Главные вкладки

    Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС нового поколения
    статья по физкультуре

    Кириллова Ольга Владимировна

           Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

     В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

       

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС нового поколения»

    (из опыта работы)

    Кириллова О.В., учитель

     физической культуры МБОУ -  СОШ №175

    Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?

        Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

        В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.

        Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

        В программе развития российского образования сегодня наиболее приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление детей и подростков. Одним из средств их решения становится здоровьесберегающая педагогика, без которой педагогический процесс в современном образовательном учреждении немыслим.

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и Послании Президента РФ Федеральному собранию (2016 г.) говорится, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья.

        Предмет физическая культура включен в школьная систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

        В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета "физическая культура” состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

    Оздоровительные задачи физической культуры:

    1. Содействовать укреплению здоровья, разностороннему и оптимальному развитию физических способностей, формированию и развитию двигательных навыков, снятию утомления и повышению физической и умственной работоспособности.

    2. Развивать и укреплять органы дыхания и сердечно-сосудистой системы, способствующие улучшению обмена веществ и повышению жизнедеятельности организма.

    3. Предупреждать и осуществлять коррекцию функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.

    4. Сформировать способность к закаливанию организма, развитию гигиенических навыков, привычки повседневно заботиться о своем здоровье и др.

    5. Осуществить формирование грамотного отношения к своему телу, содействующего развитию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

    6. Привить ребенку навыки здорового образа жизни: обеспечить закаливание, выработку привычек и потребности к самостоятельным занятиям физической культурой в целях повышения функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью, повышения физической и умственной работоспособности, иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; обучение рациональному дыханию, формированию правильной осанки, при необходимости ее коррекции.

        Особенность физического воспитания и образования - воздействие на организм человека, происходит в процессе двигательной деятельности. Двигательная активность школьников выступает ведущим условием физического развития и совершенствования личности. Физиологи определяют движение как важный естественный стимул .жизнедеятельности организма, тренировку различных его органов и систем (А.Г. Хрипкова). Благодаря движениям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек лучше переносит нагрузки, он более устойчив к болезням. Благодаря движениям, развивается способность организма изменять при необходимости уровень обменных процессов, накапливать «про запас» энергию. Всё это благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека - силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья личности в любом возрасте, но особенно в тот момент, когда организм растет. Благодаря движениям, возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки, полноценно развивается сердечно-сосудистая система. Наблюдаются положительные изменения в центральной нервной системе, под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность, повышаются сила и выносливость организма. Однако движение требует определенного энергетического обеспечения и согласованной работы различных органов и систем, причем наиболее оптимальными являются только те движения, которые с физиологической и психологической точек зрения организованы грамотно и последовательно.

        Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

        Цель здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к детям и подросткам - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья учителей и валеологическому просвещению родителей.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

    ● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

    ● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

    ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся .

    В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

    Свою работу я строю в системе:

    - урочная,

     - методическая,

    - внеклассная,

             Моя система основана на программе по физическому воспитанию В.И.Ляха и направлена на:

     - укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

     - воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

             Эта программа соответствует Базисному Учебному Плану, определяющему образовательную область «Физическая культура», и основана на принципах вариативности, что позволяет мне подбирать учебный материал с учетом материально-технической базы нашей школы, регионально-климатических условий и половозрастных особенностей учащихся.

         Исходя из этого, свою работу строю так - ученик должен:

    «знать»- основы физкультурной деятельности, технику двигательных действий, историю развития физической культуры и спорта в России, вопросы Здорового Образа Жизни;

    «уметь»- технически правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия по физической культуре, соблюдать правила безопасности при занятиях, оказывать первую медицинскую помощь;

     «демонстрировать» - уровень физической подготовленности; поэтому содержание моих уроков строится по принципу «от общего к частному», и от «частного к конкретному».

    Это позволяет обеспечить перевод знаний в практические навыки и умения.

             Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока:

     - развиваю и совершенствую у учащихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;

    - обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта, (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр);

    - обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта,

    - развиваю физические качества учащихся, обучаю способам контроля за состоянием их здоровья (образовательные);

     - использую оптимальную нагрузку,

     - провожу инструктаж по технике безопасности,

    - осуществляю контроль за физическим состоянием учеников,

    - слежу за моторной плотностью урока;

     - на теоретических занятиях рассматриваю вопросы валеологии и здорового образа жизни (оздоровительные);

    -воспитываю чувства «локтя» и товарищества на занятиях в группах, командах,

    - помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;

     - развиваю волевые качества.

             Для решения задач и реализации программы я использую:

    методы

    - словесные (рассказ, беседа, объяснение),

    - наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),

    -практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная, индивидуальная работа.

     приемы

    - работа в парах, тройках, командах;

     -самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;

     -объяснение;

    -показ;

    - контроль за состоянием здоровья учащихся;

     способы организации учебной деятельности:

     - фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),

     - групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),

     - индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),

    - поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).

             Это позволило мне, начиная с начальной школы, постепенно вовлечь школьников в процесс совершенствования собственных физических возможностей.

             В последние годы вопросы охраны здоровья детей стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе я считаю физическую культуру. Работаю над темой самообразования «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе».

              Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья учащихся, и в том числе через повышение двигательной активности учеников и развитие мотивации к занятиям физической культурой.

             Для решения поставленной цели я применил:

     - дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учеников, оценка ставится ученику с учетом его роста относительно себя);

     - вовлекаю школьников в соревновательную деятельность (включение элементов состязаний при проведении уроков),

    - развиваю самостоятельность (через привлечение учеников к подбору упражнений и проведению разминки), провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок- турнир, урок- конкурс). В своей практической деятельности, я использую следующие здоровьезберегающие технологии:

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    • Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).
    • Подвижные и спортивные игры.
    • Беговая дорожка, тренажеры.

    2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

    • Утренняя гимнастика.
    • Физкультурные занятия.
    • Спортивные развлечения, праздники, спортивные соревнования.
    • Дни здоровья.

        Весь этот процесс положительно повлиял на результаты  моей преподавательской деятельности, что подтвердило эффективность избранного инструментария и технологической базы для работы. Многие ребята занимаются на  уроках физической культуры и в спортивных секциях футболом, волейболом, баскетболом и легкой атлетикой во внеурочное время.  У них есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.

    Заключение

        Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

        Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

        Новизна во внедрении и практическое использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном подходе (саморазвивающее обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технология развивающего обучения, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения) и определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности, для того чтобы:

    • организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;
    • развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников;
    • сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей;
    • достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

    Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

    Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

    Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

    В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

    Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

    Статья_Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения

    Статья обобщающая опыт использования здоровьесберегающих технологий на урока физической культуры в условиях СПО....

    Долгосрочный проект «Внедрение музыкальной квест-игры как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

    Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры, как образовательной технологии....