Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вяткина Елена Леонидовна

В статье приведены примеры использования большого арсенала педагогических технологий на уроках физической культуры в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вяткина Е.Л. , учитель физической культуры ГБОУ СОШ №501 г. Санкт-Петербурга

Использование современных педагогических технологий на уроках                                                   (из опыта работы учителя физической культуры)

                    Современный урок физической культуры, построенный в соответствии с ФГОС, невозможен без применения разнообразных педагогических технологий. О некоторых из них я расскажу в этом докладе.

Первая, и на мой взгляд, самая важная - это здоровьесберегающая технология, элементы которой применяются мною на всех уроках во всех классах.

Она направлена на формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни и вот её конкретные составляющие:

  • Изучение правил техники безопасности в начальной школе, повторение и требование неукоснительного их соблюдения в средних и старших классах.
  • Контроль за соответствием спортивной формы температурному и двигательному режиму на уроке.
  • Объяснение  правил подбора одежды для занятий различными видами спорта.
  • По возможности, проведение максимального количества уроков на улице, либо в хорошо проветриваемом спортзале.
  • Контроль за соблюдений гигиенических требований (особенно - чистота в зале)
  • Проведение бесед, викторин, конкурсов о здоровом образе жизни и профилактике таких вредных привычек, как переедание, гиподинамия, компьютерная зависимость, курение и т.д.
  • Начиная со 2 класса поощряется ведение дневника самостоятельных занятий физическими упражнениями во внеурочное время.
  • Дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают активное участие в процессе урока, выполняя комплекс дыхательных упражнений, упражнения облегчённой суставной гимнастики , а также   в качестве докладчиков теоретического материала, судей, помощников учителя и т.д.
  • Беседы, презентации, доклады  о роли закаливания для профилактики простудных заболеваний
  • Беседы о роли зарядки в режиме дня и составление различных комплексов утренней гимнастики
  • На родительских собраниях, особенно в начальной школе, я провожу беседы о семейных традициях здорового образа жизни.                                                                                                                            Результат использования технологии- повышение интереса к регулярным занятиям физической культурой; снижение заболеваний и уровня травматизма на уроках.

Следующая технология, получившая широкое применение в последнее десятилетие-это информационно- коммуникационная технология

Основная цель её применения- повышение качества образования. Применение этой технологии во многом связано с оснащением спортзала компьютером, проектором, наличием интернета. И, конечно, со степенью подготовки учеников в области владения навыками работы на компьютере, планшете или смартфоне.

Эту технологию я применяю в следующих случаях:

  • Показ презентаций обучающего характера, выполненных мной, либо учениками старших классов. Например, история олимпийского движения, или правила игры в баскетбол, или первая помощь при травмах, и т.д.
  • Просмотр обучающего видео о технике выполнения различных видов движений. Например, прыжок в длину с разбега, спринтерский бег, выполнение акробатических комбинаций, нападающий удар в волейболе и т.д.
  • Съёмка техники выполнения разучиваемых элементов с последующим их просмотром и анализом собственных ошибок. Но это- только индивидуально и с согласия самого ученика.
  • Осуществление контроля теоретических знаний через тестирование в компьютерном классе. Тесты по большинству изучаемых тем готовятся (под моим руководством) учениками, освобождёнными от практических занятий физкультурой.
  • Создание школьной группы в контакте, в которой оперативно размещается информация о всех школьных спортивных событиях, отмечаются результаты выступления сборной команды школы на районных и городских соревнованиях, а также публикуются основные правила спортивных игр, спортивные новости всероссийского и мирового уровня. Веду эту группу я совместно со спортивным активом школы.

 В целом, применение ИКТ на уроках физкультуры позволило значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке, привить интерес к урокам физкультуры, а также повысить уровень знаний и умений учеников.

Технология сотрудничества

Цель -научиться работать в группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Как правило, класс делится на группы по 2-3 человека и в зависимости от этапа обучения, таким методом решаются следующие задачи:

  • развитие наблюдательности и умения правильно выполнять показанные элементы техники отдельных упражнений. Применяется на этапе обучения новым видам движений. Например, техника сгибания рук в упоре лёжа, техника ведения мяча, техника низкого старта и т.д. Ребята по очереди выполняют роль учителя, показывая упражнение, а затем исправляя ошибки у своих партнёров.
  • обучить умению применять технику изученного упражнения в действии.  Эта задача решается  при совершенствовании двигательных навыков в соревновательной деятельности, где каждый участник группы соревнуется с товарищами в качестве или количестве выполненных упражнений
  • развитие умения взаимодействовать с товарищами, осуществляя контроль результатов друг у друга
  • умение взаимодействовать а команде развивается на этапе игровой и соревновательной деятельности, где 2-3 учеников выступают, как одна команда.
  • обучение рефлексии- в конце групповой работы отметить, что хорошо получалось у партнёров и какие собственные ошибки были допущены.

