Формирование мотивации к занятиям легкой атлетикой
статья по физкультуре

Кононова Татьяна Владимировна

Статья на тему "Формирование мотивации к занятиям легкой атлетикой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_zanyatiyam_legkoy_atletikoy.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Формирование мотивации детей к занятиям легкой атлетикой


 «Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

(Джон Дьюи) 

Введение

Значение физической культуры в школьный период жизни человека невозможно переоценить. Оно заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Занятия физической культурой положительно сказываются на формировании, таких важных для современного общества ценностей, как стремление к достижению успеха, желание побеждать, умение противостоять не только своим соперниками, но и собственным слабостям. Понимая всю важность физической культуры в становлении успешного, здорового гражданина своей страны, надо представлять какая ответственность ложится на плечи учителей физической культуры. От того, как учитель преподает свой предмет, как ему удается сформировать у учащихся положительную мотивацию к обучению, без преувеличения, зависит здоровье и успешность современного общества.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к намеченной цели, а так же факторы, которые влияют на активность или пассивность поведения. Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний. Мотивирование деятельности учащихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными. Создание условий для повышения мотивации – очень важный момент организации занятий

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Только в совокупности различных видов мотивации можно добиться высоких, как статистических данных, так и практически увидеть, как число здоровых, спортивных, социально активных школьников возрастает

Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры. Внутренняя мотивация возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать  занятия по собственной инициативе, то есть  внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий. Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес является постоянным катализатором энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.
     Соответственно, моя основная задача сделать так, чтобы уроки физической культуры по любой из тем программного материала приносили удовлетворение и удовольствие учащимся. К решению данной проблемы я подхожу комплексно.

Одним из факторов влияющим на активность учащихся на уроке является, эмоциональный фон урока. Он может меняться в процессе, в связи с различными условиями: самочувствия, интереса к заданию. Замечание, сделанное не корректно,  может понизить активность, а похвала наоборот. Поэтому каждый учитель, если хочет, чтобы уроки проходили интересно и продуктивно, должны поддерживать радостную и доброжелательную атмосферу.

Еще один способ, повысить мотивацию – это использование современных образовательных технологий. Продумывая уроки по данной теме в старших классах, я, как правило, включаю в урок такие современные образовательные технологи, как технология дифференцированного физкультурного образования, здоровьесберегающие, соревновательные и информационно-коммуникативные технологии.

Под дифференцированным физкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.

На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д. Таким образом, технология дифференцированного физкультурного образования, помогает сохранить интерес к уроку. Также при оценке  физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Во время изучения темы «прыжок в высоту», в урок обязательно включаются комплексы по укреплению сводов стопы, так как во время такого количества прыжковых упражнений идет большая нагрузка на эту часть тела; упражнения на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает обучающемуся и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно в дальнейшей жизни. Учащиеся должны понимать, что развитие физических качеств – залог их дальнейшего здоровья, красоты, успешности.

Соревновательная технология одна из ведущих при изучении темы «Прыжки в высоту способом». Цель ее  использования стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.

Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование.  Способствует движению вперед, обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из способов разнообразить уроки физической культуры, сделать их более наглядными, интересными для современных детей. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Используя мультимедийное оборудование, тот же прыжок в высоту с помощью видео, фото, схем можно разобрать в мельчайших подробностях. Показать все фазы прыжка, объяснить ошибки и пути их исправления. Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Также создание презентаций может быть заданием для учащихся, желающих получить дополнительную оценку или для учащихся, освобожденных по состоянию здоровья от практической части урока. С помощью различных приложений, таких как learningApps.org, рисунки-google, сетевые презентации google, можно создавать красочные, интересные задания для учащихся или воспользоваться готовыми вариантами. Задания с помощью этих программ, можно сделать в виде кроссвордов, паззлов, ребусов, рисунков, что особенно нравится детям. Учащиеся воспринимают такие упражнения, как игру, но в то же время эти упражнения помогают усвоить или проверить теоретический материал или общую эрудицию. Такие задания я предлагаю выполнить учащимся в качестве домашнего задания, для желающих получить дополнительную отметку.

Заключение

 Таким образом, эмоциональный фон уроков, доброжелательная обстановка, понимание значимости тех или иных упражнений, а также внедрение в работу современных образовательных технологий – являются залогом формирования мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.

Литература:

  • Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  • Батова Н.А. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры. – www.infourok.ru

  • Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение,2010.
  • Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии», учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • Лебедева Н.М. Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе. – www.zhurnalpedagog.ru

  • Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб: Евразия, 2010.
  • Фридман Л.М., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.

Данный материал создан для того, что бы сформировать навыки сохранения жизни и дееспособности учащихся при занятиях легкой атлетикой, и способствовать профилактике травматизма....

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Инструкция для учащихсяпо мерам безопасности при занятияхлегкой атлетикой.I. Общие требования безопасности.П. Требования безопасности перед началом проведения занятий.III. Требования безопасности во в...

Формирование базовых навыков в беге и прыжках на занятиях легкой атлетикой.

Предложенная методическая разработка урока знакомит с созданием алгоритма в обучении легкоатлетическим упражнениям и развитии физических качеств путем  применение серий учебных заданий в 9 к...

Формирования базовых навыков в беге и прыжках на занятиях легкой атлетикой.

Тема: Формирования базовых навыков в беге и прыжках на занятиях легкой атлетикой.Актуальность. Каждый учитель имеющий опыт работы в школе использует разнообразные методики обучения...

Формирования базовых навыков в беге и прыжках на занятиях легкой атлетикой.

Методическая разработка урока по физической культуре...

Новый метод привлечения детей к занятиям легкой атлетикой

Как известно, дети всегда проявляли интерес к соревнованиям друг с другом и искали сравнения друг с другом. Легкая атлетика с ее разнообразием видов представляет великолепную возможность для таких отн...

Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике

Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры, для осуществления ...