных характеристик движений. Расчленение используется главным образом для концентрации внимания на отдельных деталях хода, на экономичности движений и т.д. Многократное выполнение хода в целом постепенно улучшает технику движений, и продолжительность работы над совершенствованием способа передвижения можно значительно увеличить.

На этапе углубленного разучивания возможно временное ухудшение техники движений, но эти спады непродолжительны, и постепенно отклонений становится меньше и они менее выражены. Это надо учитывать в работе со школьниками, объясняя им временные неудачи, поддерживая хороший психологический настрой, воспитывая уверенность в своих силах и настойчивость.

При углубленном разучивании большое значение имеет, с одной стороны, педагогический контроль со стороны учителя, а с другой – самоконтроль учащихся за техникой исполнения изучаемого способа передвижения.

Закрепление и дальнейшее совершенствование – должны обеспечить совершенное владение техникой изучаемого способа передвижения на лыжах в разнообразных условиях его применения (Бутин И.М., 2008).

Урок по лыжной подготовке и лыжному спорту в школе состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Вводно-подготовительная часть урока. Здесь решаются вопросы начальной организации школьников, ознакомления их с предстоящей работой. В содержание вводно-подготовительной части урока могут быть включены строевые упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту занятий. Обычно время вводно-подготовительной части урока достигает 8-12 минут.

Основная часть урока. Главные задачи этой части урока – образовательные. Происходит обучение школьников новым способом передвижения на лыжах и развитие физических качеств средствами лыжного спорта. Основная часть урока строится по следующей схеме: вначале обычно повторяется материал предыдущего урока. Следует отметить, что в этом случае происходит не только повторение, но и дальнейшее совершенствование способов передвижения на лыжах. Закончив повторение, приступают к изучению новых способов передвижения на лыжах, предусмотренных программой для данного класса и рабочим планом учителя. В системе уроков и на каждом конкретном уроке очень важно определить последовательность изучения основных способов передвижения на лыжах и упражнений, направленных на развитие физических качеств, с тем, чтобы максимально использовать положительный перенос навыков в обучении (или хотя бы нейтрализовать отрицательный перенос). Кроме этого необходимо учитывать совместимость и последовательность развития физических качеств в одном уроке. В том случае, когда на уроке ставятся задачи совершенствования техники способов передвижения, непосредственно не связанные структурой движений с новым материалом, вначале изучают новые и более сложные ходы или повороты в движении, а закрепление и совершенствование проходят в конце основной части.

Важнейшие физические качества в лыжной подготовке, считаются быстрота и выносливость. Равномерный метод тренировки направлен на развитие общей выносливости. Характеризуется выполнением непрерывной работы с относительно равномерной интенсивностью. Переменный метод тренировки направлен на развитие специальной выносливости; заключается в выполнении непрерывной работы с переменной интенсивностью и плавным переходом от одной ее зоны к другой. Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением отрезков дистанции с максимальной или предельной интенсивностью, между которыми должны быть промежутки активного отдыха (Котов П.А., 2007).

Развитие физических качеств, всегда лучше проводить после обучения и совершенствования техники. Развитие скорости и выносливости лучше планировать на разные уроки, но в случае совмещения этих качеств в одном уроке вначале включают упражнения на развитие скорости, а в конце урока – выносливости. Игровые упражнения следует подбирать так, чтобы они способствовали совершенствованию техники и развитию физических качеств.

В основную часть урока можно включать и упражнения соревновательного характера. Например, развитие скорости повторным методом можно провести в виде эстафет на коротких отрезках, разбив учащихся по силам на несколько команд. При равенстве сил созданные команды можно закрепить и на все последующие уроки. Общее время основной части урока обычно составляет 25-35 минут в зависимости от перечисленных факторов – задач, содержания, методов проведения.

Заключительная часть урока. Основная задача этой части урока – приведение организма школьников в оптимальное функциональное состояние для дальнейшей школьной деятельности, а также подведение итогов урока. Кроме того, здесь даются задания на дом. Продолжительность этой части урока обычно 4-5 минут (в младших классах может быть больше). В заключительной части урока необходимо постепенно снизить нагрузку, чтобы снять возбуждение, возникшее с интенсивной работой на развитие физических качеств. Для этого включают спокойное передвижение на лыжах от места занятий к школе или упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. Учитель, подводя итоги урока, делает замечания, отмечает наиболее общие и грубые ошибки или недостатки и дает задание на дом (Бутин И.М., 2008).

