Эссе: Проблемы и возможности современной школы
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Касимова Елена Петровна

. А какому учителю поверят? Дети отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Какого учителя ждет сегодняшнее поколение? Какой в итоге должна быть школа? С какими проблемами сталкивается современная школа?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

                      Касимова Елена Петровна,

учитель английского языка

первой категории

МБОУ СОШ№1 город Межгорье Республика Башкортостан

                          Эссе:  Проблемы и возможности современной школы

Каждый день, переступая порог школы, я понимаю, что должна забывать о мирской суете, о тревожащих его сердце бедах и входить в класс с просветленной душой. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? В самом себе и в ученических пытливых глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожидающих. Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в тебя. А какому учителю поверят? Дети отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Какого учителя ждет сегодняшнее поколение? Какой в итоге должна быть школа? С какими проблемами сталкивается современная школа?

На мой взгляд, учитель  должен быть во-первых, человеком  эрудированным и образованным, знающим свой предмет; во-вторых, учитель должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен; в-третьих, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний в практическую деятельность. В-четвертых, учитель – это всегда ученик: не учитель экзаменует учеников, а ученики Учителя, причем каждый день, каждую минуту, и соответствовать этому званию далеко не просто, соответствовать необходимо всю жизнь. В-пятых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство. И наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ.

Особенно в себе, как в педагоге, я ценю стремление всегда учиться и передавать свои знания детям . Я стараюсь, чтобы и каждый урок жил и дышал. Для меня важно не только дать знания, сколько научить  добывать их. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть учу их учиться. Я стараюсь направлять размышления учеников, а не подсказывать решение. Когда я вижу торжество победы в глазах своего обучающегося, чувствую в эти минуты, что, наверное,  как преподаватель  я состоялась.

В процессе работы я сталкиваюсь с множеством проблем. Вот, на мой взгляд, шесть основных проблем современной российской средней школы.
1. Современная школа должна не столько "давать знания", сколько "учить учиться", учить школьников не "фактам", а умению отличать факты от вымысла. Например, в обществе со свободой слова - пусть и несовершенной, как у нас сейчас - публикуются учебники истории со всеми мыслимыми точками зрения. Хороший выпускник школы - такой человек, который, прочитав книжку, сможет сам разобраться - если надо, посмотрев не только "Википедию", но и специализированный сайт и научную литературу, а то и проконсультировавшись с экспертом - что факт, а что вымысел. Это, конечно, относится не только к истории, но чуть ли не ко всем предметам .

2. Именно школа должна учить детей как правильно коммуницировать свои мысли и чувства, как строить отношения с людьми, которые тебя окружают, в том числе с теми, кто выглядит и ведёт себя не так как ты - с людьми других убеждений, культур, религий, как заниматься политикой - как убедить одноклассников выбрать тебя лидером, как поддержать того, чьи планы тебе наиболее близки и т.п.

3. Разным школьникам в разных школах нужны разные программы обучения. По сравнению с другими странами, наши программы слишком унифицированы - для такой большой и разнородной страны. Тем более плохо, когда унифицирована оплата труда учителей - нужно дать школам большую свободу в привлечении денег родителей - лишь бы этот процесс был открытым. Если для этого придётся пожертвовать частью свободы школьной администрации (если у школы есть попечительский совет, состоящий из людей, которые пожертвовали школе серьёзные деньги, то, они, взамен, потребуют некоторого контроля над происходящим), что ж, это придётся перенести.

4. Хороших учителей не хватает - хороших школьников гораздо больше. Чтобы преподавать сильным школьникам, сейчас нужно иметь высшее образование из хорошего вуза. Людей, получивших хорошее образование - и, значит, способных зарабатывать приличные деньги, трудно убедить работать в школе. Тем не менее, во все времена такие люди находились.

5. Не хватает хороших директоров школ, потому что если человек может справиться с управлением школой, то он легко найдёт себя и в бизнесе и в госуправлении и в разных других сферах деятельности. Будет хорошо, если попечительские советы школ - когда у школ будут попечительские советы - смогут привлекать людей на место директора с помощью высоких зарплат.

6. Современная школа -значит современные технологии. Т.е. полное обеспечение школы всеми необхдимыми техническими средствами. Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения с преподавателями и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы детей.

Я считаю, что применение компьютера для обучения – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних подростков, их запросы и интересы. На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь обучающихся в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Я люблю свою профессию. Люблю детей. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников свидетельство того, что я на правильном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности современных ИКТ в школе

Возможности использования ИКТ в школе...

Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия

Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.О...

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Возможности современной школы по формированию профильной направленности в обучении

В статье рассказыается о возможностях современной школы повысить интерес к предметам ественно-научного цикла....