Образовательный проект "Лапта"
проект по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Масалимов Рустам Ринатович
«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
А. И. Куприн
 
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. 
Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже десятки лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.
С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России.
Чем же интересна русская лапта и нужно ли вводить эту игру в образовательный процесс?
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Любой знакомый с современной лаптой знает насколько это силовая, быстрая и главное демократичная игра.  Именно такая игра нужна России.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Лапта»

Автор проекта:                                                                                                                                            учитель физической культуры:

 Масалимов Рустам Ринатович

с. Кандры, 2019

Содержание

  1. Тема проекта
  2. Составители проекта
  3. Краткая аннотация проекта
  4. Введение
  5. Вопросы, направляющие Проект.
  6. Цели и задачи Проекта
  7. Целевые группы Проекта
  8. Анализ внутренней и внешней среды для реализации Проекта
  9. Первоочередные задачи
  10.  Сроки реализации Проекта
  11.  План реализации Проекта
  12. Необходимое оборудование
  13. Планируемые результаты Проекта
  14. Формы представления результатов
  15. Система контроля за исполнением Проекта
  16. Перспектива развития

  1. Тема проекта «Лапта» для учащихся  МБОУ СОШ № 1 с. Кандры Туймазинского района.
  2. Составитель проекта: 
  • Масалимов Рустам Ринатович, учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ,  первой квалификационной категории.
  1. Краткая аннотация проекта.

«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

А. И. Куприн

Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР.

Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже десятки лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.

С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России.

Чем же интересна русская лапта и нужно ли вводить эту игру в образовательный процесс?

Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Любой знакомый с современной лаптой знает насколько это силовая, быстрая и главное демократичная игра.  Именно такая игра нужна России.

  1.  Ведение.

Проект «Лапта» (далее Проект) предназначен в помощь учителям физической культуры для организации и проведения уроков физической культуры в рамках третьего часа, внеурочных и внеклассных занятий в рамках группы продленного дня  и др.

В проекте дается примерный план занятий по лапте на учебный год.  В зависимости от образовательной деятельности каждое учреждение может внести дополнительные часы занятий по лапте. В данном Проекте предлагаются не менее одного занятия в неделю в каждом классе.

        Финансовые расходы на Проект производятся за счёт средств образовательного учреждения, спонсорской помощи.

Предусмотренные в Проекте мероприятия позволят обучить игре в лапту  детей  разного возраста, что послужит дальнейшему развитию навыков этой игры среди учащихся образовательных организаций района  и как результат - массовое увлечение детей этой игрой.

Проект предусматривает:

  • проведение мониторинга усвоения навыков игры в лапту учащимися ОО;
  • организацию урочных, внеурочных, внеклассных мероприятий по игре в лапту;
  • организацию физкультурно-оздоровительных, спортивных соревнований, турниров, первенств  по игре в лапту на базах ОО района и  физкультурно-оздоровительных комплексов;
  • координацию деятельности учителей физической культуры общеобразовательных школ по развитию игры в лапту в Туймазинском районе.

Приоритетность данных направлений связана с тем, что намеченные мероприятия дают возможность привлечь учащихся образовательных организаций к систематическим занятиям физической культурой, совершенствованию навыков игры, обеспечить участие детей в соревнованиях различного уровня.

Достижение целей и решение задач Проекта осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Реализация мероприятий Проекта позволит к концу 2021-2022 учебного года увеличить количество учащихся ОО, умеющих играть в лапту, осуществить изменения динамики заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у детей в сторону понижения негативных показателей.

  1. Вопросы, направляющие Проект.

Основополагающий вопрос при разработке проекта:

  • Почему важно и нужно заниматься подвижным видом спорта?

Проблемные вопросы:

  • Какое значение имеют занятия в лапту в развитии учеников?
  • Как эффективно и целесообразно распределить часы занятий  игры в лапту для каждого класса в течение учебного года?
  • Как лучше организовать городские соревнования по лапте?
  1.  Цели и задачи Проекта.

Основными целями Проекта являются:

  • совершенствование педагогических и организационных условий способствующих эффективному обучению игры в лапту учащимися МБОУ СОШ № 1 с.Кандры;
  • развитие и удовлетворение потребностей учащихся в занятиях по лапте;
  • массовое приобщение детей, подростков, учащейся молодёжи и их родителей к регулярным занятиям по лапте.

В процессе достижения поставленных целей предстоит решить следующие задачи:

  • разработка и внедрение эффективной системы организации и проведения занятий, турниров и соревнований по лапте среди учащихся школы;
  • развитие качества навыков игры в лапту учащихся;
  • создание условий для творческой реализации навыков игры в лапту;
  • распространение опыта работы по организации обучения игры в лапту среди ОО района.
  1. Целевые группы Проекта.
  • учащиеся среднего школьного возраста (5-9 классы);
  •  учащиеся старшего школьного возраста (10-11 классы);
  1. Анализ внутренней и внешней среды для реализации Проекта.

Внутренняя среда:

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рост числа обучающихся заинтересованных в занятиях лаптой

1. Недостаточная оснащенность инвентарём  

2. Спортивный зал/площадка с достаточной площадью для проведения занятий по лапте

2. Нехватка временного ресурса

Внешняя среда:

Возможности

Ограничения и риски

1. Обмен опытом игры в лапту с другими ОУ района, области

1. Мало ОО района, учащиеся которых лаптой.

