Адаптированная рабочая программа по физической культуре 1-4 кл.
рабочая программа по физкультуре

Калимулин Ринат Нариманович

Адаптированная  образовательная программа  по физической культуре обучающихся  с ОВЗ  (ЗПР) –   образовательная  программа, адаптированная для обучения  данной категории обучающихся  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для  обучающихся  с ОВЗ (ЗПР) и с учетом  примерной адаптированной основной образовательной программы  начального общего образования детей с ОВЗ (задержкой психического развития).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_fizkulture_1-4_kl.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты

Адаптированная  образовательная программа  по физической культуре обучающихся  с ОВЗ  (ЗПР) –   образовательная  программа, адаптированная для обучения  данной категории обучающихся  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для  обучающихся  с ОВЗ (ЗПР) и с учетом  примерной адаптированной основной образовательной программы  начального общего образования детей с ОВЗ (задержкой психического развития).  Ее освоение должно обеспечить укрепление здоровья, содействие гармоничному, физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,  формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

        Нормативно-правовую базу разработки АОП  обучающихся  с ОВЗ (ЗПР) по физической культуре составляют:

  - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов  от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  - Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР);  

Данная программа составлена на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ ;

- «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012;

- примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2012 г; допущенной Министерством образования и науки РФ.

        Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

         Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

 - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

 - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, еѐ значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

 - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

        Программа обучения физической культуре направлена на:

 - реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащѐнностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

 - усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно- оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.                                                                                         

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373), основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)  данная рабочая программа  направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре:

        Личностными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: 

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатамиосвоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

        Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

 — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

         Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

 — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

 — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

 — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

 — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать еѐ напряжѐнность во время занятий по развитию физических качеств;

 — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений;

 — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

        В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся             1 класса должны

иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о режиме дня и личной гигиене; - о правилах составления комплексов утренней зарядки;

уметь:

 - выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; - выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- играть в подвижные игры;

 -выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; - выполнять строевые упражнения;

- выполнять ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием.

 владеть:

 -соответствующим данному возрасту уровню физической подготовленности

        В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся             2 класса должны

иметь представление:

-о зарождении древних Олимпийских игр;

-о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;

 - о правилах проведения проведения закаливающих процедур;

- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;

уметь:

-определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);

 -вести наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью;

-выполнять закаливающие водные процедуры(обтирание);

 -выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;

- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;

 - выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;

- выполнять силовые упражнения; - выполнять прыжки с места, с разбега;

- выполнять висы, упоры;

 - предвигаться на лыжах скользящим шагом; подъемы и спуски с небольших склонов;

 - взаимодействовать в играх.

владеть:

- соответствующим данному возрасту уровню физической подготовленности.  

        В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся             3  класса должны уметь:

 - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;

 - использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

 - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

 - организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;

 - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

        В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся             4 класса должны уметь:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;

 - использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

 - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

 - организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;

 - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

2. Содержание программы

1 класс (99 часов)

1. Знания о физической культуре.

 1.1. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими подготовкой упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.

 1.2. Возникновение физической культуры у древних людей.

1.3. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

2. Способы физкультурной деятельности.

2.1. Составление режима дня; оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки; комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

2.2. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

2.3. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря.

3. Физическое совершенствование

        3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции осанки. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

 3.2. Физкультурно-образовательная деятельность

        3.2.1. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: Основная стойка. Построение в колонну по одному, в круг, в шеренгу. Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. Выполнение команд «Шагом марш!», «Класс, стой!».ОРУ с предметами и без них. Игра «Пройти бесшумно». Игра «Змейка». Игра «Не ошибись!»Перешагивание через мячи. Акробатические упражнения: Группировка, перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях. Игра «Совушка», «Пройти бесшумно», «Космонавты», «Ползуны». Развитие координационных способностей. Название основных гимнастических снарядов. Гимнастические упражнения прикладного характера: Лазание по гимнастической стенке и канату; лазание по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку; перелезание через гимнастического коня; Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90°; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Гимнастическая полоса препятствий. Игры «Ниточка и иголочка», «Три движения», «Светофор», «Обезьянки». Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».

