Методическая разработка на тему "Бросок в баскетболе"
методическая разработка по физкультуре

Истомин Матвей Сергеевич

Методическая разработка включает в себя 

-краткое содержание о баскетболе

-обученме броска

-техника броска

-исправление ошибок при броске

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu_brosok_v_basketbole.docx221.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Бросок в баскетболе»

                                                                                                  Разработал: учитель физической культуры

                                                                                                                              Истомин Матвей Сергеевич

                                                                    Санкт-Петербург 2019

                                                                             Введение

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Применение множества игровых заданий на уроке создают ситуацию успеха практически на каждом занятии, а групповые упражнения развивают коммуникативные возможности обучающегося. Для поддержания интенсивности и высокой плотности на уроке я чаще всего использую поточный метод, который позволяет, сохраняя моторную плотность, проводить индивидуальный контроль выполнения заданного действия. Изучение технического элемента провожу на примере конкретного игрового момента, а при выполнении задания в парах - использую взаимоконтроль. Осмысленность обучающимися двигательного навыка в контексте с игровой ситуацией мотивирует их на более качественное освоение изучаемого элемента. Баскетбол – командный вид спорта, который наиболее четко формирует коммуникативные качества человека. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений обучающихся, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться как на уроках, так и в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Особенности баскетбола как средство физического воспитания

 Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является самым эффективным средством для всестороннего физического развития. Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм, воспитанием молодежи. В основе баскетбола лежат естественные движения — бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами — с двухлетнего возраста. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств. Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов. 6 Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развивать способности к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания творческой инициативы у занимающихся. Не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять напоказ индивидуальные способности и дриблинг. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований. Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды. Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость 7 совершенствования методики спортивной тренировки с учетом тенденций развития баскетбола. Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный тренировочный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегративного качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния. Моделировать игровые ситуации весьма сложно. Однако в баскетболе можно выделить такие двигательные компоненты, которые поддаются детальному изучению и описанию. Это одна из разновидностей броска мяча в корзину. Сущность игры состоит в том, что игроки каждой команды перемещаются по площадке с мячом или без мяча и, преодолевая сопротивление противника, стараются забросить как можно больше мячей в корзину соперника и препятствуют им в овладении мячом для броска в корзину. Мяч можно передавать, вести, бросать, отбивать, соблюдая правила игры. Выигрывает команда, на счету которой после окончания игры окажется больше очков.

Основные характеристики броска

Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - принципах движений рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов. Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Все остальные приемы игры служат для создания условий над овладением корзиной. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения 9 разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока.

Большинство начинающих игроков, как только получили мяч, сразу же пытаюсь закинуть его в корзину всеми немыслимыми способами, не обращая внимание на технику выполнения броска. Такие броски, как правило, нестабильные и в игровых ситуациях имеют достаточно скромный процент реализации.  Существует мнение, что правильный бросок в баскетболе тот, при котором мяч оказался в корзине, однако это суждение ошибочно. Ведь игрок может попасть случайно даже с закрытыми глазами. Чаще попадать в корзину поможет верно освоенная техника правильного броска. Для начала выделим разновидности бросков в баскетболе.

Виды бросков в баскетболе

Все броски в баскетболе можно классифицировать по следующим категориям:

Задействование рук при броске

Бросок двумя руками

Бросок одной рукой

  1. сверху
  2. от груди
  3. снизу
  4. сверху вниз
  5. добивание
  • сверху
  • от груди
  • снизу
  • сверху вниз
  • добивание

Взаимодействие со щитом

Возможность отскока

Направление к щиту

  • бросок с вращением без отскока от щита
  • бросок с отскоком от щита

 

  • прямолинейный по отношению к щиту бросок
  • бросок под углом к щиту
  • параллельный бросок

Позиция и передвижение игрока

характер движения игрока

расстояние до кольца

  • бросок с места
  • бросок в движении
  • бросок в прыжке
  •  дальний бросок - трехочковый
  • средний бросок
  • близкий бросок (из под щита, сверху)

Техника броска в баскетболе с отскоком от щита

Броски в баскетболе с отскоком от щита выполняются преимущественно с близкой дистанции. Обучение броскам целесообразно начинать с позиции под углом 45 градусов из под кольца с правой стороны правшам и с обратной левшам как наиболее простой из возможных. Бросок необходимо выполнять с отскоком от щита. Для правшей целью является правый верхний угол прямоугольника, изображенного на щите (точка 1). Траектория броска с минимальной дугой, практически прямолинейная. Забросить мяч в корзину возможно и при попадании в другую точку, изменяя силу броска, придавая вращение, но целью должен быть именно правый верхний угол. Также не забываем тренировать технику броска с противоположной позиции.

