Внеурочное мероприятие "Поединок"
методическая разработка по физкультуре

Родионов Александр Сергеевич

Внеурочное мероприятие "Поединок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_meropriyatie_poedinok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное ,бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5»

Внеурочное мероприятие

СПОРТИВНАЯ ИГРА «ПОЕДИНОК».

             учитель физической культуры

                                        первой категории

            Родионов Александр Сергеевич

Г. Нижневартовск 2018

СПОРТИВНАЯ ИГРА «ПОЕДИНОК».

       Данная игра представляет собой спортивное соревнование между командами, состоящими из детей, родителей и учителей, которое можно провести как внеклассное мероприятие, сделать частью спортивного праздника в школе и т. д.

1 вариант игры: играют две «детских» команды, одна «родительская» и одна «учительская».

2 вариант игры: все команды смешанные (с педагогической точки зрения этот вариант предпочтительней).

Основная цель игры – дать возможность школьникам закрепить свои спортивные навыки, проявить физические, интеллектуальные и волевые качества в экстремальном режиме спортивного соревнования в сотрудничестве с взрослыми.

Отдельной педагогической задачей данного мероприятия является создание микро-коллектива – команды, в которой по идее конкурса каждый должен себя почувствовать ценной и значимой единицей, бойцом, от которого зависит общий успех.

И, наконец, одна из задач – эмоциональная разгрузка, выход энергии и чувств.

На этапах игры команды выполняют задания на скорость, ловкость, точность, силу и силовую выносливость.

Задания, которые предлагаются школьникам на данных этапах зависят от возраста детей, уровня их подготовленности (и уровня подготовленности взрослых), места проведения соревнования и наличия спортивного инвентаря. При широком выборе инвентаря и других спортивных снарядов, при возможности проводить мероприятие на местности в природных

условиях, а также, если уровень подготовленности учащихся достаточно высок, возможно значительно усложнить и разнообразить тот набор заданий, который будет предложен ниже. Здесь же предлагается вариант игры для детей средней подготовленности, возрастом примерно от 6-го до 8-го класса, проходящей в стандартном школьном спортзале.

До игры участники должны попрактиковаться в стрельбе из пневматического пистолета. Особенное внимание нужно уделить на подготовительном этапе технике безопасности при стрельбе.

Главному судье требуются минимум 4 помощника.

Общая схема игры:

Играют четыре команды по четыре человека, в каждой команде по два запасных (можно выбрать и другой количественный состав). В спортзале размечены четыре точки, где команды будут выполнять задания. Часть зала под одним из баскетбольных щитов огорожена маркирной лентой – зона стрельбы.

Все команды собираются в центральном круге. По свистку судьи они бегут каждая на свой этап, где выполняют одно из четырех заданий.

Возможные задания:

1. «Штрафной бросок». Все члены команды бросают по очереди мяч в баскетбольное кольцо с линии штрафного броска (или ближе, если это оговорено). При этом пока каждый не попадёт, он не прекращает своих попыток. Остальные члены команды пытаются, как можно быстрей возвращать мяч своему товарищу после его неудачных попыток.

Ценность этапа: тренируется сила рук, точность движений при работе с мячом, хладнокровие – в спешке мяч не «хочет» лететь в корзину, а также умение работать командой.

2. «Тропа Хошимина». Команда преодолевает полосу препятствий, состоящую из различных металлических (и не только) сооружений (барьеры, навесные перекладины, лежащие на полу и т. д.), сквозь которые надо

проползти и на которых лежат не закрепленными деревянные рейки. Если

участник задевает рейку и она падает, движение прекращается,

«провинившийся» самостоятельно устанавливает рейку на место и только после этого продолжает движение дальше.

Ценность этапа: тренировка ловкости, гибкости, умение «видеть затылком», терпения, и терпимости (к менее ловким членам своей команды).

3. «Разгрузка арбузов». За чертой лежат 10-12 «арбузов» - набивных мячей (до 5 кг). Задача команде – перенести их в указанное место (на 8-10 метров от черты). Катать по полу мячи нельзя. Наиболее быстрый способ – по цепочке, перебрасывая мячи из рук в руки. При этом, если «арбуз» падает на пол при неудачном броске, он «разбивается» и его надо заменить. Запасной «арбуз» лежит на расстоянии 5 метров в стороне, за ним бежит неудачливый «грузчик» и на это место кладёт «разбившийся». Это повторяется каждый раз, когда кто-то роняет мяч на пол.

Ценность этапа: тренировка почти всех основных групп мышц, силовой выносливости, концентрации внимания, умения изменять усилия – набивные мячи, как правило, имеют немножко разный вес.

4.  «Кенгуру» или «Побег из зоопарка». Один из помощников судьи вращает за один конец длинную скакалку (верёвку), другой конец которой привязан к опоре. Участники по одному забегают в зону вращения скакалки, прыгают не менее 4 раз и выбегают на другую сторону от скакалки. Далее они повторяют эту операцию, но уже в обратную сторону, возвращаясь на прежнее место. Если кто-то задел вращающуюся скакалку, он возвращается на исходный «берег» и делает новую попытку.

Ценность этапа: очень азартное испытание, великолепно развивает глазомер, координацию движений, «прыжковые» мышцы.