         3.2.2. Легкая атлетика. Ходьба: Сочетание различных видов ходьбы. Ходьба под счет. Бег: Обычный бег, бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в чередовании с ходьбой до 150м. Челночный бег 3х5м.Понятие «короткая дистанция, бег на скорость и выносливость».Развитие скоростных качеств, выносливости. Бег с ускорением от 10 до 15м., и 60м.; Кросс по слабопересеченной местности до 1 км. Равномерный, медленный бег до 3 мин.  Подвижные игры «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Вызов номеров», «Воробьи и вороны», «День и ночь», «Смена сторон» «Круговая эстафета». Прыжки: Прыжки на 1 и на 2 ногах на месте и с поворотом на 90, с продвижением вперед. Прыжок в длину с места. Прыжки через набивные мячи, веревочку (высота 30-40см) с 3-4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку. Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Спрыгивание и запрыгивание на горку из матов с высоты до 30 см; Эстафеты. Подвижные игры «Парашютисты», «Кузнечики», «Прыжок за прыжком». Развитие прыгучести, скоростно-силовых качеств. Броски:Броски мяча (1кг) на дальность из различных положений. Метание:Метание малого мяча из положения, стоя грудью по направлению метания на дальность и заданное расстояние. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (2х2м) с расстояния 3-4м.. Подвижная игра «К своим флажкам», «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Разгрузи арбузы», «Попади в цель».Развитие скоростно-силовых способностей.                         3.2.3.Лыжная подготовка.  Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км.                                                                         3.2.4. Подвижные игры.  Эстафеты, подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Класс, смирно!», «Октябрята», «Метко в цель», «Погрузка арбузов», «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит», «Волк во рву», «Посадка картошки», «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки », «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет», «Удочка», «Компас», «Вызов номеров».                                3.2.5. Подвижные игры на основе баскетбол, футбола. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Бросок мяча снизу на месте в щит. .Ведение мяча на месте. Эстафеты с мячами. Игры «Бросай и поймай», «Передача мячей в колоннах»,«Мяч соседу», «Гонка мячей по кру- гу», «Передал - садись», «Выстрел в небо», «Мяч в обруч», «Перестрелка», «Не давай мяча водящему».

        Башкирские народные игры. «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Уголки», «Белый тополь, синий тополь», «Поймай воробья поясом», «Иголка и нитка», «Кот и мыши», «Волк и зайцы».

         

2 класс (102 часа)

 1. Знания о физической культуре.

1.1. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Закаливание организма (обтирание). Название метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Техника безопасности на занятиях.

1.2. Возникновение первых спортивных соревнований. История зарождения древних Олимпийских игр.

1.3. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие.

 2. Способы физкультурной деятельности.

 2.1. Выполнение утренней зарядки; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча.

2.2. Измерение длины и массы тела, определение качества осанки, уровня развития основных физических качеств.

2.3. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями в зимнее и летнее время года.

3.Физическое совершенствование

3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции осанки. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

3.2. Физкультурно-образовательная деятельность

3.2.1. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!» Подвижные игры «Запрещенное движение»», «Фигуры», «Светофор». Акробатические упражнения: кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги, перекат вперед, в упор присев; кувырок в сторону. Акробатическая комбинация из ранее изученных элементов. Игры «Слушай сигнал», «Ветер, дождь, гром, молния». «Кто приходил?», «Парашютист», «Тише едешь – дальше будешь». Гимнастические упражнения прикладного характера: Вис стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической скамейке поднимание согнутых и прямых ног. Вис на согнутых руках. Подтягивания в висе. упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре (на коне, бревне, гимнастической скамейке).Игры «Пройти бесшумно», «Космонавты», «Фигуры», «Светофор», «Запрещенное движение». Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками, по гимнастической стенке с одновременным прехватом рук и перестановкой ног; перелезание через «козла» (высота до 60 см); лазание по канату. Гимнастическая полоса препятствий. Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».Игры «Иголочка и ниточка», «Кто приходил?», «Слушай сигнал», «Обезьянки». Название основных гимнастических снарядов