2. Регулярные контакты с другими учителями  и обучающимися ОО района  

  1. Первоочередные задачи:                                                                                                            
  • изучить нормативно-правовую базу для реализации проекта;
  • создать перспективную образовательную программу по лапте;
  • изучить правила по технике безопасности при игре в лапту в закрытых помещениях и на открытом воздухе;
  • усовершенствовать материально техническое оснащение спортивного зала/площадки;
  • организовать родительскую общественность для помощи в реализации Проекта.
  1.   Сроки реализации проекта.
  1. Проект реализуется в течение трёх учебных года (2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные года). При необходимости в проект могут быть внесены изменения и корректировки с учетом итогов каждого учебного года.
  1.   Необходимое оборудование.

 Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г и теннисный мяч.

  • Площадка размером 40-55м в длину и в 25-40м ширину;
  • цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г;
  • теннисный мяч;
  • компьютер с подключением к сети Интернет.
  1.   План реализации Проекта.
  1. Подготовительный этап:
  • разработка и утверждение Положения  о работе проекта;
  • разработка планов работы отдельных направлений;
  • создание экспертной группы для оценки эффективности работы проекта;
  • знакомство с целями и задачами проекта.
  1. Основной этап:
  • развитие информационной и коммуникативной компетенции через применение мультимедийных средств, ресурсов Интернета;
  • установление контактов с учащимися ОО района: организация товарищеских встреч, турниров, соревнований;
  • участие в соревнования по лапте в районе, области;
  • публикации результатов проведения соревнований в районной газете «Туймазинский вестник»; на школьном сайте, в группах школы в соц.сетях,  в сети Интернет;
  • разработка и создание методического пособия по комплексу упражнений для разминки.

Основные направления мероприятий проекта.

I. Развитие качества навыков  игры в лапту у учащихся среднего звена общеобразовательных учреждений

1.1

Разработка ежегодных планов занятий с учащимися среднего и среднего уровней ОО  в рамках урочной и внеурочной деятельности

Учителя физической культуры

1.2.

Совершенствование форм и методов уроков физической культуры, проведение третьего часа физкультуры – игра в лапту

Учителя физической культуры

1.3.

Обучение учащихся среднего и старшего уровней технике  игры в лапту в рамках третьего часа уроков физической культуры

Учителя физической культуры

1.4.

Организация и проведение внеурочных занятий  по игре в лапту с учащимися среднего и уровня с привлечением родительской общественности

Учителя физической культуры

1.5.

Проведение с учащимися среднего и старшего уровней  школьного этапа  соревнований по лапте  с приглашением обучающихся из других ОО района

Зам. директора по УВР

II. Организация физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий

2.1.

Организация и проведение первенства  школы  по лапте

Зам.  директора по  ВР

2.2.

Приглашение на дружеские встречи обучающихся из других

Зам. директора по  ВР

III. Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни

3.1.

Изготовление и размещение социальной рекламы по пропаганде спорта и здорового образа жизни при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

Учителя физической культуры

5.2.

Создание  на сайте школы  «спортивной страницы» и постоянное её обновление

Администратор сайта

5.3.

Выпуск информационных буклетов, памяток по лапте.

Учителя физической культуры

  1. Заключительный этап:
  • анализ достигнутых результатов;
  • определение перспектив дальнейшего развития.
  1. На каждый учебный год для среднего уровня и старшего уровня  обучения составляется индивидуальный учебный план занятий по лапте в рамках третьего часа урока физической культуры и внеурочной деятельности.
  1.  Планируемые результаты Проекта.

для учителя:

  •  создание условий для повышения педагогического мастерства, использование передовых педагогических технологий;
  •  повышение мотивации школьников к занятию физической культурой и спортом;
  •  совершенствование умений в области ИКТ технологий;
  •  распространение опыта работы и создание методической копилки.

для учащихся:

  •  повышение уровня подготовки по физической культуре;
  •  совершенствование навыков игры в лапту;
  •  расширение круга общения учащихся со сверстниками ОО района и области;
  •  повышение взаимопонимания с родителями;
  •  приобретение навыков публичных выступлений.
  1.  Формы представления результатов.

Размещение информации

  •  На сайте школы
  •  На педагогических сайтах
  •  В СМИ (районная газета «Туймазинский вестник»)

Оформление стенда

  •  фотодокументы соревнований
  •  турнирные таблицы командных и личных первенств
  •  Грамоты победителей

Презентация

  •  Методических пособий
  •  Мультимедийных разработок уроков

15. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

В результате реализации Проекта к концу 2021-2022 учебного года ожидается:

1. Увеличение удельного веса учащихся, умеющих играть в лапту от общего числа детей, посещающих ОО.

2. Увеличение доли учащихся, регулярно посещающих уроки физической культуры.

3.  Изменение динамики заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у детей в сторону понижения негативных показателей.

4.  Привлечение внимания родителей на необходимость занятий активным видом спорта, как одно из средств формирования здорового образа жизни своих детей.

      16. Система контроля за исполнением проекта.

Контроль за ходом  выполнения  Проекта  осуществляет  администрация МБОУ СОШ № 1 с.Кандры. Учителя физкультуры  ежегодно по итогам учебного года к 25 июня представляют информацию о ходе реализации  мероприятий Проекта зам. директору по УР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Дополнительная образовательная Программа "Лапта"

Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся....

Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»

VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия  Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Образовательный проект Тематика образовательного проекта: «Народное искусство и культурное наследие»

Актуальность проекта. На сегодняшней стадии формирования общества развитие патриотизма выдвигается как одно из условий последующего социального прогресса. Патриотическое развитие индивида представляет...