Следующим этапом в освоении бросковой техники с места является прямолинейный по отношению к щиту бросок. Для занятия правильной позиции необходимо подойти на пару шагов прямо от штрафной линии в направлении кольца. Не стоит заходить слишком близко под кольцо, так как в этом случае траектория полета мяча будет иметь очень большую дугу, что увеличивает сложность попадания в цель. Целью в данном случае является середина верхней стороны прямоугольника, изображенного на щите (точка 2). Если мяч при отскоке бьется в переднюю дугу кольца и при этом не попадает, следует уменьшить силу броска.

После освоения бросков с места необходимо переходить к броскам в движении. Бросок начинается сразу же после второго свободного шага одновременно с выносом ноги на третий шаг. Момент броска оптимально выбирать, когда тело находится в наивысшей точке и вот вот должно опускаться. Ориентировочным началом свободных шагов при движении под углом к кольцу является второй маркер трапецевидной зоны, при прямолинейном движении - штрафная линия. Первый свободный шаг следует выполнять с той ноги, какой рукой будет выполняться бросок.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/10/s_5b96b389c1c36/948182_1.jpeg

Техника броска в баскетболе без отскока от щита

Основной ошибкой в броске является отсутствие необходимой величины дуги в траектории полета мяча и неправильная работа кисти баскетболиста. При выполнении броска рука должна полностью выпрямляться, а кисть должна срабатывать так, чтобы мячу придавалось вращение против часовой стрелки. При бросках со средней дистанции высота мяча, находящегося в наивысшей точке над уровнем кольца, должна быть в пределах 1,5-2 метров. Эта величина может варьироваться в зависимости от положения игрока, роста и других факторов.

Выполнение баскетбольного броска условно можно разделить на три фазы:

  • подготовительная
  • основная
  • завершающая

В подготовительной фазе игрок визуально определяет цель, обеспечивает возможность безпрепятственного броска путем выполнения отклонов назад, в сторону, совершения прыжков. Основную фазу определяет непосредственная работа руки, придание мячу, нужной скорости, траектории и вращения. Стартом завершающей фазы является начало свободного полета мяча.

Штрафной бросок в баскетболе

Штрафной бросок в баскетболе выполняется с позиции, обозначенной как штрафная линия. Назначается в случае фола в момент выполнения броска, либо за умышленную грубость. При попадании мяча в корзину во время нарушения пробивается один мяч, в других случаях -  два. Исключением является только нарушение во время броска с трехочковой позиции: здесь игроку дается три попытки забить мяч. Каждый из забитых мячей при выполнении штрафного броска приравнивается к одному очку. Также штрафной бросок может быть назначен судьей в других случаях при явных нарушениях команды.

Техника выполнения штрафного броска в баскетболе существенно не отличается от выполнения других бросков. Ступни игрока не должны пересекать штрафную линию, в противном случае бросок не будет защитан. При выполнении штрафного броска взгляд баскетболиста направлен на ближнюю дугу кольца, ноги слегка согнуты. Основная фаза начинается с разгибания коленей и выпадом руки. Особое внимание следует уделять работе кисти. Она должна повторять движение, будто вы закладываете мяч в корзину.

Обучения броска в баскетболе

Обучение технике классического броска в баскетболе попробуем начать с постановки правильной техники. Правильное выполнение броска с первых тренировок баскетболу — залог успешной карьеры снайпера. Дело в том, что неправильное выполнение броска очень быстро запоминается мышцами и переходит в стадию автоматики. Неправильный бросок будет нестабильным и, как правило, неточным. После этого переучиться и поставить правильный бросок намного сложнее, чем изначально пользоваться правильной техникой броска в баскетболе. По собственному опыту скажу, что для отработки моего первого способа броска (неправильное размещение локтя — не под мячом по перпендикуляру) мне потребовалось пару месяцев после начала тренировок. Естественно, о точности говорить не приходится, но, тем не менее, бросал я всегда одинаково — одинаково неправильно. Хорошо, что тренер и ребята из команды вовремя подметили мою ошибку. Я начал переучиваться, ставить технически правильный баскетбольный бросок. Это был адский труд: в то время как все отрабатывали скорость и точность броска, я оттачивал исключительно технику, не думая о скорости еще. По истечению 18 (!) месяцев я наконец поставил себе технику, приближенную к правильной. Так что легче: сразу начать бросать правильно и иметь стабильную точность или иметь неправильный бросок, чтобы потом долго и нудно переучиваться либо нестабильно стрелять? Ответ очевиден.