 3.2.2. Легкая атлетика. Ходьба: Ходьба с преодолением препятствий по разметкам. Бег: Обычный бег, бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в чередовании с ходьбой до 150 м. Челночный бег 3х10м. Специально-беговые упражнения. Бег с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.); по размеченным участкам дорожки; эстафеты с бегом на скорость; бег на выносливость до 4 мин. Прыжки: на одной и двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, через препятствия, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см, с высоты до 40см, в высоту с 4-5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку многоразовые (до 8 прыжков). Игры «К своим флажкам», «Прыгающие воробушки». «Волк во рву», «Удочка», «Резиночка». Эстафеты.. Броски: бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперед-вверх из того же и.п. на дальность. Метание: метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 х 2 м) с расстояния 4-5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Эстафеты. Подвижные игры «Защита укрепления», «Кто дальше бросит»

 3.2.3.Лыжная подготовка. Скользящий шаг с палками. Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. Повороты переступанием. Подъем «полуелочкой».

3.2.3.Подвижные игры. Эстафеты. Игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Прыгуны и пятнашки», «Гуси-лебеди», «Невод», «Посадка картошки», «Прыжки по полоскам», «Попади в мяч», «Веревочка под ногами», «Вызов номера», «Западня», «Конники-спортсмены», «Птица в клетке», «Салки на одной ноге», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет».

3.2.5. Подвижные игры на основе баскетбола, футбола.  Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (мишень, щит, кольцо). Ведение мяча в движении по прямой (шагом и бегом) правой (левой) рукой. Игры «Попади в обруч», «Передал - садись», «Мяч - среднему», «Мяч соседу», «Мяч в корзину», Передача мяча в колоннах», «Школа мяча», «Гонка мячей по кругу». Эстафеты. Игра в мини-баскетбол. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.

        Башкирские народные игры. «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Уголки», «Белый тополь, синий тополь», «Поймай воробья поясом», «Иголка и нитка», «Кот и мыши», «Волк и зайцы».

        Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности

         

3 класс (102 часа)

1.Знания о физической культуре.

 1.1. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Понятия: эстафета, команды «Старт», «Финиш», понятия о темпе, длительности бега, влиянии бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях. Техника безопасности на занятиях. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол.

1.2. Зарождение физической культуры на территории Древней Руси.

1.3. Характеризовать показатели физического развития.

2.Способы физкультурной деятельности.

 2.1. Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств.

2.2. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.

 2.3. Освоение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, баскетбол. Проведение элементарных соревнований.

 3. Физическое совершенствование

3.1.Физкультурно-оздоровительная деятельность Правила составления комплексов ОРУ, упражнения на развитие различных мышечных групп, упражнения с предметами. Контроль за состоянием организма. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Игры и развлечения в зимнее время года. Игры и развлечения в летнее время года. Подвижные игры с элементами спортивных игр.

 3.2. Физкультурно-образовательная деятельность

3.2.1. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый- второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, змейкой. Акробатические упражнения: перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2- 3 кувырка вперед; стойка на лопатках;кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; «мост» из положения лежа на спине; Комбинация из освоенных элементов. Игры «Западня», «Что изменилось?», «Запрещенное движение», «Светофор», «Космонавты». Гимнастические упражнения прикладного характера: Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед. Комбинации из пройденных элементов на гимнастической стенке, скамейке. Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на животе, подтягиваясь руками; лазанье по канату (З м). ; перелезание через гимнастического коня. Гимнастическая полоса препятствий. Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».Игры «Резиночка», «Аисты».

