Панический страх перед выступлением
статья по физкультуре

Левина Татьяна Юрьевна

У многих людей существует боязнь выступать на публику. Владея знаниями по своей теме, отдал бы всё, лишь бы не вызывали вперёд и не давали слово. Если не бороться с этой проблемой, она от вас никуда не уйдёт. Моя статья для тех, кто всего боится. Конкретнее, речь идёт о выступлениях. Моя статья для учеников, студентов, учителей и педагогов, а также для спортсменов. Хочешь избавиться от своей проблемы? Тогда читай дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Панический страх перед выступлением

Левина Татьяна Юрьевна, ГБОУ СОШ №608 имени Героя Советского Союза Зины Портновой, учитель физической культуры

У многих людей существует боязнь выступать на публику. Владея знаниями по своей теме, отдал бы всё, лишь бы не вызывали вперёд и не давали слово. Если не бороться с этой проблемой, она от вас никуда не уйдёт. Моя статья для тех, кто всего боится. Конкретнее, речь идёт о выступлениях. Моя статья для учеников, студентов, учителей и педагогов, а также для спортсменов. Хочешь избавиться от своей проблемы? Тогда читай дальше.

Страх – боязнь приближения опасности. От него хочется убежать, предотвратить дальнейшие действия. В основном, этим чувством мы обладаем с рождения. Усугубить степень имеющегося у нас страха может пережитая нами опасная ситуация.

Расскажу на своём примере. В младшем возрасте я практически ничего не боялась. Стала заниматься спортом – прыжками на батуте. Не давала себя в обиду, умела за себя постаять. При обучении акробатическим элементам, без вопросов их осваивала. На соревнованиях пыталась показать наилучший результат. В других городах и странах ходила и передвигалась одна, и меня это никак не смущало. В возрасте 13 лет что-то произошло в моём организме. Обучаться новым элементам было страшно от того, что можно получить травму или вылететь с батута. Результаты стали падать. Если раньше от выступлений я ждала первое место, то в подростковом возрасте и старше довольна была тем, что комбинацию исполняла до конца. На тренировках работала в обычном режиме. На соревнованиях в день выступления сердце часто колотилось, тело становилось холодным, ноги тряслись, язык «немел» (не связать несколько слов). И вот, тебя вызывают на выступление. В момент выполнения упражнения вместо того, чтобы оттачивать технику каждого элемента, думала о том, как бы комбинацию доделать до конца и не упасть.

Приведу пример и в области теоретических знаний. Как в школе, так и в институте, проверяли домашнее задание или сдавали экзамен. Даже, если у меня были готовые ответы, никогда не рвалась выступать. Пусть будет оценка «четвёрка», но, чтобы не выходить к доске или отвечать перед аудиторией. Во мне сидело огромное внутреннее беспокойство, я кусала ногти, повышенная тревожность таилась во мне. А во время ответа могла растеряться, забыть всю речь, не ответив должным образом. Поэтому, почти всегда то, что нужно было пересказать, заучивала наизусть. Что делать человеку, чтобы он был уверенным в себе и поверил в свои силы? Всё приходит с опытом. Все совершают ошибки и на них учатся. Люди бывают разными: самоуверенными, амбициозными, полными энергии, или писимисты, опускающие руки, не способные, как им кажется, с чем-то справиться. Работая учителем в школе, за годы работы познакомилась с коллегами приезжими. По общению, по их работе делаю вывод, что эти люди совсем отличаются от наших, местных, городских. Такие личности ничего не боятся: ни свою работу, ни людей, с которыми работают. У них всегда и на всё есть ответ, они за себя всегда смогут постоять. Вот почему так?

Хочу вами, моими читателями, рассмотреть понятие «страх» в области преподавания. Самым волнительным моментом в этой области может являться проведение уроков. Они заключаются в преподнесении материала обучающимся. У преподавателей, в основном, молодых, возникает страх находиться перед детьми. Когда все взгляды направлены только на тебя. В такой момент думаешь, как бы не запнуться, быть спокойным, не терять связь между предложениями, а куда ученики смотрят в этот момент, а слушают ли они тебя? Может появится страх перед проведением уроков, когда знаешь, что к тебе придёт класс с непослушными учащимися. Они могут сорвать тебе урок, разбросать мусор, подшучивать над твоими словами. В таком случае, не нужно закрывать на это глаза. Ничего не предпримешь, останется также, а то и хуже. Дети обязаны тебя уважать. Не можешь справиться сам, обратись за помощью. В школе есть завуч по воспитательной работе, социальный педагог, классный руководитель. Есть родители, которые несут за них ответственность. Всё решаемо. Действуй.

