Значение оздоровительного и рекреационного плавания в реализации Федеральной программы развития физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Цель  работы любого учителя - раскрытие способностей каждого ученика и воспитание волевой и  гармоничной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, используя дидактические принципы физического воспитания и методы обучения плаванию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение  оздоровительного и  рекреационного  плавания в реализации Федеральной программы развития физической культуры

Ю.А.Орешкина

инструктор-методист,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 630

Приморского района Санкт-Петербурга

Цель  работы любого учителя - раскрытие способностей каждого ученика и воспитание волевой и  гармоничной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, используя дидактические принципы физического воспитания и методы обучения плаванию.

Объясняется это прежде всего тем, что  в настоящее время одним из наиболее важных критериев социального прогресса современного общества является возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности.

Приходя на работу в современную школу, каждый специалист, прежде всего, задает себе вопрос: Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке и как мотивировать учеников на создание успешной карьеры?

         Ответ очевиден - на современном этапе развития системы образования, на мой взгляд,  целью обучения не могут быть только предметные знания.

В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества и  одно из решений задач образовательного процесса - это компетентностный подход к процессу обучения, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются исходя из общих способностей человека, необходимых ему для жизни в меняющемся мире,   развитие у учащихся способности действовать в конкретной жизненной ситуации  и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Волевой человек - хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом.

Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

 Проведение занятий по физической культуре в рамках Федерального государственного образовательного стандарта имеет  не только три направления - образовательное, оздоровительное и рекреационное, но и воспитание морально-волевой сферы.

В свою очередь, оздоровительное, рекреационное направление имеет большое значение для реализации Федеральной программы развития физической культуры, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации.

 Занятия физической культурой дает возможность  не только обеспечить познание окружающей действительности, но и сформировать у учащихся навыки, необходимыми для практической деятельности.

Почему именно плавание? Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

 Плавание  - это средство закаливания и профилактики простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а так же мощный фактор для коррекции психосоматических нарушений и формирования волевых качеств.

Явление гидроневесомости и плотность водной среды  оказывает естественное сопротивление движениям в любых направлениях, увеличивая нагрузку на мышцы и снимает часть противопоказаний, а  гидростатическое давление воды улучшает обменные процессы организма.

Однако, несмотря на положительное влияние водной среды на организм занимающихся, существуют и отрицательные факторы, связанные с психоэмоциональным напряжением при обучении плаванию.

И преодоление негативных психоэмоциональных факторов как водобоязнь, стеснительность и неуверенность в своих силах, путем воспитания волевых качеств и разумной инициативы-основная задача педагога.

Любая трудовая деятельность невозможна без волевых усилий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребёнку условия для включения в настоящий производительный труд.

Весь процесс воспитания ребёнка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности

         Воля человека характеризуется способностью преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

 Так же это выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность-это тоже одно из проявления силы воли . Сознательная  и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Важной характеристикой воли является инициативность и настойчивость при достижении цели. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность - это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

         На мой взгляд для  формирования волевой сферы у  учащихся в процессе урока способствует решение следующих задач:

1.  Создание связей задания с потребностями и интересами школьников.

2. Создание обозримости  поставленной цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения».

3. Оптимизация сложности поставленной задачи. Слишком легкие задания расхолаживают учащегося, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания («все равно не сделать»). Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ученика («ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

4. Создание доступной инструкции о способах выполнения задания. Я должен рассказать учащимся, как и в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае учащиеся начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

5. Демонстрация учащимся их продвижения к цели. Учитель должен так организовать учебную деятельность школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

6 Воспитание дисциплинированности.. Для решения этой задачи на своих занятиях я использую вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся.

Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах и укрепление в них веры в свои силы.

Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия, а так же использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

7. Развитие самостоятельности  от  исполнения  указаний до  проявления творческой инициативы, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела. Однако, особенно хочется заметить, что  развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.

8. Развитие решительности, т.е создание ситуаций, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т.п., например, при обучении стартовому прыжку.

 Здесь особенно аккуратно необходимо отнестись к усвоению учебного материала у девушек, которые проявляют в опасной ситуации значительно большую нерешительность, чем юноши

           Решая  поставленные задачи по формированию морально-волевой сферы , мы пришли к выводу, что длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность.

В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий- соревновательные задания, эстафетное плавание, игры и игровые упражнения т.е. любые задания с эффектом  разумного соперничества.

Конечно, ради погони за эмоциональной привлекательностью занятий их не следует превращать в развлекательное мероприятие. Однако и игнорировать этот фактор нельзя. Поэтому  на своих занятиях я тщательно продумываю чередование средств и методов их организации

Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность и мотивацию на успех и у ученика и у учителя. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

Так же необходимо отметить, что проведение учебных занятий используя индивидуально-групповой метод обучения является наиболее действенным при решении задач по формированию морально-волевой сферы.

Выводы

  1. Исходя из вышеизложенного, на мой взгляд, физическая культура, как учебный предмет, способствует формированию у учащихся представлений о правилах и нормах морально-волевой сферы, в т.ч ответственности за свое здоровье.
  2. Регулярные занятия физической культурой, совместно с другими естественнонаучными дисциплинами,  раскрывает основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту и на природе.
  3.  В процессе занятий по физической культуре, формируется морально-волевая сфера учащегося, занимаемся социализацией личности ребенка, базируясь на аспектах физической коммуникации и адаптации ребенка, в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, формируем систему ценностных ориентаций и  привычек, необходимую нашим ученикам в дальнейшей успешной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития физической культуры и спорта, формирования ЗОЖ

для реализации в общеобразовательных школах...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Создание условий для реализации конституционного права граждан на занятие физической культурой и спортом;Вовлечение обучающихся в активные занятия массовой культурой и спортом для улучшения общего сос...

Программа развития Физической культуры и спорта в школе

«Не бойся, если не получится, бойся не попробовать» Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм  настраивается на зд...

Разработка на тему " Программа развития физической культуры и спорта в школах".

Программа развития физкультуры и спорта в муниципальном общеобразовательном учреждении Аннинская средняя школа...

Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта

Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта...

Анализ реализации рабочей программы по физической культуре 10-12 классы.

Материал представляет аналитиеские материалы по ркализации рабочей программы....

Программа социального партнерства в рамках реализации образовательной программы по физической культуре в начальной школе «Партнёрство»

Пояснительная записка.Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества, отражая характерные признаки нашего времени. При этом социальное партнерство ...