Проблемы здоровьесбережения в современной школе
проект по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberezhenie.docx12.6 КБ

Предварительный просмотр:

1 Введение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.

Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программы по оздоровлению объединяют и согласовывают работу педагогических коллективов по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Они охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации оздоровительных программ играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Пояснительная записка

Исходя из данных медицинского осмотра учащихся нашей школы за последние годы, наблюдается рост количества учащихся с заболеваниями КМС, органов зрения и нервной системы.

Среди причин, повлекших за собой такие показатели, вполне могут быть наследственность, экологический фон, условия жизни ребёнка. При этом существуют так же факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье ученика: недостаточное освещение, дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Анализ состояния здоровья наших школьников и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания Программы «Крепкое здоровье – это здорово», которая в свою очередь определяла бы основные направления деятельности школьного коллектива.

В основу обоснования программы легли следующие предпосылки:

Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.

Основной замысел Программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоовьесбережению учащихся.

И сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.

Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей.

Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к    неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, программа «Крепкое здоровье – это здорово!», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

2.Цель:

-подготовка сознания воспитанника, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.

3.Задачи:

- создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

- паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.

- разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни

- введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и крепления здоровья.

- формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.

- укрепление связей с медицинскими и другими учреждениями города, способствующими укреплению здоровья детей и подростков.

- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.

- методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся.

Основные подходы к организации здоровьесбережения учащихся:

4.Функциональные ресурсы различных категорий работников школы

1.Функции медицинской службы школы:

проведение диспансеризации учащихся школы;

медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

выявление учащихся специальной медицинской группы.

2.Функции администрации:

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

организация преподавания вопросов здоровья человекана уроках биологии и ОБЖ в классах

среднего и старшего звена;

организация и контроль уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

организация работы психологической службы в школе.

3.Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; организация и проведение исследования уровня физического и  психофизического здоровья учащихся;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

5.Участники программы:

учащиеся

педагогическое сообщество

родители.

социальные партнеры (Детская городская больница)

6 Этапы реализации Программы «Крепкое здоровье – это здорово»

Первый этап: Подготовительный (2014-2015г.)

1.Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.

2.Подготовка программно-методического обеспечения.

3.Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

4.Ознакомление родителей и учащихся с Программой «Крепкое здоровье – это здорово»

5.Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы «Крепкое здоровье – это здорово»

Второй этап: Практический (2015-2018г.). Реализация Программы «Крепкое здоровье – это здорово»

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2018-2019г.).

1.Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.

2.Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации Программы «Крепкое здоровье – это здорово»

3.Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся школы на здоровый образ жизни.

4.Обсуждение итогов реализации Программы «Крепкое здоровье – это здорово» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.

5.Коррекция Программы «Крепкое здоровье – это здорово» по итогам реализации.

Публикации, распространение опыта.

7.Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

8 Предполагаемый результат:

1. Снижение показателей заболеваемости детей.

2. Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

3. Повышение качества и уровня обучения школьников.

4. Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

5. Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

6. Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

7. Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Конечный продукт: выпускник владеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, имеет внутреннюю потребность применять их в повседневной жизни.

Критериями эффективности реализации Программы являются:

- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся.

- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни.

- сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся.

- организация в школе валеологически целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса.

- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей.

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

9.Методы контроля над реализацией программы:

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

проведение заседаний Методического совета школы;

посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;

создание методической копилки опыта;

мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

10.Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

проведение физкультминуток;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

планомерная организация питания учащихся;

реабилитационную работу:

обязательное медицинское обследование;

мероприятия по очистке воды.

Просветительское направление предполагает:

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,

познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболева-

ний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы

к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются

общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

11.Здоровьесберегающие образовательные технологии:

здоровьесберегающие медицинские технологии;

здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,

формирование представления о здоровье как ценности.

12.Реализация основных направлений программы:

Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

10 Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

11 Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

12 Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

13.Применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

анализ медицинских карт;

определение группы здоровья;

учет посещаемости занятий;

контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

динамические паузы;

индивидуальные занятия;

организация спортивных перемен;

дни здоровья;

физкульминутка для учащихся;

организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

открытые уроки учителей физической культуры.

открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис, бадминтон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...

Здоровьесбережение в условиях современной школы

«Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без нег...

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"

Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...

УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей....

Эссе: Проблемы и возможности современной школы

. А какому учителю поверят? Дети отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Какого учителя ждет сегодняшнее поколение? Какой в итоге должна быть школа? С какими проблемами ста...

Проблемы оценивания в современной школе

Взгляд на систему оценивания в современной школе...

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Знакомство с особенностями дополнительного образования в школе. Особенности...