Главные вкладки

    Особенности проведения физкультурного занятия с детьми раннего возраста
    статья по физкультуре

    Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности проведения физкультурного занятия с детьми раннего возраста

    Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

    Мы подметили, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система, ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.

    При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

    Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений.

    Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её. С этой целью в групповой комнате, создаётся особенная обстановка – организуется полоса препятствий: мягкие крупные гимнастические модули,

    горка, тоннели, сухой бассейн,  «уголок активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки  - которая заставляет детей всё время по-разному приспосабливаться к ней, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.

    В то же время по ряду объективных причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.

    Такую возможность дает проведение организованных занятий в физкультурном зале.

    Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.

    Знание воспитателями и родителями особенностей двигательной активности детей поможет в рациональном построении двигательного режима в детском саду и семье.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

    «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    включает:

    - приобретение опыта двигательной деятельности (в том числе связанной с выполнением

    физических упражнений и овладением подвижными играми);

    - развитие физических качеств: координация, гибкость, равновесие, крупная и мелкая моторика;

    - обучение основным видам движений: ходьба, бег, прыжки, лазание.

    ЗАДАЧИ:

    Дети 1г 6 мес. – 2 г.:

    •  содействовать развитию основных движений;
    •  создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
    •  учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании;

    Дети 2 - 3 лет:

         - формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

    •  учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения;
    •  учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом;
    •  учить прыжкам;
    • формировать положительное отношение к подвижным играм;
    •  развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
    • - формирование у детей представления о значении разных органов для жизнедеятельности человека (глаза - смотреть, уши – слушать, нос – нюхать, руки – хватать, держать, трогать, ноги – стоять, ходить, бегать, прыгать, голова – думать, запоминать).

    АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

    Сентябрь – месяц трудный для детей, это период адаптации. Малыши постепенно привыкают к новым для них условиям.

    Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

    Даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие,

     испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста.

    При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса.

    Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

    Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений.

    Воспитатель по физкультуре должен заранее познакомиться с детьми и постепенно подготовить их к первому посещению физкультурного зала.

    Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.

    С этой целью в групповой комнате, создаётся особенная обстановка – организуется полоса препятствий: мягкие крупные гимнастические модули, горка, тоннели, сухой бассейн,  «уголок активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки  - которая заставляет детей всё время по-разному приспосабливаться к ней, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.

    На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий. Такую возможность дает проведение организованных занятий в физкультурном зале.

    ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА

    Это дополнительный стресс для отдельных детей. Малыши из знакомой обстановки группы приходят в незнакомое им помещение – физ.зал. Хороший эффект дает встреча детей с игрушками.

    С первого занятия воспитатель начинает знакомить детей с физкультурным оборудованием и пособиями: гимнастическая доска может быть «дорожкой»; круглый гладкий мяч любит, когда с ним играют; мягкие игрушки умеют разговаривать, им нравится играть в прятки и догонялки. Создавайте такие ситуации, чтобы ребенок радовался всему, что вокруг него происходит, и принимал во всех действиях активное участие.

    ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

    Проводятся с подгруппами детей. С детьми каждой подгруппы педагог работает как бы по индивидуальной программе учитывая не только возраст, но и:

    •  собственный двигательный опыт и практические умения каждого ребенка;
    •  двигательную активность малыша;
    •  насколько у ребенка развито понимание взрослого, т.е. понимает ли он речевые указания педагога и следует ли он им.

    Педагогу необходима информация те только об индивидуальных особенностях и уровне физического развития детей, но и сведения о состоянии здоровья и нервно-психическом развитии.

    ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Руководство педагога должно быть ориентировано не на усредненную личность, а на уникальную индивидуальность. В этом возрасте у детей продолжается развитие движений.

    Но развитие идет, главным образом, в направлении улучшения их качества, расширения двигательного опыта и умения ребенка управлять своими движениями.

    Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.

    Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

    Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

    Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

    Основное средство изучения физической культурой - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

      Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

    Под ред. С.Л. Новоселовой, Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, Москва, 1977

    В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста. Материалы даны в соответствии с «Программой воспитания в ...

    Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

    Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

    занятие с детьми раннего возраста "Путешествие с Колобком"

    Цель: 1. Развитие эмоциональной сферы ребёнка. 2. Активизация внимания.  3. Развитие интонационной выразительности. 4. Развитие длительного выдоха. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6....

    Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

    в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...

    Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа

    в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...