 3.2.2. Легкая атлетика. Ходьба: ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы, с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3-4 препятствий. Бег: Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперед, с захлестыванием голени назад, бег на выносливость до 5 мин.Бег в коридоре 30-40см. с максимальной скоростью до 60м. Кросс по слабопересеченной местности до 1км. Челночный бег 3х10м. круговая эстафета. Выявление работающих групп мышц. Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений Понятия «эстафета», «старт», «финиш». Игры «Пустое место», «Белые медведи», «Смена сторон», «Команда быстроногих», «Гуси-лебеди», «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей», «Перебежка с выручкой». Прыжки: с поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30-50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места. Игры «Гуси лебеди», «Лиса и куры», «Прыгающие воробушки». Правила соревнований в беге, прыжках. Броски: бросок набивного мяча (1кг) из положения стоя грудью в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы вперед-вверх; снизу вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Метание: метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х 1,5м) с расстояния 4-5м. Игры «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Дальние броски», «Зайцы в огороде». Правила соревнований в метании.

 3.2.3.Лыжная подготовка. Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Подъем «лесенкой». Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью.

3.2.3.Подвижные игры. Эстафеты с предметами и без них. Игры «Заяц без логова», «Удочка»,«Наступление», «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Вызов номеров», «Защита укреплений», «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки», «Вол во рву», «Пустое место», «К своим флажкам».

На материале раздела «Спортивные игры» 

- футбол: удар ногой по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7—8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7—8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: Игра Мини-футбол

- баскетбол: ловля и передача мяча на месте и в движении. Ловля и передача мяча на месте в треугольниках, в квадратах, в круге. Ведение на месте правой (левой) рукой на месте, в движении шагом и бегом. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски в цель (щит) двумя руками от груди. Игры «Передал - садись», «Мяч - среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу», «Обгони мяч», «Перестрелка», «Мяч - ловцу», «Не дай мяч водящему», «Мяч соседу». Игра в мини-баскетбол.

        Башкирские народные игры. «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Уголки», «Белый тополь, синий тополь», «Поймай воробья поясом», «Иголка и нитка», «Кот и мыши», «Волк и зайцы».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств

4 класс (102 часа)

1. Знания о физической культуре.

1.1. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

1.2. История развития физической культуры в России, ее роль и значение.

 1.3. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Правила контроля за физической нагрузкой. Физическая нагрузка и еѐ влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

2. Физическое совершенствование.

 2.1.Измерение показателей основных физических качеств. Проведение тестирования быстроты, гибкости, прыгучести, ловкости.

 2.2. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений.

 2.3. Проведение игр в футбол, баскетбол по упрощѐнным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

 3. Физическое совершенствование

 3.1.Физкультурно-оздоровительная деятельность Оздоровительные формы занятий. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Развитие физических качеств. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Профилактика утомления. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

3.2.Физкультурно -образовательная деятельность

3.2.1. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами; из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. Акробатические упражнения: Кувырок назад; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно. Комбинация из освоенных элементов. Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Игры «Что изменилось?», «Точный поворот», «Запрещенное движение», «Быстро по местам», «Ползуны», «Западня». Гимнастические упражнения прикладного характера: опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Лазание по канату в три приема. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты на 90 и 180°; опускание в упор стоя на колене (правом, левом). Комбинация на бревне. Эстафеты. Игры «Посадка картофеля», «Не ошибись!», «Три движения», «Прокати быстрее мяч», «Лисы и куры», «Веревочка под ногами», «Обезьянки», «Ниточка-иголочка».

