Подготовка школьных спортивных команд.
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бадалов Вагиф Энверович

Школьный спорт – составляющий элемент спорта, который присутствует в учебных заведениях, способный объединить спортивно-массовый сектор и сектор высших достижений.

Улучшение научного и систематического обеспечения подготовки школьных команд, а также усовершенствование сути и структуры спортивной тренировки, обеспечивают усовершенствование тренировочных занятий в командно-игровых видах спорта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_shkolnyh_sportivnyh_komand.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный спорт – составляющий элемент спорта, который присутствует в учебных заведениях, способный объединить спортивно-массовый сектор и сектор высших достижений.

Улучшение научного и систематического обеспечения подготовки школьных команд, а также усовершенствование сути и структуры спортивной тренировки, обеспечивают усовершенствование тренировочных занятий в командно-игровых видах спорта.

В настоящее время подготовка спортсменов высокого класса в командных играх спорта обязательно должна сопровождаться научно-методическим обоснованием тренировочных и соревновательных нагрузок, выбором наиболее эффективных тренировочных средств и методов, применением эффективных психологических и медицинских технологий повышения работоспособности школьников, обеспечивающих достижение школьных команд. Именно от психологической готовности, физической формы, спортивной сноровки, а главное от правильной тактики зависит успех в соревнованиях участие, в которых проходит в командной форме.

Физическое совершенство в полном объеме направлено на развитие организма школьника, укрепление его здоровья, совершенствование двигательных качеств и умений, и тем самым – на создание устойчивой функциональной базы для всех видов спорта.

Непрекращающийся рост степени развития физических способностей является необходимым условием для увеличения нагрузок во время тренировочного процесса. Обращаясь к статистике за последние несколько лет можно убедиться, что показатели таких нагрузок увеличились в 2, а то и в 3 раза. Для соответствия таким нагрузкам обязательно наличие высочайшей подготовленности спортсмена. Поэтому повышению объема и интенсивности тренировочных нагрузок способствует повышение уровня физической подготовки.

Общая физическая подготовка, а то есть совершенствование таких качеств как сила, скорость, ловкость, гибкость и выносливость, направленных на всеобъемлющее развитие человека, старается достигнуть и удержать наиболее соответствующий уровень физического состояния и общей подготовки, устраняя всяческие недостатки.

Различные вариации естественных видов движений, такие как ходьба, бег, метание, плавание и различные развивающие упражнения, играют не маловажную роль в занятиях по ОФП. К форме, имеющей первостепенное значение в проведении тренировок по ОФП, следует относить самостоятельные занятия комплексами физических упражнений. Например, в начале дня следует прибегнуть к гигиенической гимнастике, в течение всего дня также не следует забывать об упражнениях, не станут лишними самостоятельные занятия в любое свободное, но подходящее для этого, время.

Кроме этого для участие в соревнованиях необходима специальная подготовка. К этому относится процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта).

СФП нацелена на развитие физических способностей, отвечающих специфике приоритетного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития, не исключая воспитания способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности, формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. СФП невозможно представить без специально-подготовительных и соревновательных упражнений.

Широким распространением в школах пользуются игровые виды спорта, такие как баскетбол, волейбол, футбол. Ни одна из приведенных игр не может обойтись без хорошей физической подготовленности и тактического мастерства каждого игрока, ведь все эти игры отличаются динамичностью и увлекательностью, а главное без коллективного духа, который создает каждый игрок и вся команда в целом.

Таким образом, игры сформировывают умения и навыки образцового участия в коллективной работе, так необходимой каждому человеку в будущем, а уж тем более специалистам любого профиля, а регулярные занятия этому способствуют наилучшим способом.

В подготовке школьных команд также немало важную роль играет и психологическая готовность. Именно психология в спорте позволяет высветить такие качества, как активность и упорство, трудолюбие, способность мобилизоваться во время спортивных испытаний.

Однако немалые усилия нужно приложить к природным свойствам центральной нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность), чтобы усовершенствовать их. Не стоит забывать о самостоятельности, непоколебимости, целеустремленности каждого спортсмена. Например, благоуспешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением может являться показателем упорства проявления волевых усилий студента, а исполнение сложных координационных упражнений может говорить о настойчивости.

Из всего выше перечисленного следует подчеркнуть, что необходимо изучать личность со всех сторон, а не только какую-то одну способность. Если мы видим спортсмена в команде с оптимистичным настроем, зараженным на борьбу, который демонстрирует волю к победе, то это значит, что тренер смог настроить своего ученика на участие в командных видах спорта.

Несомненно, физическая и психологическая подготовка важны, но немаловажна и научная база спортсменов. Теоретическая подготовка вмещает все то, что ориентировано на осознание спортивной деятельности, интеллектуальных способностей и всего что с этим связано, ведь без этого невозможно достигнуть намеченных целей. Под теоретической подготовкой подразумевают теорию и знания, приведенные в научной, в учебно-методической литературе, которая способна объяснить спортивную практику. Поэтому первоочередное значение в умственном и аналитическом образовании имеют теоретические знания, но обязательно в сочетании с практикой, то есть с тренировками.