Как только команды выполняют свои задания, они бегут в центральный круг, стремясь быть там раньше своих соперников. От этого зависит их выступление на следующем этапе соревнования – основном, очном поединке всех четырёх команд

 «Стрелковый поединок». На огневом рубеже лежат четыре пневматических пистолета – по числу команд. На расстоянии 5 метров – падающие мишени (кубики): 16 кубиков четырёх цветов, по четыре каждого цвета. Каждая команда изначально имеет свой цвет, который, желательно, присутствует в их экипировке (цвет футболок, бейсболок, лент на голове, эмблем на рукаве или другое). Команды выстраиваются на линии старта следующим образом: ближе всех к огневому рубежу (но не ближе 4-5 метров) стоит команда, победившая в прошедшем заочном конкурсе, то есть та, которая всех быстрей сделала своё задание и прибежала в центральный круг зала; через 3 метра от неё выстраивается в колонну по одному команда, завершившая заочный конкурс второй – её участникам будет бежать до своего пистолета дальше, чем членам первой команды. Соответственно этому принципу выстраиваются третья и четвёртая команды.

старт 4 команды                                            о                             М

            старт 3 команды                                г   р                         И

                      старт 2 команды                      н  у                         Ш

                               старт  1 команды            е  б                          Е

                                                                        в  е                          Н

                                                                        о  ж                         И

                                                                        й

По сигналу судьи по одному участнику от каждой команды бросаются к пистолетам на огневой рубеж, заряжают их и производят по одному выстрелу по любой мишени кроме мишени цвета своей команды. Произведя выстрел, они бегут передавать эстафету касанием руки второму участнику своей

команды. Четвёртой команде надо бежать всех дальше каждый раз, первой – всех ближе. Вторые, третьи, четвертые участники команд повторяют действия первых. Если после выстрелов всех членов команды не сбитые мишени ещё остались – эстафета, не останавливаясь, продолжается по

новому кругу. Поединок заканчивается, когда на подставке для мишеней останутся кубики (кубик) только одного цвета – команда этого цвета победила.

Ценность этапа: здесь соединяются действия–антагонисты, - стремительный рывок, короткий спринт и мгновенная концентрация с замиранием дыхание при производстве единственного выстрела. Этот мини-биатлон учит сдерживать свои эмоции, волевым усилием заставить включить всё внимание и одновременно расслабиться, иначе не произвести точный выстрел. Эти противоположные действия – нелёгкая задача для детей (и взрослых тоже), но весьма значимая, и поэтому данный конкурс особенно ценен.

Победители торжествуют, но остальным командам расстраиваться ещё рано – прошёл только первый круг соревнования. Все участники вновь собираются в центральном круге и по свистку бегут опять на этапы, расположенные в четырёх точках зала. Естественно, команды меняются позициями и выполняют задания, которые не выполняли в первом круге – те, кто прошли «Штрафной бросок», в этот раз испытывают себя на «Тропе Хошимина», те, кто были на «тропе», теперь «разгружают арбузы» и т. д.

По результатам второго круга, команды вновь выстраиваются на разном расстоянии от зоны стрельбы и опять начинается нервный, полный драматизма стрелковый поединок.

После четырёх кругов и соответственно четырёх стрелковых поединков игра заканчивается. Победителем всей игры объявляется команда, выигравшая больше остальных «стрелковых поединков». Максимально возможный результат – четыре победы. Правда, в ходе игры аутсайдерам не возбраняется объединять свои усилия во время стрелкового поединка против лидера, что добавляет в соревнование ещё и тактическую интригу.

Особенности игры, которые необходимо учитывать при организации мероприятия:                                                          

1. До старта нужно экспериментальным путём опробовать все этапы и изменить их, если время их прохождения командами будет слишком отличаться друг от друга.

2. При маленьком возрасте участников игры или отсутствии подходящих условий, целесообразно заменить стрельбу на попадание в цель (цели) теннисными мячиками.

Варианты игры:

Ошибкой было бы думать, что данный конкурс годится лишь для спортивного вида деятельности. Эта игра может меняться не только в зависимости от уровня подготовленности, возраста школьников, но и от

специализации группы детей. Общая схема этой игры годится и для

футбольных групп, и для волейбольных, и для туристских соревнований, и для других. Трудно придумать вид спорта, где бы этот конкурс не нашёл себе места! Годится он и для чисто интеллектуального вида деятельности. Его можно проводить и в классном кабинете, и на спортивной площадке, и в бассейне, и в лесу. Этот конкурс «всеядный»! Было бы желание, точный

расчёт и немножко творчества!

Скрытые возможности игры:

В этой игре использован метод динамических или двигательных задач. Это такие задачи, задания, которые надо выполнить, но можно выполнить различными способами. Правила игры дают широкие возможности для выбора, например, пройти «Тропу Хошимина» каждая команда может по-своему, своим способом. Двигательные задачи учат «встраиваться» в новую непривычную ситуацию, учат «думать ногами». Это отличает данный тип игр от несколько «рафинированной» методики традиционных спортивных игр, где давно уже определены лучшее способы борьбы и вряд ли можно

придумать что-то новое. Иногда лучше дарить детям не «рыбу», а «удочку. Счастливой рыбалки!                                                      

По отзывам родителей, самое сложное для них было во время игры – «не опозориться перед лицом собственного ребёнка, не подвести команду». Но по мере привыкания к игровой ситуации, спортивный азарт и комичные ситуации, которыми изобилуют конкурсы, берут верх над страхами. (Чтобы уменьшить эти страхи, организатору игры надо дать возможность родителям, взрослым до игры опробовать конкурсные задания).

Также родители отмечают, что после таких спортивных праздников, они наконец-то имеют полное и личное представление о классе, в котором учиться их сын или дочь, так как в командной деятельности ярко проявляются личностные качества детей.

И главное: родители и дети вместе попадают в игровую экстремальную ситуацию, которая вынуждает их находить дополнительные возможности, способности внутри себя. Совместный творческий процесс – лучшее средство сближения детей и взрослых. Тем более, что «лёгкий жанр» игры способствует раскрепощению мам и пап, помогая им вспомнить ощущения собственного детства. Ведь, главная проблема многих родителей состоит в том, что они забыли своё детство.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...