3.2.2. Легкая атлетика. Ходьба: с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3-4 препятствий. Бег: Специальные беговые упражнения. Бег на выносливость до 6-8 мин.Бег в коридоре 30-40см. с максимальной скоростью до 60м. Кросс по слабопересеченной местности до 1км. Челночный бег 3х10м. круговая эстафета. Бег с ускорением от 30 до 60 м. Соревнование в беге до 60 м. Выявление работающих групп мышц. Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений. Понятия «эстафета», «старт», «финиш». Игры  «Пустое место», «Белые медведи», «Смена сторон», «Команда быстроногих», «Гуси-лебеди», «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей», «Перебежка с выручкой». Прыжки: прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы на точность приземления; с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-120° и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); прыжки в высоту с прямого и бокового разбега. Игры «Зайцы в огороде», «Волк во рву», «Шишки, желуди, орехи», «Прыжок за прыжком». Броски: набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди с места; то же с шага на дальность и заданное расстояние. Метание: теннисного мяча с места, из положения стоя боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м) с расстояния 5-6 м. Игры «Невод», Игра «Третий лишний», «Охотники и утки», «Прыжок за прыжком», «Гуси-лебеди».

3.2.3.Лыжная подготовка. Попеременный двухшажный ход. Спуски с пологих склонов. Торможение «плугом» и упором. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» и «елочкой». Прохождение дистанции до 2,5 км. 3.2.3.Подвижные игры 8 часов Игры «Космонавты», «Разведчики и часовые», «Белые медведи», «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Прыгуны и пятнашки», «Заяц, сторож, Жучка», «Удочка», «Зайцы в огороде», «Мышеловка», «Невод», «Эстафета зверей», «Метко в цель», «Кузнечики», «Парашютисты». Эстафеты с предметами.

На материале раздела «Спортивные игры»

- футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам (Мини-футбол»).

 - баскетбол: ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча на месте с высоким, средним, низким отскоком. Ловля и передача мяча в кругу, в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. Эстафеты с ведением и передачами мяча. Игры «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Овладей мячом», «Снайперы», «Перестрелка».

        Башкирские народные игры. «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Уголки», «Белый тополь, синий тополь», «Поймай воробья поясом», «Иголка и нитка», «Кот и мыши», «Волк и зайцы».

Общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств.

Раздел

Количество часов по разделу

Класс(ч.)

1класс

2класс

3класс

4класс

Базовая часть

316

80

78

78

80

Основы знаний о физической культуре, ЗОЖ

В проц. уроков

В проц. уроков

В проц. уроков

В проц. уроков

В проц. уроков

Подвижные игры, национальные игры

73

20

18

18

17

Гимнастика с элементами акробатики

71

17

18

      18

      18

Легкоатлетические упражнения

88

22

21

21

24

Лыжная подготовка

84

21

21

21

21

Вариативная часть

89

19

24

24

22

Подвижные игры с элементами баскетбола, футбола

89

19

24

24

22

Итого

405

99

102

102

102

3. Тематическое планирование изучения основных разделов учебного предмета с указанием общего количества часов на каждый раздел

1

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

2

Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2005.

3

Рабочая программа по физической культуре

4

Лях В.И Физическая культура Предметная линия учебников Москва «Просвещение» 2014

5

Дополнительная литература для учителя

6

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

7

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998

8

Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физкультуре 1, 2,3,4 класс Москва «Вако» 2014

 Перечень учебно-методического обеспечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 1-9 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 1 - 9 классов разработана всоответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (Федеральный ...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 8 класс

Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 5,6,8,9 специальных (коррекционных) классов

Адаптированная рабочая  программа по физической культуре для  специальных (коррекционных) классов...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для ОВЗ ( 5 класс)

МБОУ КР ОО « Кромская средняя общеобразовательная школа» (полное наименование образовательного учреждения) ПРИНЯТО  К  УТВЕРЖДЕНИЮ...

Адаптированная рабочая программа по Физической культуре для детей с нарушением ОДА в 1-4 классах

Адаптированная рабочая программа по Физической культуре для детей с нарушением ОДА в 1-4 классахСпециальные условия получения образования детьми с нарушениями...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 1-9 классов на 2017 - 2018 учебный год

Программа по физической культуре для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с прим...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1 КЛАСС

Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 1 класс....