Исходя из вышеупомянутого, теоретическая подготовка должна рассматриваться как не похожая на других база повышения технической, тактической и психологической подготовленности. Занятиями теорией не должны пренебрегать никакие спортсмены. Такие занятия способствуют применению на практике знаний полученных в моменты изучения теории.  

Обычно теоретическая подготовка проводится в форме лекций, бесед, семинаров, также возможно и самостоятельное изучение материала. Но для того чтобы такая подготовка приносила максимум пользы нужно разделять степень сложности материала предоставленного для изучения для студентов различной подготовленности. Конечно, более всего целесообразна тактика занятий, которая могла бы заинтересовать всех, независимо от уровня имеющихся знаний. Примером такого занятия может послужить коллективный обзор статьи, которая будет интересна каждому члену команды. Но нужно всегда помнить, что такой способ донесения нужной информации для школьников должен сопровождаться аргументацией тренера и анализом результатов проделанной работы.

Последним важным критерием в подготовке студенческих команд является правильная тактика. Система форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований называется тактикой. Тактическая подготовка школьника-спортсмена направлена на то, чтобы достичь спортивного мастерства в том виде спорта, который он избрал.

В спортивных играх тактика определяется как организованное взаимодействие всех игроков, которое направлено на достижение победы над соперником. Именно такая тактика и называется командной, так как воплощается в жизнь командой спортсменов с общими целями и задачами, но несущие различные функции (вратарь, защитник, нападающий).

Тактика может быть пассивной, активной и комбинированной (смешанной):

  • Пассивной тактикой называют заблаговременно предустановленную передачу инициативы противнику, для того чтобы в необходимый момент совершить активные действия.  
  •  Активная тактика - это принуждение соперника к действию, которое выгодно для себя.
  • Смешанная тактика представляет собой совокупность двух тактик: активной и пассивной.

Тактика школьной команды в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ними. Все задачи можно классифицировать в 4 группы:

1. Показать наивысший результат, возможно с установлением нового рекорда;

2. Выиграть соперника независимо от полученного результата;

3. Стать лучшим на соревнованиях и завоевать лидирующее положение с высоким результатом;

4. Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований.

В зависимости от поставленной какой-либо одной из этих задач и будет выбрана подходящая тактика для данных соревнований.  

Спортивно-тактическая  подготовка  является педагогическим процессом, который устремлен на овладение рациональными способами спортивного поведения в условиях соревнований.  Ключевыми факторами в педагогическом процессе становятся изучение основ тактики выбранного вида спорта, способов судейства, анализ опыта сильных спортсменов, достигших высоких результатов, моделирование в процессе тренировок возможных ситуаций, которые могут появиться во время соревнований. Его результатом становится обеспечение определенного уровня тактической подготовленности команды. Все это находится в тесной связи с выбранными приемами, со способами их применения и главное с выбранной тактикой и ее формами. Также этот процесс включает правильное распределение сил и применение приемов психологии на соперника. Можно сказать, что польза тактики в том, чтобы вычислить наилучшее использование приемов, для того чтобы они поспособствовали команде с максимальной эффективностью реализовать свои возможности и с минимальными потерями преодолеть противника.

В  основе  спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана команды  уровню  развития  физических  и  психических  качеств  игроков,  их  технической  подготовленности  и теоретических знаний. Именно качество тактического мышления, а так же знания и умения составляют основу спортивно-тактического мастерства.  

Заключение

По всем изученным данным, можно сделать вывод, что целью физического воспитания в школах становится подготовка развитых и высококвалифицированных ребят не только в своей области, но и на спортивной арене. Современный специалист должен быть культурным и спортивно развитым человеком. Однако следить за собой и своим здоровьем по определенному графику достаточно трудно, но если справится с такой нужной для себя задачей, то удастся справить и с другими, более сложными задачами, встречающимися на пути каждого человека.

Следует также отметить, что процесс обучения нужно формировать в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и подготовленности студентов, а также с учетом психологических особенностей.

Таким образом, занимаясь спортом сейчас, школьник-спортсмен не только проникает в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определяет путь рационального развития и использования, имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышая общую работоспособность, тем самым укрепляя свое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня

Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...

Организация дополнительных занятий по общей физической подготовке и через деятельность школьного спортивного клуба

Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениям...

Методические рекомендации по подготовке школьной команды к районному туристскому слету учащихся

Данное методическое пособие создано с целью оказания теоретической и практической помощи руководителю школьной команды при подготовке к туристскому слету.Пособие включает нормативные документы по турс...

Торжественное закрытие соревнований среди команд общеобразовательных учреждений Таймырского муниципального района «Школьная Спортивная Лига Таймыра»

Сценарий торжественного закрытия соревнований среди команд общеобразовательных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района  «Школьная Спортивная Лига Таймыра»....

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективно...

Благодарность за помощь в подготовке и направлении команды для участия в XI Всероссийской военно-спортивной игре "Кадеты Отечества"

Благодарность за помощь в подготовке и направлении команды для участия в XI Всероссийской военно-спортивной игре "Кадеты Отечества"...

Проект по подготовке школьной команды к окружной интеллектуальной игре «Центрального округа» города Новосибирска «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы» проходит каждый год. 3 раза в год собираются команды с разных школ и играют. В проекте представлена система подготовки к окрежному этапу игры. Данная система показывает свою э...