Принципы нравственного воспитания
статья по физкультуре (5 класс)

Варфоломеев Андрей Владимирович

Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на нравственные ценности; умение производить свободный выбор деятельности; отстаивать свои убеждения, в любых условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание и быть способным к самореализации.
Воспитание нравственных качеств личности, стойкого интереса к познанию, стремления к самообразованию и самореализации, воспитание потребности в творчестве и творческого отношения к жизни, выявление склонностей и дарований учащихся и их развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_nravstvennogo_vospitaniya_k_dokladu.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

доклад

Принципы нравственного воспитания:
1. Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
2. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества.
3. Творческое начало воспитания.
4. Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечеством.
5. Сотворчество – совместный поиск истины.
Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на нравственные ценности; умение производить свободный выбор деятельности; отстаивать свои убеждения, в любых условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание и быть способным к самореализации.
Воспитание нравственных качеств личности, стойкого интереса к познанию, стремления к самообразованию и самореализации, воспитание потребности в творчестве и творческого отношения к жизни, выявление склонностей и дарований учащихся и их развитие обеспечиваются решением следующих задач:
1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка.
2. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и их семьями.
3. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
4. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования, создание блоков дополнительного образования.
5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы.
6. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе общечеловеческих духовных ценностей.
7. Развитие форм ученического самоуправления.
8. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.

Образ выпускника -
Интеллектуальная, творческая личность. Под ним мы подразумеваем продукт совместной творческой деятельности участников педагогического процесса (учителей, учащихся и родителей), характеризующий их представления о наиболее важных личностных качествах, которыми должен обладать выпускник. Этот образ является основой для разработки целевых ориентиров воспитательной системы, выступает в качестве главного критерия эффективности учебно-воспитательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, родителей и учащихся.
Какими качествами должен обладать выпускник школы, чтобы в ложной и динамичной политической и социально-экономической ситуаций развития российского государства и общества он смог успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком ?
Образ выпускника школы многоаспектный и содержит следующие параметры: ориентация на общечеловеческие духовные ценности, коллективизм, социальная ответственность, предприимчивость, креативность, рефлексия.

Итак, выпускник школы должен обладать следующими качествами:

А) быть успешным в обучении, способным поступить в ВУЗ.
Б) быть способным к самообразованию, принимать знания как ценность.
В) быть интеллектуально развитым, познавательно активным.
Г) знать и соблюдать законы, нормы и правила поведения.
Д) быть способным к освоению культуры и созданию культурных ценностей.
Е) был способен к взаимодействию с представителями других культур.
Ж) был способен к самореализации и был социально адаптивен.

Реализация принципов нравственного воспитания опирается на два основных приоритета:
1. Приоритет здоровья: «Все имеет смысл, пока мы здоровы».
2. Психологический комфорт.

1. Программа «Здоровьесбережение»
Цели программы:

1. Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья учащихся и учителей.
2. Систематизация деятельности всех участников образовательного процесса по созданию здоровьесберегающего пространства.
3. Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.

I. Программа психологической поддержки:

• формирование, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся и учителей
• создание условий, способствующих развитию способностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала
• развитие самостоятельности суждений и мышления детей, активизация познавательной активности
• социальная адаптация личности каждого ребенка, оказание помощи в его жизненном самоопределении.
Таким образом, для воспитательной работы школы характерно:
• построение учебно-воспитательного процесса на культурно-исторических традициях российского классического образования;
• гуманитарная направленность и гуманизация содержания образования за счет расширения языкового и общекультурного компонента учебно-воспитательного процесса;
• постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы и дальнейшего развития системы дополнительного образования, «Центра творческого развития учащихся».
• развития личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума, при абсолютной гарантированности его интеллектуального, психического, физического и нравственно-этического здоровья.

Направления воспитательной работы.

Воспитательная работа школы ведется по следующим направлениям:
1. Познавательная деятельность.
2. Трудовая деятельность.
3. Художественно-эстетическое воспитание.
4. Этическое воспитание.
5. Интернациональное воспитание.
6. Правовое воспитание и социализация личности.
7. Валеологическое воспитание.
8. Физическое и военно-патриотическое воспитание.

Каковы пути решения воспитательных задач ? Это прежде всего:

1. Школьная культура, атмосфера и соответствующий ей стиль взаимоотношений.
2. Создание ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения.
3. Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность.
4. Творческая деятельность учащихся в системе урочного и внеурочного образования через проекты.

Познавательная деятельность (через дополнительное образование).