Тем не менее, единственно правильной и универсальной техники броска в баскетболе не существует, что вызвано различным физическим строением игроков. Поэтому любой из нас бросает в своем индивидуальном стиле. Однако, существует набор рекомендаций — техника броска в баскетболе — которые мы и разберем. Стартовое положение по время броска:

для правши правая нога на полстопы впереди левой (у левши наоборот);

ноги немного согнуты в коленях;

корпус немного повернут (из-за размещения ног);

правая рука держит мяч, левая придерживает (у левши наоборот);

Это стартовая позиция. Более менее наглядно это можно увидеть на следующем рисунке (вырвал из советской книги по баскетболу).

Правильная позиция при броске в баскетболе

Переходим непосредственно к выполнению броскаБросок баскетбольного мяча начинается с колен: небольшое приседание, а затем словно пружина ноги выталкивают нас вверх (это пружинное движение должно перетекать в прыжок). Параллельно с этим руки выносят мяч вверх и готовятся к расставанию с круглым. Посмотрите на милейшее создание на первом рисунке в статье. Мяч вынесен наверх и готов к последней стадии броска. Теперь внимательно разбираем положение мяча и рук на этой стадии. Мяч полностью контролируется одной рукой, другая — только придерживает. Мяч лежит на подушечках пальцев так, что между ним и ладонью может пройти пальчик. Локоть находится строго по перпендикуляру к земле под мячом. Рука согнута в локте под углом 90 градусов. Предплечье направлено строго на кольцо. Из этой позиции начинается движение бросающей руки вверх, а а вторая рука отпускает мяч. В конце расслабленная кисть делает мягкое движение вперед, при этом указательный и средний пальцы направляют мяч на кольцо. Последним мяч отрывается от подушечек пальцев. Помните про пружинистое движение ногами от колен? Так вот, расставание с мячом должно произойти в верхней точке прыжка. Растягивайте собственный позвоночник во время броска и поднимайте плечи вверх, будто пожимаете ими. Безусловно, в тексте тяжело объяснить все нюансы правильного броска в баскетболе. Однако, внимательно разберитесь с всеми подробностями для начала, а конце вы увидите тренировку со Стивом Нешем на видео, которая позволит закрепить материал и стать настоящим снайпером.

Во время выполенния броска учтите следующие моменты. Постарайтесь кистью придать обратное вращение мячу — это увеличит шансы на попадание. Итак, мы умеем технически правильно бросать, но в игре не получается выполнить качественный бросок? дело в том, что новую технику нужно закрепить: тренировку броска следует сперва делать медленно, доведя до автоматизма правильные действия, а затем работать над скоростью выполнения броска. Это очень важно! Сперва медленно отточите все действия телом, а затем только увеличивайте скорость!  Кроме того обратите на  траекторию броска. Вырвем еще один лист из большой советской энциклопедии и посмотрим:

траектория правильного броска в баскетболе

При полете по какой траектории мяч с большей вероятностью попадет в кольцо? Хватит забивать «гвозди» мячом — бросайте по высокой траектории. Еще и блок-шот с меньшей вероятностью получите.

                                                     Заключение

Определенные ошибки, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потере равновесия, лишает баскетболиста возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска. Также, при броске многие воспитанники завершали бросок двумя руками. Для того чтобы работала одна рука во вторую (небросковую) руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по физической культуре по разделу "Баскетбол"

Конспекты уроков по баскетболу для учащихся 5 классов...

методическая разработка "Урок-презентация.Спортигры. Баскетбол."

презентация подготовлена для лучшего восприятия учебного материала....

Методическая разработка урока по теме "Баскетбол"

Методическая разработка урока по теме "Баскетбол" (9 класс)...

Методическая разработка открытого занятия по баскетболу для 8го класса

Методическая разработка открытого занятия по баскетболу для 8го класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Баскетбол» по физической культуре в 7 классе

Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре "Баскетбол" в 7 классе....

Методическая разработка урока по физкультуре (Баскетбол)

Методическая разработка урока по физкультуре (Баскетбол)...