Непосредственную подготовку детей к обучению ходьбе на лыжах, рекомендуется начинать со следующих подводящих упражнений:

  1. Перенос веса тела с лыжи на лыжу.
  2. Поднимание и опускание носков и пяток лыж (поочередно правой и левой), слегка сгибая ноги.
  3. Поднимание носков лыж и размахивание ими вправо и влево.
  4. Поднимание и перестановка носков лыж в сторону и обратно.
  5. Поднимание согнутой ноги назад и вперед, отрывая пятку, а затем носок лыжи.
  6. Поднимание согнутой ноги, удерживая лыжу горизонтально.
  7. Приставные шаги в сторону (вправо, влево).
  8. Отведение прямой или слегка согнутой ноги с лыжей назад.

При изучении ступающего шага решаются следующие задачи: закрепление перекрестной координации в работе рук и ног; овладение навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую; освоение положения туловища при передвижении на лыжах.

Скользящий шаг является основой техники всех лыжных ходов, поэтому освоение и совершенствование его техники – главная задача начального этапа обучения. Основное внимание обращается на полный перенос веса тела с одной ноги на другую и одноопорное скольжение.

Одним из эффективных средством физической подготовленности учеников являются – подвижные игры. При обучении передвижению на лыжах значительное место отводится играм. Игры на лыжах являются неотъемлемой частью уроков физической культуры. Они позволяют разнообразить занятия, делают их более интересными и эмоциональными, дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение (Бутин И.М., 2008).

Педагогическими исследованиями выявлено, что для детей с ЗПР выполнение движений с перекрестной координацией представляет определенную трудность.

В связи с этим занятия по лыжной подготовке являются эффективными для целенаправленного коррекционного воздействия на организм детей с ЗПР, так как даже классическое передвижение двухшажным попеременным ходом представляет собой сложное координационное движение с перекрестным действием, что способствует развитию двигательных способностей.

Физическая нагрузка при ходьбе на лыжах очень легко дозируется, как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать ходьбу на лыжах, как средство физического воспитания для детей с задержкой психического развития, любого уровня физической подготовленности.

Занятия лыжным спортом благоприятно воздействуют на растущий организм, содействуют правильному развитию всех физиологических функций, укрепляют здоровье, повышают уровень физической подготовленности.

Таким образом, проведенный анализ научно-методической литературы показал, что занятия по лыжной подготовке выступают как эффективное средство для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности.

Список литературы:

  1. Бутин И. М. Лыжный спорт: учебник для студ. высш. учеб.заведений / И. М. Бутин – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  2. Виленская Т. Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2008.  – № 12(46). – С.11 – 15.
  3. Забалуева Т. В. Профилактика и коррекция нарушений осанки у школьников на занятиях различными видами спорта // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – № 9(31). – С.41 – 44.
  4. Котов П. А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – № 8(30). – С.49 – 51.
  5. Лях В. И. Мой друг физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2007. – 190 с.
  6. Неверкович С. Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин и др. // под ред. С. Д. Неверковича. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
  7. Торочкова Т. Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. Ю. Торочкова, Н. Ю. Аристова, И. А. Демина / под ред. Т. Ю. Торочковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯУРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ  Задачи урока:-образовательные:1. Совершенствование попеременного 2х/ш хода...

План-конспект открытого урока по лыжной подготовке 7 класс

План-конспект открытого урока по лыжной подготовке 7 класс...

Положение об организации занятий по лыжной подготовке

На основании программы по физической культуре в зимний период времени(III четверть) проводятся занятия по лыжной подготовке. Данные занятия организуются с целью оздоровления обучающихся, их закаливани...

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме «Лыжные ходы». - презентация

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме «Лыжные ходы».Ученые вопросы:1.Правилах техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой и соревнованиях.2.Подборка для себя лыжного инвентаря.3.Лыжн...

Урок по лыжной подготовке в спортивном зале "Совершенствование техники лыжных ходов, техническая подготовка лыжника-гонщика"

Не всегда запланированные уроки можно провести на открытом воздухе. Порой учителю из-за низкой температуры воздуха  не удаётся провкести урок. предлагаю вашему вниманию конспект урока (занятия) п...

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме « Лыжные ходы»

Познакомить обучающихся с   историей лыжного спорта ,правилами поведения на соревнованиях , с правилами техники безопасности, экипировке лыжника ;влияние занятий лыжным спортом на организм....

Организация и проведение уроков по лыжной подготовке

Организация и проведение уроков по лыжной подготовке...