Результат использования технологии - умение применять разные способы коммуникации

и умение оценить свою работу и работу группы.

     Фитнес-технологии

Цель- развитие координации и музыкально- ритмических способностей. Не скрою, это одна из моих любимых технологий, которую я применяю на многих уроках во всех классах. Она позволяет сделать урок более эмоциональным, разнообразным и насыщенным. Вот некоторые примеры использования этой технологии:

  • Тема"общеразвивающие упражнения", 1-2 класс. Комплекс ритмической гимнастики под музыку
  • Тема"упражнения со скакалкой" 3-4 класс. Серии прыжков в различной технике без скакалки, синхронные прыжки в парах, прыжки через скакалку поодиночке, в парах- все эти серии выполняются под музыку, прыжки через длинную скакалку по одному, парами, группой 3-5 человек.
  • Тема"развитие быстроты" - упражнения на тренажёре "лесенка" , очень популярное у футболистов, фехтовальщиков , боксёров. Применяю на всех классах, усложняя технику и увеличивая темп по мере развития координационных способностей учеников. На этапе разучивания выполняется без музыкального сопровождения, а затем можно увеличивать темп, ставя соответствующий ритм.
  • Тема "развитие силы" , начиная с 5 класса. Упражнения с резиновыми бинтами в парах и в кругу. При разучивании комплекса- без музыкального сопровождения, затем под музыку.
  • Фитнес-комплекс для девушек 8-11 классов, включающий танцевальные комбинации, степ-тренировку, упражнения для отдельных групп мышц с гантелями, мячами, гимнастическими палками, стретчинг, элементы йоги.
  • Тема "совершенствование техники ведения б\б мяча" . Применяю у девушек старших классов  и на тренировках по баскетболу у младших школьников. отрабатывается техника ведения мяча в соответствии с заданным ритмом, с различным отскоком и из различных положений.

Одним из главных результатов применения этой технологии является улучшение эмоционального состояния учеников, а также повышение их координационных способностей.

Приведу пример использования различных технологий при изучении одной и той же темы , с 1 по 11 класс. Тема" прыжок в высоту".

1-2 класс. Игровая технология. Ребята учатся прыгать, играя в различные подвижные игры и участвуя в эстафетах с перепрыгиванием различных препятствий

3-4 класс Технология использования межпредметных связей. На презентации в классе ребята узнают о том, как прыгают различные представители животного мира и за счёт каких особенностей строения организма это происходит. Затем разговор переходит на строение человека и путём обсуждения ребята приходят к пониманию основ техники прыжка в высоту.

5-6 класс Применение ИКТ . Просмотр презентации и видео "основы техники прыжка в высоту способом перешагивание". В качестве домашнего задания- посмотреть соревнования ЧМ по прыжкам в высоту

7-9 класс Фитнес-технологии-это серии подготовительных и прыжковых упражнений на шведских стенках, резинках, в парах под музыкальное сопровождение

10-11класс Технология разноуровневой дифференциации. В зависимости от гендерной принадлежности, степени подготовленности и от физиологических особенностей строения тела  ученики выполняют прыжки через резинку или планку, в различной технике ( согнув ноги, перешагиванием, сальто, флопом) и на различную высоту. Оценивается техника выполнения прыжка.  При таком подходе прыгают все, не боясь получить плохую отметку.

Использование различных технологий позволяют сделать урок физкультуры более интересным, насыщенным , продуктивным, что повышает интерес школьников к занятиям физической культурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование современных технологий на уроках физической культуры в школе"

Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...

Исследовательская статья "Использование современных технологий на уроках физической культуры"

В данной статье рассматривается влияние современных технологий на развитие личности школьника....

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Методическая разработка "Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство повышения мотивации обучающихся"

В методической разработке представлена методика проведения урока из раздела : «Гимнастика» по теме «Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство по...