Особо волнительно проводить открытые занятия, мастер классы, выступления на публику с докладом. Работая учителем, это всё равно неизбежно. Если говорить про физическую культуру и спорт, то все спортсмены выступают на соревнованиях. Это называется ситуация эмоционального напряжения. Знаешь, что у тебя одна попытка, есть соперники, которых нужно опередить и одержать победу, есть зрители, которые на тебя смотрят.

Когда мы выбираем вид деятельности, мы должны понимать, что от нас потребуется. Если мы устраиваемся на должность учителя, для себя должно быть понятно, что учителя должны слушать и уважать. Я должен обладать знаниями в своей области, в области педагогики и психологии. Я обязан уметь объяснять тему, заинтересовывать детей, давать объяснения, почему это нужно. Учитель должен понимать, что проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий неизбежно.

Можно привести в пример урок физической культуры. На занятиях физкультурой учитель обучает детей элементам, упражнениям для развития каких-то качеств. Он может попросить ученика, зная, что тот справится с его техникой, показать элемент или упражнение, объясняя при этом каждую деталь, каждую часть задания. Учитель может показать элемент на экране, если есть все для этого приспособления. Для такого урока нужно подготовиться, наладить аппаратуру. Учитель может сам показать задание. У преподавателя при показе может возникнуть чувство страха в связи с ошибочной техникой исполнения, или это вызовет смех у учеников. Элемент нужно сделать безошибочно, чтобы никто не сомневался и не задавал вопросы. Когда преподаватель задействован с учениками в уроке, играет с ними, показывает задания, у детей появляется больший интерес. Чтобы быть ещё лучшим учителем физической культуры, нужно, как уметь обучать детей, так и самому уметь выполнять те же задания. Если ты не владеешь техникой элемента, нужно тренироваться. За счёт тренировок ты повысишь уровень своего мастерства. От грамотно продемонстрированного элемента, не будет появления паники.

Подведём итоги. Мы видим здесь одни и те же причины, из-за которых возникает страх: вещаем перед классом на публику, участвуем в соревнованиях, а не тренируемся, взгляды людей направлены на нас. К таким ситуациям нужно привыкнуть. Чем чаще ты попадаешь в эти ситуации, тем уровень страха постепенно будет «падать». Если в начале проведение уроков вызывало волнение, то по истечению времени становилось проще. Ведь сколько уроков в день ты даёшь детям? А в неделю? А за год? Возможно, в дальнейшем ты с ними будешь справляться, как с обычной ситуацией. Побори себя: участвуй в семинарах, выступай с докладом, не стесняйся высказывать своё мнение, ты не хуже и не глупее других. И о спорте: ты начинаешь принимать участие в соревнованиях городского уровня, всероссийского. Всё приходит с опытом. Чаще выступай, меньше страха будешь испытывать на соревнованиях.

Как мне кажется, случаются в жизни проблемы поважнее. Человек встречается с житейскими проблемами, проблемами со здоровьем. Всё это мы переживаем. Справившись с этим, то, что было описано ранее, кажется ерундой. Жизнь одна. Выживают сильнейшие. Слабые остаются позади. Старайся быть впереди других, быть лидером, не сдавайся сразу. Живи, хотя бы с такой позицией. Это поможет тебе двигаться дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с состоянием страха перед ответом у доски

Занятие направлено на формирование навыка управления стрессом, снятия эмоционального напряжения и страха перед ответом у доски, знакомство учащихся с упражнениями для снятия эмоционального напряжения...

Как преодолеть страх перед экзаменами

Методика преодоления страха,снижения тревожности в период подготовки к экзаменам,которая помогает успокоиться,настроиться и сконцентрироваться перед экзаменами....

Беседа для старшеклассников "Как преодолеть страх перед экзаменами?"

В беседе большое внимание уделяется  психологическим установкам по отношению к экзаменам и способам преодоления трудностей при подготовке к экзаменам и во время их проведения....

Статья. Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение ребенка. Как помочь ребенку справиться с этим состоянием, как помочь преодолеть страх перед неудачей....

Как побороть страх перед ответом у доски?

Ситуация эта (ответ у доски) - для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному.  У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя...

Как преодолеть страх перед экзаменом?

консультационный материал для выпускников...