Возникает необходимость сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование мощным средством развития личности ребенка. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал, т.к. содержит неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка.
Дополнительное образование, исходя из своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей.
Являясь широким и благодатным фоном для освоения образования общего, дополнительное образование создает условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей.
Учебный предметно-тематический план дополнительного образования школы состоит из следующих блоков:
1. Предметы, развивающие личность ребенка.
2. Предметы, обучающие воспитанников творческому, созидательному труду.
3. Стандартно-образовательные предметы.

Предметы, развивающие личность, дают информацию об интересующем виде деятельности или области знаний, нацелены на получение сведений по интересующему предмету и формирование элементарных знаний, умений и навыков в определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
Предметы, обучающие творческому созидательному труду, дают информацию о прикладных видах деятельности, вооружают навыками и умениями по выданному профилю, готовят обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несут определенную профориентационную нагрузку.
Стандартно-образовательные предметы дают углубленные знания по базовым предметам.
Важную роль в познавательной деятельности учащихся играет активное участие в работе программы «Одарённые дети», городского НОУ, предметных олимпиадах.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность учащихся реализуется через организацию самообслуживания, работу экологического практикума, экодесанты, озеленения школы, организацию работы бригад по ремонту школы, постоянно действующие трудовые отряды.
Работа школьного театра моды «Перспектива», кроме эстетического воспитания, выполняет и функцию трудового воспитания (проектирование и выполнение изделий).

Художественно-эстетическое воспитание.

Программа  Художественно-эстетическое воспитание и развитие учащихся включает в себя все сферы деятельности школы:
- воспитательную среду
- учебный процесс
- систему дополнительного образования
- внеклассную работу.
-
Цель программы:
• формирование у учащихся представления о художественной культуре как части духовной культуры.
• приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры
• освоение художественного опыта прошлого и настоящего
• воспитание и развитие творческих способностей учащихся
• воспитание художественного вкуса
• повышение уровня интеллектуального и художественного развития.

Этическое воспитание.
Этическое воспитание в совокупности с художественно-эстетическим воспитывает и прививает нормы морали и навыки поведения в культурной среде, помогает адаптации в обществе.
Интернациональное воспитание.

Программа  ставит следующие воспитательные задачи:
1. Сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, способную интегрироваться в систему мировой и национальных культур.
2. Дополнительное образование учащихся предполагается развивать через проектную деятельность, расширение спектра курсов профильного обучения по индивидуальным планам учащихся, языковую стажировку в гимназиях Германии. Дальнейшее использование метода проектов для интеграции знаний различных предметных областей , разработка межпредметных проектов и участие в международных проектах.
3. Сформировать у учащихся представление о многообразии мира, воспитывать при этом открытость, терпимость и готовность к диалогу с представителями иных социокультурных сообществ.

Правовое воспитание и социализация личности.

В школе на основе обобщения многолетнего опыта и необходимости новых задач воспитания гражданственности, активной жизненной позиции будущих граждан правового гражданского общества разработана программа «Правовое воспитание и социализация личности». Цель программы – максимально способствовать развитию правовой культуры учащихся через усвоение ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации; сформировать практические навыки правоприменения и социализации личности.

Валеологическое воспитание.

В школе реализуется программа «Здоровьесбережение», которая охватывает такие сферы жизни и деятельности ученика как труд, быт, формы использования свободного времени, участия в общественной жизни, нормы и правила поведения людей.
Цель программы – скоординировать работу педагогического коллектива на междисциплинарной основе, по воспитанию и формированию здорового образа жизни, вооружив учащихся научно-теоретическими знаниями о взаимоотношениях организма с окружающей средой обитания, развить познавательный интерес и активность учащихся к сохранению и улучшению своего здоровья, обучить методам само- и взаимоконтроля за уровнем здоровья.


Физическое и военно-патриотическое воспитание.
Физическое воспитание занимает центральное место в системе валеологической программы «Здоровьесбережение». Физическое воспитание – особая область, которая затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Физическое воспитание помогает учащимся понять, как законы математики, физики, химии, биологии преломляются в его собственном теле, определяют его здоровье и работоспособность.
Цели и задачи физического воспитания:
• построение адекватных двигательных режимов, способствующих укреплению здоровья учащихся
• устранение отклонений в физическом, эмоциональном и социальном развитии
• формирование сознательного отношения к своему телу и здоровью.

Военно-патриотическое воспитание позволяет усилить ориентацию учащихся на развитие интересов и способностей, направлено на укрепление здоровья, овладение военно-прикладными навыками, воспитание воли, смелости, выносливости, дисциплинированности и упорства в достижении цели.

Воспитание патриотизма – фундаментальное понятие. Его основные цели и задачи:
• воспитание любви к Родине, готовность постоять за Отечество
• пропаганда героики народа России в исторической ретроспективе.
• формирование граждански активных, социально значимых качеств, способствующих процессу социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...

доклад Принципы нравственного воспитания:

докладПринципы нравственного воспитания:...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...