Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
статья по физкультуре

Кириллова Ольга Владимировна

       Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

 В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС нового поколения»

(из опыта работы)

Кириллова О.В., учитель

 физической культуры МБОУ -  СОШ №175

Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?

    Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

    В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.

    Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

    В программе развития российского образования сегодня наиболее приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление детей и подростков. Одним из средств их решения становится здоровьесберегающая педагогика, без которой педагогический процесс в современном образовательном учреждении немыслим.

    В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и Послании Президента РФ Федеральному собранию (2016 г.) говорится, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья.

    Предмет физическая культура включен в школьная систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

    В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета "физическая культура” состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Оздоровительные задачи физической культуры:

1. Содействовать укреплению здоровья, разностороннему и оптимальному развитию физических способностей, формированию и развитию двигательных навыков, снятию утомления и повышению физической и умственной работоспособности.

2. Развивать и укреплять органы дыхания и сердечно-сосудистой системы, способствующие улучшению обмена веществ и повышению жизнедеятельности организма.

3. Предупреждать и осуществлять коррекцию функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.

4. Сформировать способность к закаливанию организма, развитию гигиенических навыков, привычки повседневно заботиться о своем здоровье и др.

5. Осуществить формирование грамотного отношения к своему телу, содействующего развитию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

6. Привить ребенку навыки здорового образа жизни: обеспечить закаливание, выработку привычек и потребности к самостоятельным занятиям физической культурой в целях повышения функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью, повышения физической и умственной работоспособности, иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; обучение рациональному дыханию, формированию правильной осанки, при необходимости ее коррекции.

    Особенность физического воспитания и образования - воздействие на организм человека, происходит в процессе двигательной деятельности. Двигательная активность школьников выступает ведущим условием физического развития и совершенствования личности. Физиологи определяют движение как важный естественный стимул .жизнедеятельности организма, тренировку различных его органов и систем (А.Г. Хрипкова). Благодаря движениям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек лучше переносит нагрузки, он более устойчив к болезням. Благодаря движениям, развивается способность организма изменять при необходимости уровень обменных процессов, накапливать «про запас» энергию. Всё это благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека - силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья личности в любом возрасте, но особенно в тот момент, когда организм растет. Благодаря движениям, возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки, полноценно развивается сердечно-сосудистая система. Наблюдаются положительные изменения в центральной нервной системе, под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность, повышаются сила и выносливость организма. Однако движение требует определенного энергетического обеспечения и согласованной работы различных органов и систем, причем наиболее оптимальными являются только те движения, которые с физиологической и психологической точек зрения организованы грамотно и последовательно.

    Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

    Цель здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к детям и подросткам - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья учителей и валеологическому просвещению родителей.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся .

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

Свою работу я строю в системе:

- урочная,

 - методическая,

- внеклассная,

         Моя система основана на программе по физическому воспитанию В.И.Ляха и направлена на:

 - укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

 - воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

         Эта программа соответствует Базисному Учебному Плану, определяющему образовательную область «Физическая культура», и основана на принципах вариативности, что позволяет мне подбирать учебный материал с учетом материально-технической базы нашей школы, регионально-климатических условий и половозрастных особенностей учащихся.

     Исходя из этого, свою работу строю так - ученик должен:

«знать»- основы физкультурной деятельности, технику двигательных действий, историю развития физической культуры и спорта в России, вопросы Здорового Образа Жизни;

«уметь»- технически правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия по физической культуре, соблюдать правила безопасности при занятиях, оказывать первую медицинскую помощь;

 «демонстрировать» - уровень физической подготовленности; поэтому содержание моих уроков строится по принципу «от общего к частному», и от «частного к конкретному».

Это позволяет обеспечить перевод знаний в практические навыки и умения.

         Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока:

 - развиваю и совершенствую у учащихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;

- обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта, (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр);

- обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта,

- развиваю физические качества учащихся, обучаю способам контроля за состоянием их здоровья (образовательные);

 - использую оптимальную нагрузку,

 - провожу инструктаж по технике безопасности,

- осуществляю контроль за физическим состоянием учеников,

- слежу за моторной плотностью урока;

 - на теоретических занятиях рассматриваю вопросы валеологии и здорового образа жизни (оздоровительные);

-воспитываю чувства «локтя» и товарищества на занятиях в группах, командах,

- помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;

 - развиваю волевые качества.

         Для решения задач и реализации программы я использую:

методы

- словесные (рассказ, беседа, объяснение),

- наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),

-практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная, индивидуальная работа.

 приемы

- работа в парах, тройках, командах;

 -самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;

 -объяснение;

-показ;

- контроль за состоянием здоровья учащихся;

 способы организации учебной деятельности:

 - фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),

 - групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),

 - индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),

- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).

         Это позволило мне, начиная с начальной школы, постепенно вовлечь школьников в процесс совершенствования собственных физических возможностей.

         В последние годы вопросы охраны здоровья детей стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе я считаю физическую культуру. Работаю над темой самообразования «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе».

          Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья учащихся, и в том числе через повышение двигательной активности учеников и развитие мотивации к занятиям физической культурой.

         Для решения поставленной цели я применил:

 - дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учеников, оценка ставится ученику с учетом его роста относительно себя);

 - вовлекаю школьников в соревновательную деятельность (включение элементов состязаний при проведении уроков),

- развиваю самостоятельность (через привлечение учеников к подбору упражнений и проведению разминки), провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок- турнир, урок- конкурс). В своей практической деятельности, я использую следующие здоровьезберегающие технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  • Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Беговая дорожка, тренажеры.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия.
  • Спортивные развлечения, праздники, спортивные соревнования.
  • Дни здоровья.

    Весь этот процесс положительно повлиял на результаты  моей преподавательской деятельности, что подтвердило эффективность избранного инструментария и технологической базы для работы. Многие ребята занимаются на  уроках физической культуры и в спортивных секциях футболом, волейболом, баскетболом и легкой атлетикой во внеурочное время.  У них есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.

Заключение

    Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

    Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Новизна во внедрении и практическое использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном подходе (саморазвивающее обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технология развивающего обучения, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения) и определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности, для того чтобы:

  • организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;
  • развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников;
  • сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей;
  • достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...